Урок биологии «Функциональные особенности органов дыхания, как выделительной системы» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Функциональные особенности органов дыхания, как выделительной системы. Гигиена дыхания
Легкие, как известно, постоянно контактируют с внешней средой. За 1 мин через них проходит около 100 л воздуха,: который р настоящее время очень сильно загрязнен. В процессе эволюции выработался сложный комплекс защитных механизмов, обеспечивающих обеззараживание и выведение из дыхательных путей инородных частиц, попавших туда с воздухом. Главная линия защиты полость носа, где воздух согревается, увлажняется и освобождается от части пылевых частиц. Слизистая оболочка носа и воздухоносных путей трахеи, бронхи и бронхиолы выстланы мерцательным эпителием, клетки которого снабжены ресничками, находящимися в постоянном колебании. Мерцательный эпителий трахеи содержит бокаловидные клетки, выделяющие слизь. Направление колебательных движений ресничек как бы раз и навсегда запланировано, и работают они автономно.
Даже если человек по тем или иным причинам теряет сознание, мерцательный эпителий продолжает работать и защищать легкие. Его очистительная функция при необходимости подкрепляется усиленным выдохом, кашлем,, что. способствует удалению мокроты, посторонних веществ, попавших в дыхательные пути. При этом устойчивость организма к возбудителям различных заболеваний во многом зависит от нормального функционирования мерцательного эпителия.
К сведению курильщиков: самым губительным образом действуют на органы дыхания, и на мерцательный эпителий в том числе, никотин и другие содержащиеся в табачном дыме вещества. Поэтому отказ от курения одно из главных условий нормальной деятельности защитного мерцательного эпителия.
Человек испытывает постоянную потребность в кислороде, которая удовлетворяется за счет дыхания. При вдохе в кровь поступает кислород, а при выдохе — удаляется углекислый газ. Этот газообмен осуществляется в легких. Но прежде чем попасть в легкие, воздух проходит по воздухоносным путям через носовую полость, носоглотку, гортань, трахею, бронхи.. Здесь он увлажняется и согревается, и некоторые вещества, например мельчайшие пылевые частицы, оседают на слизистой оболочке этих органов, а затем частично удаляются со слюной, а также, с мокротой во время кашля, чихания.
Легкие — орган парный, причем правое легкое короче й шире левого и больше его по объему. По форме каждое легкое напоминает половину рассеченного конуса. Их несколько закругленные верхушки располагаются на 2—3 см выше уровня ключиц, а широкие и вогнутые основания как бы опираются на диафрагму. Наружная, прилегающая к ребрам поверхность выпуклая, а внутренняя, обращённая к сердцу — вогнутая. Почти в середине вогнутой поверхности имеется углубление. Это ворота легкого, через которые в него входят главный бронх, легочная артерия, ветви нервов, содержащие чувствительные и двигательные волокна, бронхиальная артерия, а выходят легочные вены и лимфатические сосуды. Комплекс всех этих составляющих называют корнем легкого. У левого легкого на внутренней поверхности имеется еще одно заметное вдавливание — сердечная вырезка образовавшаяся в результате прилегания сердца.
Каждое легкое покрыто гладкой, блестящей, влажной серозной оболочкой — плеврой, которая в области корня переходит во внутреннюю поверхность грудной полости, образуя плевральный мешок. Он больше легкого (это понятно, ведь легкое значительно изменяет свой объем в процессе дыхания); полость его увлажнена лишь небольшим количеством серозной жидкости и совсем не содержит воздуха.
Легкие делят не только на доли, но и в соответствии с ветвлениями бронхов на более мелкие структурные образования — сегменты и дольки.
Сегменты имеют форму пирамид, верхушки которых направлены в сторону ворот легких, а их основания составляют наружную поверхность. Каждый сегмент снабжен собственными бронхами, нервами, артерией, а вот вены проходят между сегментами;
В свою очередь, сегменты сложены из еще более мелких пирамид — долек; число их в одном легком достигает восьмисот.
В дольке бронх продолжает ветвиться, и диаметр его воздухоносных трубочек—бронхиол становится все меньше и меньше. Но еще тоньше бронхиол их ответвления — альвеолярные ходы, усеянные гроздьями микроскопических тонкостенных пузырьков -4- альвеол. Альвеолы составляют «дышащую» ткань легкого.
Стенка альвеол очень тонка, она образована лишь слоем клеток альвеолярного эпителия и густо оплетена сеткой капилляров. По капиллярам течет венозная кровь, поступающая в легкие из правой половины сердца и насыщенная углекислым газом. Через тонкую альвеолярно-капиллярную мембрану постоянно происходит1 двойной обмен: углекислый газ поступает в альвеолы и во время выдоха выводится из организма, а из альвеол в кровь поступает кислород, и гемоглобин крови быстро его поглощает.
Во время вдоха далеко не все альвеолы заполняются целиком атмосферным воздухом. Воздух обновляется лишь в-части альвеол. А остальные составляют функциональный' резерв.
В состоянии покоя человек делает примерно 16 дыхательных движений в минуту, и объем, вдыхаемого воздуха (легочная вентиляция) составляет при этом б—9 л. Но максимальный объем может достигать и 60 90 л в 1 мин, а у людей тренированных даже 160— 170 л
Большой диапазон, в пределах которого легкие могут обеспечивать необходимый для жизни газообмен, позволяет хирургам при необходимости удалять сегменты и даже доли, когда ткань легкого поражена, например, туберкулезным процессом, опухолью. Дыхательная поверхность Легких при этом; конечно, уменьшается, но они и в этом случае достаточно хорошо справляются со своей функцией
Ритмическую смену вдоха и выдоха обеспечивает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге. Здесь периодически возникают импульсы, устремляющиеся к дыхательным мышцам
Нервные клетки дыхательного центра весьма чувствительны к количеству углекислоты, содержащейся в крови. Как только ёе содержание начинает превышать норму, в дыхательном центре усиливается возбуждение, оно распространяется по нервным путям, и в результате дыхание углубляется, учащается, и организм получает необходимые ему порции кислорода.
Строение органов дыхания
Процесс дыхания у человека: что это и как происходит
Регуляция дыхания
Внешнее дыхание. Учебный фильм по физиологии
Дыхательная система. Гигиена дыхания
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html