Научно-исследовательская работа «Особенности урбанонимии города Брянска»

7
0
Материал опубликован 2 August 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Особенности урбанонимии города Брянска

Исследовательская работа

Автор Иванцова Елена Николаевна

Научный руководитель

Легоцкая Вера Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2

ГЛАВА 1. Определение понятия ………………………………...4

ГЛАВА 2. Классификация урбанонимов города Брянска……….8

ГЛАВА 3. Особенности эргонимии г. Брянска…………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..16

Приложение

Введение

Город порождает множество названий, которые выполняют для нас роль своеобразных ориентиров, помогают отличить один объект от другого, привязывают в нашем сознании реальное пространство города к системе условных знаков, понятных и удобных всем его обитателям. Всю эту совокупность названий улиц, переулков, площадей, кафе, магазинов, фирм, компаний и т.п. принято обозначать как городскую топонимию или урбанонимию, а любое отдельное название внутригородского объекта - как урбаноним. Развитие системы урбанонимов в течение минувшего века и в первом десятилетии 21 века представляет наибольший научный интерес, так как подобные изменения происходили постоянно и в большом количестве, что позволяет проследить зависимость развития данной группы топонимов от изменений в общественном, культурном и социальном устройстве родного края. Именно этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Цель настоящего исследования: рассмотреть особенности системы урбанонимов областного российского города в начале 21 века (на примере города Брянска).

В соответствии с поставленной целью работы можно определить следующие задачи:

1. составить списки урбанонимов города Брянска и установить мотивированность названий;

2. создать компилятивную классификацию урбанонимов и проследить зависимость формирования урбанонимов от социальных и политических процессов, происходящих в обществе;

3. создать классификацию эргонимов на основе мотивировачного признака.

Поставленные задачи обусловили использование следующих методов исследования: семантического и этимологического анализа лексем, сопоставительного описания систем урбанонимов и статистического метода.

Объектом данной работы являются урбанонимы города Брянска.

Предметом исследования является система урбанонимов города Брянска, их классификация и мотивированность их названий.

Работа носит теоретическую и практическую направленность. В теоретическом аспекте мы кратко рассматриваем определение понятия урбанонимов, их функции и значение. В практическом - выявляем мотивированность названий, выявляем основные лексико-семантические типы урбанонимов.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя три главы. Заключение подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список используемой литературы и приложение.

Апробация работы состоялась в ходе докладов, прочитанных автором на уроках русского языка в 6, 7, 8 классах МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, на заседании Научного общества учащихся МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска в 2011-2012 учебном году.

Глава 1

Долгое время наименования внутригородских объектов не имели какого-либо специального терминологического оформления, поэтому рассматривались в разряде топонимов, под которыми принято понимать «собственное имя (чаще) природного физико-географического объекта, (реже) созданного человеком, имеющее узкую сферу употребления: функционирующее в пределах лишь микротерритории, известное узкому кругу людей, живущих вблизи именуемого объекта». [1, с. 86]. В настоящее время для данной группы названий принято употреблять термин «урбанонимы», под которым понимается «вид топонима, собственное имя любого внутригородского топографического объекта» [1, с.154]. Аналогичное трактование термина дается и в Викисловаре: «Урбаноним - собственное название внутригородских объектов: улиц, площадей, переулков, набережных, проспектов, памятников, театров, музеев, гостиниц и т.п.» [2]. В свободной энциклопедии «Википедия»: «Урбоним - вид топонима, собственное имя любого внутригородского топографического объекта…» [3].

В современной топонимике урбанонимы представлены в качестве составных элементов постоянно изменяющейся лингвистической системы. Они отражают культурные представления использующего их общества.

Изучением ономастических единиц, таких, как урбанонимы занимались учёные XІX – XX вв. (М. Я. Морошкин, Н. М. Тупиков, А. М. Селищев, В. К. Чичагов, Н. А. Баскаков, В. Д. Бондалетов, Б. А. Успенский, А. В. Суперанская, В. А. Никонов, В. И. Супрун и мн. др.).

Учёными были определены топонимические модели (В. А. Никонов), решён вопрос о значении имён собственных (Е. Курилович, В. И. Болотов и др.), была разработана теория имени собственного (В. А. Суперанская), выработаны задачи и методы антропонимики (В. А. Никонов) и т. д. Говорилось о личном имени как о социальном знаке (В. А. Никонов), о связи имени и общества (В. А. Никонов, В. Д. Бондалетов, А. В. Суперанская, В. А. Левашова и др.).

В качестве основы для рассмотрения урбанонимов в данной исследовательской работе были взяты классификационные схемы, предложенные различными исследователями.

Первой следует упомянуть классификацию урбанонимов, предложенную A.M. Селищевым в работе «Из старой и новой топонимии»

[4, 45]. A.M. Селищев выделяет следующие типы названий:

1. названия, происходящие от имен людей и их прозвищ;

2. названия, происходящие от названий людей по роду деятельности;

3. названия по социально-имущественному признаку и по положению;

4. названия, связанные с администрацией и властью;

5. названия, отражающие этнический характер населения;

6. названия, отражающие специфику ландшафта и особенности застройки населенных мест;

7. названия с абстрактным значением;

8. названия, связанные с объектами культа.

Следующая классификационная схема, изученная автором, была предложена А.В. Суперанской в статье «Применение метода лингвистической статистики к изучению топонимической системы города Москвы». [5, 119]. А.В. Суперанская выделяет 12 лексико-семантических типов урбанонимов:

1. наименования в честь отдельных лиц;

2. наименования по группам лиц;

3. наименования по названиям населенных пунктов;

4. наименования по искусственно созданным микрообъектам;

5. наименования по объектам природной микротопонимии;

6. наименования по физико-географическим объектам;

7. наименования, связанные с церковными названиями;

8. наименования по местоположению;

9. наименования по внешнему виду или впечатлению;

10.наименования по назначению или основному использованию;

11.наименования, повторяющие названия соседних улиц;

12.символические наименования.

Классификационная схема, которую также хотелось бы отметить, принадлежит географу Э.М. Мурзаеву. [6, 24]. Автор в одной из глав своего исследования попытался обобщить классификационные схемы, наиболее часто встречающиеся в региональных топонимических исследованиях. Учитывая мотивировку слов, от которых были образованы топонимы, он выделяет следующие 10 типов названий:

1. названия, данные по каким-то признакам рельефа;

2. названия, данные по признакам водных объектов;

3. фитотопонимы, то есть имена, данные по видам растений;

4. зоотопонимы, то есть имена, данные по видам животных;

5. антропотопонимы, то есть названия восходящие к именам, фамилиям, прозвищам людей;

6. производственные топонимы;

7. торгово-транспортные названия;

8. социальные названия;

9. этнотопонимы, то есть географические названия, восходящие к именам народов, родов, племен;

10. идеологические названия, отражающие мировоззрение господствующих классов.

В современных работах по топонимике употребляются различные термины для обозначения тех или иных городских объектов.

Годоним (греч. «путь, дорога, улица, русло» + оним) - вид урбанонима

– название линейного объекта в городе, в том числе проспекта, улицы, линии, переулка, проезда, бульвара, набережной. [7]. Эмпороним - наименований торговых предприятий. [8]. Космонимы (космос + гр. onyma имя) - собственное название зоны космического пространства или созвездия для наименования кафе, кинотеатров, магазинов. [9]. Бионимы - название растений для наименования различных городских объектов и т.д.

Т.к. в современной топонимике нет единого мнения о классификации урбанонимов, в данной исследовательской работе автор будет опираться на собственную компилятивную классификацию, включающую следующие структурные компоненты:

1. наименования в честь отдельных лиц;

2. наименования в честь отдельных событий;

3. наименования, связанные с названиями животных, растений, насекомых (бионимы);

4. наименования, связанные с именами, фамилиями, прозвищами (антропотопонимы);

5. наименования, связанные с географическими объектами окрестностей;

6. наименования, связанные с признаками рельефа;

Глава 2

Нами было выявлено и описано около 1050 урбанонимов (приложение 1). Среди них выделяются следующие.

1. Наименования в честь отдельных лиц: ул. Анри Барбюса, пер. Афанасьева, ул. Богдана Хмельницкого, ул. Бурова, ул. Вали Сафроновой, ул. Виноградова, ул. Высоцкого и т. д. Как видим, именуя улицы родного города, брянцы ориентировались на славные имена людей, внесших заметный вклад в развитие нашей Родины и Брянского края. Больше всего (31) наименований улиц и переулков связано с именами исторических деятелей и героев войны (ул. Зои Космодемьянской, ул. Ани Морозовой, пер. Ломоносова, пер. Афанасьева и др.), следующие по численности урбанонимы связаны с именами деятелей науки и искусства (ул. Вяземского, ул. Гоголя, ул. Есенина, ул. Академика Королева, ул. Камозина, ул. Грибоедова, ул. Вяземского, ул. Евдокимова, ул. Азарова).

По названиям улиц и площадей можно изучать историю нашей страны и Брянской области. Приведем примеры. Улица Камозина названа в честь советского лётчика-истребителя, командира эскадрильи, дважды Героя Советского Союза, капитана Камозина Павла Михайловича («Сбил лично в Великой Отечественной Войне 35 самолётов противника и 13 - в групповых боях…») [11]. Улица Бурова – в честь советского архитектора, учёного, изобретателя Бурова Андрея Константиновича («За свою жизнь перерабатывал формы древнерусской и классической архитектуры, разработал способ изготовления синтетических сверхпрочных материалов и спроектировал серию домов…») [11]. Улица Медведева названа в честь Дмитрия Николаевича Медведева - командира партизанского отряда, Героя Советского Союза, кадрового сотрудника НКВД, полковника [12]. Улица Зои Космодемьянской названа в честь Зои Анатольевны Космодемьянской — партизанки, красноармейца диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Это первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны) [13]. Улица Ани Морозовой названа в честь Анны Афанасьевны Морозовой — Героя Советского Союза, разведчицы, руководителя подпольной организации [14].

2. Наименования в честь отдельных событий: пер. 1-го мая, ул. 1-го мая,

ул. 11 лет Октября, ул. 12 лет Октября, ул. 15 лет Октября, ул. 17-го Сентября, ул. 3-го Июля, пер. 5-го Декабря, ул. 50-й Армии, ул. 7-го Ноября, ул. 8-го Марта, ул. 9-го Мая, ул. Брянской Пролетарской Дивизии, ул. Декабристов. Следует отметить, что в нашем городе многое связано с памятью о Гражданской войне и о Великой Отечественной войне, поэтому часто названия отражают события тех героических лет. Например, улица 50-й Армии названа так в честь 50-я Армии («Она занимала оборону по реке Десна на рубеже Салынь — Столбы — Кашев — далее по реке Судость до г. Дмитров. Ее войска участвовали в оборонительной операции на брянском направлении») [15], улица Брянской Пролетарской Девизии – в честь 331-й Брянской Пролетарской стрелковой дивизии («Входила в состав 20-й и 31-й армий. Участвовала в Московской битве, Ржевско - Сычёвской, Ржевско - Вяземской, Смоленской, Белорусской, Гумбинненской, Восточно - Прусской и Пражской наступательных операциях») [16].

3. Наименования, связанные с названиями животных, растений, насекомых (бионимы): магазин «Кит», магазин «Орёл», магазин «Какаду»,

магазин «Скорпион», магазин «Барсик», магазин «Пчёлка», рекламное агенство «Розовый слон», кафе «Акула», кафе «Апельсин», магазин косметики «Яблоко». Отметим, что бионимы особенно активно стали использоваться в последние десятиления, что связано во-первых, с развитием частного бизнеса, во-вторых, с желанием имядателей отразить в названиях те или иные взгляды на предлагаемые услуги, разрекламировать товар или привлечь удачу. Так, кафе «Апельсин» получило свое название, потому что цвет известного фрукта ассоциируется с цветом солнца, золота, а значит, название, по мнению имядателя, обязательно создаст яркое, радостное настроение, привлечет большое количество клиентов. Название кафе «Акула» также мотивировано: всем известна прожорливость морской хищницы, вот имядатели и ждут клиентов с хорошим аппетитом, ведь в этом кафе прекрасная кухня, способная накормить самых-самых больших любителей вкусно и много поесть!

4. Наименования, связанные с именами: салон красоты «Софья», магазин «Элема», салон красоты «Елена», магазин «Натали», магазин «Эндрю Эшфилд», торговый центр «Александра», магазин «Милана», магазин «Людмила», магазин «Селена», парикмахерская «Карина», магазин «Екатерина», салон красоты «Елизавета».

Как видно из приведенных примеров, частные предприниматели практически не прибегают к урбанонимам патриотического и исторического содержания (нами найдено лишь несколько наименований). Современные имядатели всё чаще выбирают для своих магазинов, салонов, фирм, кабинетов имена людей. Давая своим магазинам названия имён, хозяева стараются выразить свои чувства к родным, близким и любимым, увековечить тех, кто действительно для них лично дорог. Так, например, из бесед с частными предпринимателями нам стало известно, что парикмахерская «Карина» названа в честь старшей дочери имядателя, а салон красоты «Елизавета» носит имя жены предпринимателя.

5. Наименования географических объектов окрестностей:

ул. Белорусская, ул. Воронежская, ул. Днепровская, ул. Донская,

ул. Дятьковская, ул. Калужская, ул. Карачевская, ул. Одесская,

ул. Орловская, ул. Почепская, ул. Рославльская, ул. Сельцовская,

ул. Смоленская, пер. Унечский, ул. Уральская, ул. Черниговская,

ул. Ярославская.

По старой русской традиции названия улицам давали по тому, куда эта улица вела. Улица Дятьковская являлась началом пути в город Дятьков, улица Смоленская – началом дороги на Смоленск, а вот улица Днепровская получила своё название, потому что параллельно ей течёт Десна, являющаяся, как известно, притоком Днепра.

Некоторые географические наименования не мотивированы (ул. Ярославльская никак не связана в географическом отношении с известным российским городом, то же можно сказать об улице Уральской).

6. Наименования по каким-либо объектам: пер. 1-й Лесной,

пр-д 1-й Меловой, пер. Овражный, ул. Угольная, ул. Березовая, ул. Степная, ул. Сосновая, ул. Смольная, ул. Родниковая, ул. Речная, ул. Прудная, ул. Песчаная, ул. Луговая, ул. Береговая, ул. Правобережная. По еще одной старой русской традиции наименования улицам и переулкам часто давали, ориентируясь на те объекты, которые находились в непосредственной близости. 1-й Лесной переулок получил своё название, потому что 30 лет назад упирался в лесной массив. Аналогично получил своё название переулок Овражный: с правой стороны и сейчас располагается заросший бурьяном неприветливый овраг. Жители улицы Родниковой уже 100 лет гордятся бьющим прохладной и в жаркую пору водой родником. Улицу Луговую когда-то с одной стороны украшал изумительный зелёный луг, застроенный в последние десятилетия.

Глава 3

Особый вид урбанонимов представляют эргонимы. Коммерческие магазины, ларьки, павильоны, фирмы, компании — образованы семантическими, синтаксическими, морфологическими способами. Нами выявлено и описано 229 различных эргонимов. Их классификация представляет научный интерес и дает представление о языковом портрете города Брянска, нравственных ценностях жителей.

Во-первых, это наименования т.н. реального типа, которые напрямую обозначают сферы деятельности и местонахождения компании, магазина и т.д., а также обозначение владельца фирмы (приложение 2).

Прямое обозначение сферы деятельности — мотивировочный признак, лежащий, по данным нашего исследования, в основе одной из наиболее многочисленных групп наименований (почти треть всех урбанонимов): эргонимы обладают высокой информативностью и активно используются имядателями (мастерская «Наружная реклама», «Оргтехника и сервис», «Столярная студия», «Кухни на заказ», ООО «Стоматология», мастерская «Башмачок», магазин «Ткани», магазин «Семена», магазин «Свадебный салон»).

Мотивировочный признак «местонахождение компании» реализуется в одной четвертой от общего числа описанных эргонимов. Автомойка «На Флотской», автоцентр «На Пересвете», «Мебель на Литейной», «Обои на Крамской», «Рынок на Крамской». Можно утверждать, что в последние годы данные урбанонимы стали традиционными для языкового облика Брянска. Кроме обозначения внутригородских объектов, наименования могут соотноситься и с регионом в целом: «Брянскфармация», «Брянск-холод», «Брянскгорстройзаказчик», «Брянские ремесла», «Брянсксельхозбанк», «Брянсктекстиль», «Брянсконфи», «Брянскпиво», «Брянскрегионопт»

Обозначение владельца фирмы является мотивировочным признаком для 14 наименований: «ТД Тимошковых», «Адвокатская контора Яковлева», ателье «Ирен», магазин «Маруся», магазин «Моника», «магазин ЧП Бурундукова», «магазин ЧП Сычева», «магазин ЧП Гришачев». Необходимо отметить, что фамилия включается в эргоним преимущественно в том случае, когда авторитет собственника имеет решающее значение в выборе горожанином названного учреждения, именно поэтому данная модель не используется, например, при номинации химчисток, аптек, кафе и т.д.

Во-вторых, выделяют эргонимы символического типа, не отражающие напрямую специфику деятельности компании (приложение 3). Наиболее многочисленную группу внутри данного типа составляют эргонимы, построенные на ассоциативном соответствии наименования виду деятельности организации (более 40 эргонимов): такси «Автомиг», «Волчица», «Курьер», «Экспресс», «Дорожный патруль» студия загара «Шоколадка», «Место под солнцем», «Жара» садовая компания «Клен», «Ромашка», «Природа» кофейня «Рафинад», «Каппучино», «Бистро». Количество эргонимов -новообразований с непрозрачной внутренней формой невелико, к таким наименованиям можно отнести ООО «Сэлт», салон дверей «Болеро», салон красоты «Этель», кафе «Тино – Фонтано», рекламные агентства «Перформенс», «Стильвер», «Артторра», «Глобал медиа», «Атлантикс», «Ренессанс», стоматологию «Жемчужина», «Диамед», «Евро Денд», «Тридцать Три», «Улыбка» и некоторые другие (около 20 названий).

Для создания наименований, вызывающих благоприятные ассоциации, активно используются антропонимы, астронимы, мифонимы: салон-парикмахерская «Людмила», «Лидия», «Светлана», «Ангелина», «Диана», «Золушка», «Валентина» салон мебели «Лиза», «Ника», «Симона», кафе «Сатурн», «Апельсин», «Стрекоза», «Шмель», «Полёт», «ООО «Марс», студия красоты «Венера», «Модная Цирюльня», «Юлия», салон красоты «Медея», «Шарм», «Леди – Босс», массажный салон «Эллада», «Диаман», юридическое агентство «Соломон», «Акцепт ООО», «ПриватКонсалтинг» и мн. др. (более 100 эргонимов).

Главной функцией наименований символического типа является привлечение внимания адресата, поэтому для данных эргонимов особенно важен эмоционально-экспрессивный компонент значения

Собранный нами языковой материал позволяет сделать вывод, что символический тип номинаций представлен в 50% эргонимов г. Брянска.

В-третьих, выделяют эргонимы рекламного типа (приложение 4). Эргонимы рекламного типа подразделяются нами на следующие группы: названия, содержащие обозначение широты ассортимента; указывающие на качество услуг и ценовую политику компании; непосредственно характеризующие фирму; названия, содержащие номера телефона компании.

«Обозначение широты ассортимента»: данный мотивировочный признак является преобладающим, нами отмечено более 32 эргонимов: «Все для здоровья», «Посуда со всего света», «Мир дверей», «Мир бильярда», «Мир света» и мн. др., «Планета окон», «Галерея дверей», «Планета химии». Как отмечает И. В. Крюкова, в этом случае лексемы «мир», «планета», «вселенная» символически указывают на обилие товаров и их высокое качество.

Выделяемый нами мотивировочный признак «качество оказываемых услуг и ценовая политика компании» реализуется с помощью лексем «люкс», «элит», «эконом»: «Мебель-люкс», парикмахерская «Элит», магазин «Авто Люкс», магазин «Эконом – Класс».

Наименования, напрямую указывающие номера телефонов, выявлены нами в названиях такси, что и понятно: «222222», «777777», «687373» - подобные номера легко запоминаются и сами по себе уже являются рекламой услуг.

Как представляется, классификация на основании мотивировочных признаков позволяет более полно систематизировать эргономическую номинацию и отразить все многообразие данного вида урбанонимов в пространстве современного города.

Заключение

В исследовательской работе проанализированы особенности системы урбанонимов областного российского города в начале 21 века (на примере города Брянска), составлены списки урбанонимов города Брянска и установлена мотивированность названий, выделены и описаны основные лексико-семантические типы урбанонимов, используемых при создании внутригородских названий в начале 21 века.

В результате исследования было установлено, что формирование урбанонимов напрямую зависит от социальных и политических процессов, происходящих в обществе. Так, большинство названий, сохранившихся от предшествующих эпох, связаны с историческими событиями, деятелями, страницами истории Брянщины и России; практически все названия последнего десятилетия носят личностно-ориентированный характер и отражают взгляды имядателей, что свидетельствует о демократических процессах в обществе и языке. Также было установлено, что основные типы эргонимов свидетельствуют о желании имядателей выразить чувства к родным и близким, создать рекламу, заявить о себе.

В результате исследования автором была создана компилятивная классификация урбанонимов на основании мотивировочных признаков, которая отражает особенности данных лексических единиц и дает представление о языковом портрете города Брянска, также была создана классификация эргонимов города Брянска, в основу которой положен мотивировочный признак.

Библиография

1. Подольская Н.В. Урбанонимия центральных областей РСФСР // Топонимия Центральной России. М.: Мысль, 1974. - с. 123 - 129. - (Вопросы географии. Сб. 94).

2. Викисловарь.

http://ru.wiktionary.org/wiki/

3. Свободная энциклопедия Википедия.

http://ru.wikipedia.org/wiki

4. Селищев A.M. Из старой и новой топонимии // Селищев A.M. Избранные труды. М.: Просвещение, 1968.

5. Суперанская А.В. Применение метода лингвистической статистики к изучению топонимической системы города Москвы // Лингвистическая

терминология и прикладная топономастика. М.: Наука, 1964.

6. Мурзаев Э.М. Слово на карте. -М.: Армада-пресс, 2001.

7. Система Контроля Знаний.

http://db.edu.kubannet.ru

8. Южный федеральный университет.

http://aidarkin.sfedu.ru

9. Словарь иностранных слов

http://www.newsis.ru/

10. Камозин Павел Михайлович (БСЭ, цитаты).

http://oval.ru/

11. Буров Андрей Константинович — БСЭ

http://slovari.yandex.ru/

12. Дмитрий Николаевич Медведев

http://ru.wikipedia.org/

13. Зоя Анатольевна Космодемьянская 

http://ru.wikipedia.org/

14. Анна Афанасьевна Морозова

http://ru.wikipedia.org/

15.50-я АРМИЯ - Боевые действия Красной Армии в ВОВ

http://bdsa.ru/

16. 331-я Пролетарская Брянско - Смоленская стрелковая дивизия.

http://samsv.narod.ru


Приложение
DOC / 83 Кб


Иванцова
PPTX / 24.71 Мб

Буклет
DOC / 7.73 Мб

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

Иванцова Елена Николаевна, МБОУ «Гимназия № 5»г.Брянска руководитель Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Развитие системы урбанонимов в течение минувшего века и в первом десятилетии 21 века представляет наибольший научный интерес, так как подобные изменения происходили постоянно и в большом количестве. Именно этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Рассмотреть особенности системы урбанонимов областного российского города в начале 21 века на примере города Брянска

урбанонимы города Брянска.

классификация и мотивированность названий урбанонимов г. Брянска

составить списки урбанонимов города Брянска и установить мотивированность названий; . создать классификацию эргонимов на основе мотивировачного признака создать компилятивную классификацию урбанонимов и проследить зависимость формирования урбанонимов от социальных и политических процессов, происходящих в обществе;

семантический и этимологический анализ лексем статистический метод; интервью сопоставительное описание систем урбанонимов

наименования в честь отдельных лиц наименования в честь отдельных событий наименования, связанные с географическими объектами окрестностей наименования, связанные с именами, фамилиями, прозвищами (антропотопонимы) наименования, связанные с названиями растений, животных, насекомых наименования, связанные с признаками рельефа

ул. Анри Барбюса, Богдана Хмельницкого, ул. Бурова, ул. Ани Морозовой, пер. Ломоносова, Академика Королева, ул. Камозина, пер. Афанасьева, ул. Грибоедова, ул. Евдокимова. ул. 11 лет Октября, ул. 12 лет Октября, ул. 15 лет Октября, ул. 17-го Сентября, ул. 3-го Июля, пер. 5-го Декабря, ул. 50-й Армии, ул. Брянской Пролетарской Дивизии, ул. Декабристов.

Магазины «Кит», «Орёл», «Какаду», «Барсик»,«Пчёлка», рекламное агенство «Розовый слон», «Яблоко» кафе «Акула», «Апельсин».

Торговый центр «Александра», магазин«Милана», «Людмила» «Селена», «Екатерина», «Натали», парикмахерские «Карина», «Людмила», салон красоты «Елизавета», «Елена», «Софья».

Улицы Белорусская, Воронежская, Днепровская, Донская, Дятьковская,Карачевская, Одесская,Орловская, Почепская,Рославльская, Сельцовская, Черниговская Переулки 1-й Лесной, Овражный, Улицы Угольная, Березовая,Степная, Сосновая, Смольная, Родниковая, Речная, Прудная, Песчаная, Луговая, Береговая, Правобережная

Чаще всего такие названия к нам приходят из популярных в современном мире языков, например, английского и французкого.

Эргонимы символического типа эргонимы реального типа эргонимы рекламного типа Эргонимы

Салон-магазин «Мебель»; магазин «Ткани»; мастерская «Наружная реклама»; «Оргтехника и сервис»; «Столярная студия»; «Кухни на заказ»; ООО «Стоматология»; мастерская «Башмачок»; магазин «Семена»; магазин «Свадебный салон».

такси«Автомиг», «Волчица», «Курьер», «Экспресс», «Дорожный патруль», студия загара «Шоколадка», «Место под солнцем», «Жара», садовая компания «Теремок», «Ромашка», «Природа» кофейня «Рафинад», «Каппучино», «Бистро»

«Все для здоровья», «Посуда со всего света», «Мир дверей», «Мир бильярда», «Мир света» и мн. др., «Планета окон», «Галерея дверей», «Планета химии».

Большинство названий связаны с историческими событиями, деятелями, страницами истории Брянщины. Практически все названия последнего десятилетия носят личностно-ориентированный характер и отражают взгляды имядателей. Основные типы эргонимов свидетельствуют о желании имядателей выразить чувства к родным и близким, создать рекламу, заявить о себе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации