Особенности учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий
Проектирование учебного процесса: текущая и промежуточная оценка. Особенности учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий <номер>
Смысл введения нового стандарта. Планируемые результаты и система оценки – новые механизмы обеспечения качества образования. Круг обсуждаемых вопросов Смысл введения нового стандарта. Планируемые результаты и система оценки – новые механизмы обеспечения качества образования. Что означает переход в системе оценки к модели «обеспечение качества образования» в практике работе учителя. Алгоритм проектирования учебного процесса Особенности учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий <номер>
Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ «КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС <номер>
Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний В чем проявляется достижение планируемых результатов? <номер>
Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы “ЗНАНИЕВАЯ” “ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ” Основа кодификатора Предмет оценки Обязательный минимум (ОМ) Планируемые результаты (ПР) Освоение всех элементов ОМ Способность к решению учебных задач 1 - 9 классов Основные функции Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Ориентация учебного процесса Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого Контроль за достижением ПР <номер>
Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода –важнейшая особенность нового стандарта <номер>
Основная педагогическая задача – Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Практика работы учителя: ориентация на парадигму деятельностного развития <номер>
Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Ориентация ежедневного учебного процесса – путем подбора учебных заданий и учебных ситуаций на последовательное «пошаговое» достижение итоговых планируемых результатов <номер>
Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Необходимая последовательность действий при разработке/подборе учебных заданий и учебных ситуаций: кодификаторы тексты критерии оценки <номер>
Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов устные, письменные, практические, «метапредметные»; для индивидуального, парного или коллективного выполнения; репродуктивные и продуктивные, в том числе – направленные на разрешение проблем для проектной и исследовательской деятельности; для стандартизированных работ и для текущей (формирующей и диагностической) оценки позволяющие оценивать достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность использования справочной литературы, допускающие возможность адаптации к индивидуальным особенностям учащихся. <номер>
включение учителей и учащихся в осознанную и целенаправленную формирующую и диагностическую оценочную деятельность по достижению текущих и тематических планируемых результатов, выделенных на основе проецирования итоговых результатов на данный отрезок (этап) учебного процесса Пошаговое достижение итоговых планируемых результатов <номер>
Алгоритм проектирования системы тематической оценки: шаг 3 Оценка имеющихся обучающих заданий с позиций формирования УУД Выявление дефицитов <номер>
Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы СОТРУДНИЧЕСТВО, РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме Некоторые ориентиры и рекомендации <номер>
Основные компоненты учебного задания Основные компоненты учебного задания Ценностно-смысловые установки Начальные формы рефлексии Самоорганизация и саморегуляция Сотрудничество Коммуникация Разрешение проблем Самостоятельное приобретение знаний Использование ИКТ для обучения и развития Особенности учебных заданий, направленных на формирование и оценку универсальных учебных действий <номер>
Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов: составом учебных действий учебным материалом Форматом задания Критериальной частью оценки выполнения задания Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания? <номер>
«Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро-вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания <номер>
«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. т.е. задание должно быть многошаговым, рассчитанным на длительное время выполнения; включать критерии оценки или четкие требования к выполнению. Самоорганизация и саморегуляция: модели и формат заданий <номер>
«Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий <номер>
Коммуникация: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказыва-ния или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащи-мися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет); <номер>
Разрешение проблем: модели и формат заданий «Хорошее» задание предполагает наличие: проблемы (новой, ранее незнакомой, неожиданной), требующей самостоятельного принятия решения; как правило: нового взгляда на известный объект; создания нового объекта, отвечающего заданным требованиям; «устранения неполадок»; ситуации неопределенности, требующей поиска приемлемого решения и (или) выбора одного из возможных альтернативных решений; воплощения принятого решения на практике <номер>
Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного на основе: исследования/преобразования известного; использования познавательных и оценочных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания <номер>
Использование ИКТ для обучения и развития: пример задания Конкурс на лучший рассказ (для работы в парах) Художник и писатель сочиняли рассказ, но всё перепута-ли, помогите им закончить рассказ. Вы можете выбрать героев своего рассказа и место собы-тий. Помещая своих героев на выбранные картинки, восстанови-вите последовательность событий в рассказе. Затем по этим картинкам вы составите связный рассказ и расскажете его соседу по парте. А ваши соседи будут слушать рассказы и записывать их на диктофон. Потом вы поменяетесь ролями. Когда все закончат составлять и записывать свои расска-зы, мы приступим к конкурсу. Сегодня на уроке прослушаем несколько рассказов, остальные послушаем на следующих уроках, а потом выберем лучшие рассказы. Обратите внимание на песочные часы. Вы должны уло-житься в отведенное время. <номер>
Использование ИКТ для обучения и развития: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации, саморе-гуляции, рефлексии и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций <номер>
Методические рекомендации по планированию урока с метапредметным подходом <номер>
Функции учебного занятия Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность а) создание учебной мотивации (“мотив” - побудитель к действию, “мотивация” - процесс побуждения, стимулирования мотивов); б) осознание и принятие учащимися учебной цели. <номер>
Вторая функция - создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели. Для создания учебной ситуации нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. <номер>
Целесообразно подбирать или составлять задачи: с полным набором существенных условий; с недостатком некоторых условий; с наличием всех необходимых, но с добавлением избыточных, лишних условий; с недостатком некоторых необходимых условий, с одной стороны, и с избытком несущественных данных - с другой. Важно! Задачи непременно должны вызвать затруднения у учащихся при их решении или практическом исполнении. <номер>
Третья функция - обеспечение учебной рефлексии “Что ты делал?” (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения); “Что у тебя не получается?” (вопрос нацелен на поиск учащимся “места” затруднения, ошибки); “Какова причина твоего затруднения или ошибки?”(критический вопрос); “Как надо выйти из затруднения?” (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия). <номер>