Урок биологии на тему «Функциональные особенности опорно-двигательной системы человека» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Основные понятия: трубчатые, короткие, плоские и воздухоносные кости; непрерывное и прерывистое сочленение костей; цилиндрические суставы, блокидные, эллипсовидные, шаровидные; астеник, нормостеник, гиперстеник
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
Кости в совокупности с мышцами и другими образованиями являются частью опорно-двигательного аппарата. К тому же они выполняют защитную функцию, так как образуют жесткий каркас для многих внутренних органов. В позвоночном канале телами позвонков защищен спинной мозг, в полости черепа укрыт головной мозг, в грудной и тазовых полостях располагаются внутренние органы. Находящийся в костных полостях красный костный мозг продуцирует клетки крови. Кости принимают участие и в обмене веществ, особенно минеральном. Скелет человека имеет свыше двухсот костей (большинство из которых парные). У мужчин они составляют 10% от массы тела, а у женщин— 8,5%.
По форме и функциям кости можно разделить на трубчатые, короткие, плоские и воздухоносные.
Трубчатые кости образуют основу конечностей и выполняют функцию рычагов, приводимых в движение мышцами. Они могут быть длинными (плечевая, бедренная кость) или короткими (фаланги пальцев, кости кисти и стопы).
Короткие кости располагаются в тех местах скелета, где большая подвижность сочетается с сопротивлением сдавливающим силам. Например, в месте соединения голени со стопой находятся семь коротких костей предплюсны, а в месте соединения кисти с предплечьем — восемь костей запястья. Их функцию можно сравнить с шарикоподшипниками различных машин и механизмов.
Плоские кости ограничивают полости, образуя надежную защиту для органов, и в то же время представляют обширные поверхности для прикрепления мышц. К плоским костям относятся лопатки, кости крыши черепа и др.
Воздухоносные кости занимают особое место в скелете. Они имеют полости, выстланные слизистой оболочкой. К ним относятся некоторые кости черепа: верхняя челюсть, лобная, клиновидная, решетчатая. Наличие в них воздухоносных пазух имеет большое функциональное значение. Во-первых, они уменьшают нес черепа, одновременно повышая его прочность, во-вторых, появляются дополнительные пространства для воздуха.
Познакомимся с некоторыми функциональными особенностями скелета человека
На распиле кости видны два вида костного вещества. Первое, плотное и очень компактное
располагается снаружи, а внутри кости находится губчатое вещество , которое состоит из сети тонких костных перекладин,перекрещивающихся по отношению друг к другу.
Познакомимся с некоторыми функциональными особенностями скелета человека
На распиле кости видны два вида костного вещества. Первое, плотное и очень компактно,располагается снаружи, а внутри кости находится губчатое вещество , которое состоит из сети тонких костных перекладин, перекрещивающихся по отношению друг к другу.
Познакомимся с некоторыми функциональными особенностями скелета человека. На распиле кости видны два вида костного вещества. Первое, плотное и очень компактное, располагается снаружи, а внутри кости находится губчатое вещество, которое состоит из сети тонких костных перекладин,
перекрещивающихся по отношению друг к другу.
Задание 1. Внимательно рассмотрите скелет человека и объясните, почему трубчатые кости в большей части состоят из плотного компактного вещества, а тело их полое. 2. Прочность кости зависит от ее химического состава, который с возрастом, меняется. Костная ткань содержит примерно 50% воды, около 16% жира, 12% органических веществ и 22% минеральных неорганических веществ. Меняется ли. состав костей по мере роста и развития организма? 3. Почему у пожилых людей чаще наблюдаются травмы костей по сравнению, с молодыми людьми? У кого из них восстановление костной ткани идет быстрее и почему?
Стойкость кости к большим нагрузкам (сжатие и расширение) определяется не только ее химическим составом, но и строением. Если рассмотреть плотную костную ткань под микроскопом, то видно, что она пронизана густой сетью ветвящихся и соединенных друг с другом костных канальцев (3). В них проходят кровеносные сосуды (4) и нервы. Каждый каналец окружен примерно десятью рядами костных пластинок (5), между которыми находятся костные клетки, отростки которых, пронизывая костные пластинки, соединяются друг с другом. Такие кости выдерживают большие нагрузки. Так, например, бедренная кость способна выдержать нагрузку по длине до 750 кг, а в поперечнике — до 260—400 кг.
Кости могут соединяться между собой непрерывно и прерывисто. При непрерывном соединении их связывает плотная волокнистая ткань, либо хрящ, или же костная ткань. Такие прослойки делают кость малоподвижной или вовсе неподвижной.
Задание 2. Найдите на скелете непрерывное сочленение костей и объясните их функциональные особенности.
Прерывистые соединения, или суставы, обеспечивают кости большую подвижность, позволяя совершать ей движения в различных направлениях. Что же определяет их функцию?
В каждом суставе различают суставные поверхности сочленяющихся костей, суставной хрящ), суставную капсулу в виде муфты, окружающую концы костей, и суставную полость, находящуюся внутри капсулы. Суставные поверхности обычно покрыты хрящом и соответствуют друг другу. Функция сустава определяется формой сочленения. По форме сустав может напоминать цилиндр, вращающийся вокруг одной оси; эллипс, вращающийся вокруг двух осей; шар, вращающийся вокруг трёх и более осей. Соответственно суставы могут быть одноосными> двухосными и многоосными. Примером одноосных цилиндрических суставов служат верхний и нижний суставы между лучевой и локтевой костями, двухосных блоковидных — межфаланговые суставы пальцев; эллипсовидных — лучезапястный сустав; многоосных шаровидных — плечевой и тазобедренный суставы.
Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из-за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Только помните, что физическое здоровье и физическая привлекательность связаны одной «веревочкой». И невозможно вытащить впопыхах угодный вам конец «веревочки». Не рассчитывайте на мгновенный успех. Не ставьте перед собой нереальных задач — значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру, стать похожим на другого человека, понравившегося вам своей внешностью. Достаточно реализовать те возможности, которые заложены в вас природой. Встаньте однажды перёд большим зеркалом и задайте себе вопросы: «Как я выгляжу? Каково мое здоровье?» Ну, как? Довольны ли вы своим телосложением? Какие недостатки фигуры хотели бы вы исправить? Для начала определим тип телосложения
Различают три основных типа нормального теженлослоия: астенический, нормостенический (атлетический), гиперстенический.
Астеник худощав, несколько плоскогруд, мускулатура у него развита слабо.
Нормостеник широкогруд, плечист, мускулатура у него выражена отчетливо:
Гиперстеник отличается плотным телосложением, «солидностью» фигуры-.
Реализуя заложенные в вас возможности, вы можете привести в гармоническое соответствие с ростом и присущим вам типом сложения свою массу и пропорции тела.
Выполнив определенные измерения и вычисления по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими, вы получите общее представление о своем типе телосложения.
Для того чтобы определить соответствует ли масса тела норме и типу телосложения, используют формулу:
масса тела (в кг)
рост (в см)
Результат от деления в пределах:
0,28—0,31 свидетельствует о недостаточной массе, астеническом типе сложения;
0,32—0,44 свидетельствует о нормальной массе, нормостеническом типе сложения; у
0,45—0,53 свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстеническом типе сложения.
Цифры выше или ниже пределов— свидетельство либо болезненного ожирения, либо истощения. В любом из этих случаев нужно показаться врачу.
Гармоничность телосложения характеризуется и показателем развития грудной клетки (ПРГК).
окружность грудной клетки (в см) ^
окружность грудной клетки (в см)
К—рост (в см)
ПРГК меньше 50 — слабое развитие грудной клетки;
ПРГК 50—55 — среднее развитие грудной клетки;
ПРГК больше 55 — отличное развитие грудной клетки.
Разница в сантиметрах между окружностью грудной клетки во время глубокого вдоха и глубокого выдоха называется экскурсией грудной клетки. У старших школьников она равна, 5—7 см. Большая экскурсия — свидетельство хорошего объема легких и, как правило, более пропорционального телосложения, меньшая — свидетельство недостаточного объема легких.
Вот примерные соотношения между частями тела: окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии; окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени; окружность голени примерно равна окружности шеи (у девушек) и окружности напряженного бицепса (у юношей).
Данные измерений запишите в тетради, сравните, как сильно они отличаются от требуемых показателей. Если отличие очень большое, то вам предстоит серьезно заняться физической культурой. Если отличий нет, то все равно не спешите почивать на лаврах, начните или продолжайте заниматься любимым видом спорта.
Подумайте и ответьте. 1. На какие группы по выполняемым функциям можно разделить кости скелета человека? 2. Что обеспечивает прочность кости? 3. Объясните, почему в процессе эволюции в костном скелете образовались два типа сочленения костей. 4. На какие группы по выполняемой функции можно разделить суставы? 5. На основании самонаблюденйй определите, к какому типу сложения вы себя можете отнести.
Объясните значение терминов: трубчатые, короткие, плоские и воздухоносные кости; непрерывное и прерывистое сочленение костей; цилиндрические суставы, блокидные, эллипсовидные, шаровидные; астеник, нормостеник, гиперстеник
Опорно двигательная система - скелет
Развитие опорно-двигательной системы
Опора и движение. Кости скелета
Скелет человека, его строение и значение
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html