12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Основные понятия

мышечные волокна, мышечные пуч­ки, соединительнотканная оболочка, сгибатели, разгибатели, приводя­щие, отводящие, поднимающие,, опускающие, вращающие, сжимающие, расширяющие мышцы.

Изучение нового материала

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Все многообразие движений, постоянно совершающихся в орга­низме, обеспечивают мышцы, благодаря которым тело удерживает­ся в равновесии и перемещается в пространстве, осуществляются дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы, движение глаз, головы, шеи, глотание, важнейшие функции внутренних ор­ганов, включая и сердце. Различают мышцы гладкие и поперечно­полосатые, которые отличаются не только по строению, но и по выполняемой функции.

Познакомимся с функциональными особенностями мышц.

Рас­смотрим рисунок 35.1. Гладкие мышцы 35. образуют мышечную оболочку стенок всех внутренних органов (за исключением сердца). Они состоят из небольших (до 100 мкм) мышечных клеток. Регули­рует деятельность гладких мышц вегетативная нервная система. Они не подчиняются волевым приказам, поэтому их нельзя сокра­щать и расслаблять произвольно. Поперечно-полосатые мышцы составляют до 40% массы тела. Среди них выделяют скелетные мышцы и мышцу сердца. Скелетные мышцы\35.2\ покрывают ске­лет так, что кости лишь в некоторых местах лежат непосредственно под кожей. Развитие скелетных мышц в значительной степени (осо­бенно у мужчин) определяет формы и рельеф тела. Мышечные во­локна представляют собой многоядерные мышечные образования, составленные из тонких волоконец — миофибрилл.

Количество волокон р. мышцах различно, поэтому и сила мышц неодинакова. Она определяется площадью поперечного сечения всех ее волокон, которая увеличивается в результате тренировки мышцы. Чем чаще и напряжённее работает мышца, тем толще и сильнее она становится. Постоянная тренировка и физический труд могут привести к увеличению диаметра мышечного волокна вдвое.

Прослойками соединительной ткани объединяет мышечные волокна и мышцу снаружи. Внутримышечная соединительная ткань пе­реходит в сухожилие — плотный волокнистый тяж, с помощью которого мышцы крепятся к кости.

Мышечные пучки по-разному располагаются по отношению к сухожилию |35.3|. Они могут идти параллельно ему, образуя 7веретенообразную мышцу или располагаясь перисто (2), под углом с одной (3) или с двух сторон (4). Мышцы обладают боль­шой упругостью, могут растягиваться или укорачиваться.

Задание 1. Пронаблюдайте за сокращением своих скелетных мышц и определите, какие части скелета они приводят в. движение.

Кровь поступает в мышцу по нескольким артериям. Они вет­вятся между мышечными пучками, образуя артериолы, которые разветвляются на капилляры. В расслабленной, находящейся в покое мышце значительная часть капилляров закрыта и кровь к ним не поступает. Вместе с артериями в мышцу входят один или несколько нервов. Регулирует деятельность скелетных мышц цент­ральная нервная система. И человек сознательно может напря­гать или расслаблять скелетные мышцы.

Почти все мышцы снабжены вспомогательным аппаратом — соединительнотканными оболочками (5). Они отделяют их от кожи и жировой клетчатки. Они же Образуют перегородки между отдель­ными мышцами (6), которые обычно срастаются с надкостницей костей. Таким образом, мышцы как будто заключены в футляр из соединительных оболочек. К вспомогательным образованиям 135.5 относятся и кости, расположенные внутри сухожилии (7). Они уве­личивают угол крепления сухожилий к костям скелета (8), что спо­собствует более экономичной работе мышц. Мышцы воздействуют на кости, соединенные между собой суставами наподобие рычага.. Точкой опоры рычага служит сустав (9), в котором происходит движение, точкой приложения силы — место прикрепления мышцы (/0), осуществляющей движение, а точкой сопротивления — место действия на кости силы тяжести (11). Как известно, сдвинуть с по­мощью рычага что-либо тем легче, чем ближе к точке опоры прило­жено сопротивление и чем дальше от нее точка приложения силы. Например, чтобы поднять в вытянутой руке груз массой 10 кг, мыш­цы руки должны развить усилие в 100 кг.

По своей функции мышцы можно разделить на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, поднимающие и опус­кающие, вращающие, сжимающие, расширяющие.

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение

 

 

 

Работа мышц

 

 

 

Сгибатели и разгибатели мышц

 

 

 

Мышечное сокращение.

 

 

 

Физиология мышечного сокращения

 

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.