Урок биологии на тему «Функциональные особенности мышечной системы человека» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
мышечные волокна, мышечные пучки, соединительнотканная оболочка, сгибатели, разгибатели, приводящие, отводящие, поднимающие,, опускающие, вращающие, сжимающие, расширяющие мышцы.
Изучение нового материала
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Все многообразие движений, постоянно совершающихся в организме, обеспечивают мышцы, благодаря которым тело удерживается в равновесии и перемещается в пространстве, осуществляются дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы, движение глаз, головы, шеи, глотание, важнейшие функции внутренних органов, включая и сердце. Различают мышцы гладкие и поперечнополосатые, которые отличаются не только по строению, но и по выполняемой функции.
Познакомимся с функциональными особенностями мышц.
Рассмотрим рисунок 35.1. Гладкие мышцы 35. образуют мышечную оболочку стенок всех внутренних органов (за исключением сердца). Они состоят из небольших (до 100 мкм) мышечных клеток. Регулирует деятельность гладких мышц вегетативная нервная система. Они не подчиняются волевым приказам, поэтому их нельзя сокращать и расслаблять произвольно. Поперечно-полосатые мышцы составляют до 40% массы тела. Среди них выделяют скелетные мышцы и мышцу сердца. Скелетные мышцы\35.2\ покрывают скелет так, что кости лишь в некоторых местах лежат непосредственно под кожей. Развитие скелетных мышц в значительной степени (особенно у мужчин) определяет формы и рельеф тела. Мышечные волокна представляют собой многоядерные мышечные образования, составленные из тонких волоконец — миофибрилл.
Количество волокон р. мышцах различно, поэтому и сила мышц неодинакова. Она определяется площадью поперечного сечения всех ее волокон, которая увеличивается в результате тренировки мышцы. Чем чаще и напряжённее работает мышца, тем толще и сильнее она становится. Постоянная тренировка и физический труд могут привести к увеличению диаметра мышечного волокна вдвое.
Прослойками соединительной ткани объединяет мышечные волокна и мышцу снаружи. Внутримышечная соединительная ткань переходит в сухожилие — плотный волокнистый тяж, с помощью которого мышцы крепятся к кости.
Мышечные пучки по-разному располагаются по отношению к сухожилию |35.3|. Они могут идти параллельно ему, образуя 7веретенообразную мышцу или располагаясь перисто (2), под углом с одной (3) или с двух сторон (4). Мышцы обладают большой упругостью, могут растягиваться или укорачиваться.
Задание 1. Пронаблюдайте за сокращением своих скелетных мышц и определите, какие части скелета они приводят в. движение.
Кровь поступает в мышцу по нескольким артериям. Они ветвятся между мышечными пучками, образуя артериолы, которые разветвляются на капилляры. В расслабленной, находящейся в покое мышце значительная часть капилляров закрыта и кровь к ним не поступает. Вместе с артериями в мышцу входят один или несколько нервов. Регулирует деятельность скелетных мышц центральная нервная система. И человек сознательно может напрягать или расслаблять скелетные мышцы.
Почти все мышцы снабжены вспомогательным аппаратом — соединительнотканными оболочками (5). Они отделяют их от кожи и жировой клетчатки. Они же Образуют перегородки между отдельными мышцами (6), которые обычно срастаются с надкостницей костей. Таким образом, мышцы как будто заключены в футляр из соединительных оболочек. К вспомогательным образованиям 135.5 относятся и кости, расположенные внутри сухожилии (7). Они увеличивают угол крепления сухожилий к костям скелета (8), что способствует более экономичной работе мышц. Мышцы воздействуют на кости, соединенные между собой суставами наподобие рычага.. Точкой опоры рычага служит сустав (9), в котором происходит движение, точкой приложения силы — место прикрепления мышцы (/0), осуществляющей движение, а точкой сопротивления — место действия на кости силы тяжести (11). Как известно, сдвинуть с помощью рычага что-либо тем легче, чем ближе к точке опоры приложено сопротивление и чем дальше от нее точка приложения силы. Например, чтобы поднять в вытянутой руке груз массой 10 кг, мышцы руки должны развить усилие в 100 кг.
По своей функции мышцы можно разделить на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, поднимающие и опускающие, вращающие, сжимающие, расширяющие.
Мышцы. Типы мышц, их строение и значение
Работа мышц
Сгибатели и разгибатели мышц
Мышечное сокращение.
Физиология мышечного сокращения
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html