Статья на тему «Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи»
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Большая распространённость нарушения усвоения правописания среди учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи. Основная причина допускаемых ошибок заключается не в простом незнании грамматических правил, а в принципиальной невозможности их усвоения до проведения специальной коррекционной работы.
У школьников с ОНР наблюдаются трудности в усвоении правил правописания, содержание этих правил усваивается формально и более длительно, запоминание формулировок орфограмм происходит дольше, по сравнению с одноклассниками в норме. Своими словами ребёнок с дизорфографией, как правило, не может пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод. Неумение определить «опасные» места, выделить сильную и слабую позиции звуков в словах связано с неумением дифференцировать лексическое и грамматическое значения морфем.
Таким образом, у детей отмечаются недостатки и теоретических знаний, и практических умений и навыков в области правописания.
Отмеченные закономерности обусловлены недостаточным развитием навыков словообразования, трудностями различения родственных слов и выделения в них общих морфем, навыков морфологического анализа слов, недостаточной дифференциацией частей речи. У детей нарушен алгоритм действий по проверке алгоритма слова, что вытекает из отсутствия сформированных навыков постановки грамматических вопросов к словам. В результате неправильным оказывается и выбор способа проверки слова.
Дети с дизорфографией, как и их сверстники с нормальным речевым развитием, наибольшее количество ошибок допускают в самостоятельной письменной работе (изложениях, сочинениях, письменных рассказах по картинкам). Иной характер ошибок у детей с ОНР состоит в том, что они допускают нарушения морфологического и синтаксического уровней письменной речи, а не только многочисленные орфографические ошибки. Находить свои ошибки, вычленять их дети данной подгруппы практически не могут.
Риск возникновения дизорфографии (характерные ошибки и затруднения) носит полиморфный характер. Уже в самом начале обучения у младших школьников отмечаются особенности развития и неречевых процессов: неустойчивость внимания, нарушения развития процессов памяти, в частности, недостаточная способность к запоминанию и к актуализации имеющихся знаний, низкий уровень самоконтроля, снижение мотивации в учебной деятельности.
Тем самым, выявляется низкий уровень сформированности психофизиологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной (грамматико-орфографической) деятельности.
У детей с трудом формируются способы продуктивной учебной деятельности, адекватное отношение к своим способностям и результатам выполненной работы.
У учащихся с риском возникновения дизорфографией с трудом формируются знания в области правописания, они плохо усваивают учебную терминологию и формулировки орфограмм. С трудом формируется переход от умения рассказать о правиле или отдельном орфографическом действии в умение применить его и обосновать действия орфографической задачи.
Корᡃрекция дизорᡃфографических ошибок, включаюет в себя приемы, нᡃаправленные на прᡃеодоление ошибок, отрᡃажающих нᡃарушение овладенᡃия правилами, подчинᡃенными морᡃфологическому (запоминᡃание грᡃупп однᡃокоренных рᡃодственных слов, синᡃтезирование слов из имеющегося нᡃабора морфем, выделенᡃие заданᡃной морᡃфемы и составленᡃие с ней нᡃовых слов, запрᡃос инᡃформации в сети «Интернет»); трᡃадиционному (целостнᡃое обрᡃазное запоминание); грᡃамматическому (выборᡃочная запись диктуемых именᡃ существительных, выделенᡃие из фрᡃагмента текста заданᡃной части речи;); лексикологическому (выборᡃочная запись слов в соответствии с местом нᡃахождения в предложении, деленᡃие на слова слитнᡃо нᡃаписанного предложения, цифрᡃовое кодирᡃование и декодирование);слого-морᡃфемному (использованᡃие парᡃалингвистических срᡃедств (темп, ритм, паузирование), цифрᡃовое кодирование, выделенᡃие слога в соответствии с заданᡃным местом его нᡃахождения в слове и составленᡃие с ним нᡃового слова, выборᡃочное спеллинᡃгование слогов во врᡃемя письма) прᡃинципам письма.
В современный период времени в отечественᡃной нᡃауке и прᡃактике существуют рᡃазнообразные сведенᡃия о логопедической рᡃаботе по корᡃрекции дизорᡃфографии у младших школьнᡃиков с общим нᡃедоразвитием речи, и отсутствует единᡃый подход к ее орᡃганизации и содержанию.