Элективный курс «От Рюриковичей до Ельцина. История в лицах» (1 курс)
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский радиотехнический техникум»
Элективный курс
«От Рюриковичей до Ельцина. История в лицах»
для студентов 1 курса СПО.
Срок реализации курса– 1 год
Программа курса рассчитана на 34 часа
Автор программы:
преподаватель истории Черных А.В.
Челябинск 2021
Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по истории и в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Рабочая программа элективного курса предназначена для студентов 1 курса СПО. Курс ориентирован на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена вошли в историю государства Российского. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях и их роли в истории, студентам полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Актуальность:
Для понимания истории России важен фактор исторической эпохи, которая влияет на определенную личность. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Важно разъяснить студентам, насколько личность, ее достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Данный элективный курс предназначен для пополнения и расширения исторических знаний обучающихся по истории России, воспитывает чувство патриотизма и уважения к Родине, способствует формированию учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к олимпиадам по истории различного уровня.
Цель курса:
Осмысление и осознание роли великих деятелей в судьбе государства.
Задачи:
развитие критического мышления;
воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей страны;
формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;
создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
Методы:
проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
анализ исторических документов
сопоставление и анализ исторических фактов
работа с учебной, научно – популярной и художественной литературой
Содержание курса предоставляет возможность в ходе изучения исторического материала развивать у студентов специальные предметные умения и навыки такие как:
определение достоверности исторических фактов
установление последовательности исторических событий
сравнение предлагаемых исторических событий, исторических личностей, выявляя сходства и различия
формы и приемы:
лекция
беседы
семинары
презентация
Требования к знаниям и умениям:
учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации, решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление его признаков; использование ИКТ;
овладеть различными видами публичных выступлений.
оценивать деятельность исторических личностей и аргументировано представлять собственное отношение к ним.
Условия для реализации:
Занятия по изучению элективного курса проводятся в кабинете истории, где имеется мультимедийная установка, иллюстрированный, справочный материал научная и методическая литература, интернет.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.
Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.
Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.
Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.
Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.
Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.
Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.
Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.
Электронные пособия:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.
Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
Содержание программы
Тема 1. Вводная. Роль личности в истории России. Совокупность представлений о месте человека в течение исторического времени и пространства, в частности, о её коллективных, групповых и персональных ролях, общественных, профессиональных, семейных практиках, реальных и возможных жизненных сценариях, связанности конкретной личности с известными событиями, явлениями, процессами, фактами в определенном историческом периоде.
Тема 2. Первые русские князья: от Рюрика до Святослава. Олег, Игорь, Святослав: основные направления внутренней и внешней политики. Сходства и различия. Исторические источники и историография о первых русских князьях. Критерии оценки роли первых правителей Руси.
Тема 3. Великая княгиня Ольга – реформаторша. Решила приобщить Древнюю Русь к христианской вере и тем самым уравнять ее с другими крупнейшими государствами Европы. Она же провела и первую в отечественной истории налоговую реформу.
Тема 4. Князь Владимир I Святой. Язычество и основные мировые религии. Языческая реформа князя Владимира, причины неудач. «Повесть временных лет»: был ли выбор? Первые христиане на Руси. «Выбор веры» князем Владимиром. Принятие христианства как исторический выбор русской культуры. Последствия и значение. Феномен двоеверия в русской культуре. Память народная о князе Владимире.
Тема 5. Появление первого письменного свода законов и формирование феодальных отношений. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Русская Правда — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого.
Тема 6. Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Организатор и активный участник борьбы с половцами.
Тема 7. Александр Невский: выбор между Западом и Востоком. Внешнеполитическое положение Руси в первой трети XIII в. Русь между двумя цивилизационными потоками – «вызов» Востока и «вызов» Запада. Выбор князя А. Невского. «Сказание о житии А. Невского» об отношении к католикам и татарам. Политика А. Невского и Д. Галицкого (сравнительная характеристика). А. Невский в оценках современников и историков.
Тема 8. От Калиты до Дмитрия Донского. Первый московский князь Даниил. Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче. Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь.
Тема 9. Русские праведник- Сергий Радонежский. Духовный подвиг старца. Понятие подвижничества. Роль в истории и духовной жизни нашего Отечества.
Тема 10. Иван III. «Москва – третий Рим». Иван III как человек и политик. Укрепление Московского государства при Иване III. Теория «Москва – третий Рим». Основные направления внутренней и внешней политики. Было ли возможно становление централизованного государства без присоединения к Москве Новгородской боярской республики? Н. Карамзин об Иване III.
Тема 11. Иван IV Грозный: «хозяин судьбы народов» или «физиономия» эпохи.
Внешний облик, влияние детских и юношеских лет на склад характера И. Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричные дела и их оценка (был ли смысл?) С кем боролся И. Грозный в годы опричнины? Кто вышел победителем в этой борьбе? Смерть царевича Ивана: трагедия отца? государства? народа? Англичанин Горсей, русские современники о смерти И. Грозного. Противоречивость личности – противоречивость оценок. Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский о деятельности И. Грозного. Советская и современная историография о «грозном царе».
Тема 12. Борис Годунов: «тиран-убийца» или «мудрый правитель»? Пресечение царской династии как одна из причин Смуты. Б. Годунов: «тиран-убийца» или «мудрый правитель»? Попытка реформаторской деятельности и причины неудач. Образ царя в сознании русского народа. Судьба русских реформаторов.
Тема 13. Минин и Пожарский в истории Смуты. История Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей. Предпосылки и причины Смуты. Первое ополчение. Лжедмитрий II. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г.
Тема 14. Патриарх Никон и протопоп Аввакум – единомышленники и противники.
Русская церковь накануне Раскола. Главная идея раскола. Никон и Аввакум – единомышленники и противники. Основные направления реформ Никона. Старообрядчество и его духовные идеалы. Государство и церковь в XVII веке.
Тема 15. Петр Великий – чудо или чудовище? Образ Петра I: два взгляда на личность современников и историков. Был ли у Петра план преобразований. Революции «сверху» в России, их судьбы. Свет и тени петровских реформ. Петр I глазами его оппозиции. Защитники Петра. Последствия преобразований Петра I для судеб России.
Тема 16. Женщины на российском престоле. Россия от Екатерины I до Екатерины II.
Время дворцовых переворотов: колебание между модернизацией и укоренением традиционности общества. От Петра Великого до Елизаветы Петровны. Отступление или успокоение общества. Причины дворцовых переворотов. Попытки ограничить самодержавие. «Золотой век» русского дворянства.
Тема 17. «Золотой век» Екатерины II. Занятие, посвященное Екатерине II («Северная Семирамида») проводится в музее «Симбирская классическая гимназия» научным сотрудником в рамках культурно-образовательной программы музея «История России в лицах».
Тема 18. Великие полководцы и флотоводцы. А.В.Суворов – начало военной карьеры, вклад А.В. Суворова в военную науку. Ф.Ф.Ушаков – биография, награды, память о Ф.Ф. Ушакове. П.С. Нахимов – биография, награды, память о П.С. Нахимове.
Тема 19. Ломоносов и русская культура XVIII века. Вклад Ломоносова в развитие русской науки и культуры XVIII века.
Тема 20. От Болотникова до Пугачева. Общее и различное в социальных движениях XVIII века, роль личности руководителя и влияние этих движений на ход истории.
Тема 21. Неразгаданный сфинкс – Александр I. Занятие, посвященное Александру I, проводится в музее «Симбирская классическая гимназия» научным сотрудником.
Тема 22. Кутузов и Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов спаситель России и мира. Приехал Кутузов быть французов, ни при одном из военноначальников не было побед против маленького капрала, шагающего по Европе. Показать, как личные качества помогли достигнуть победы и изгнать французов из страны.
Тема 23. Россия при Николае 1. Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Теория «официальной народности» как ответ на рост революционных настроений.
Тема 24. Судьбы реформаторов России. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка. Алексей Андреевич Аракчеев. Образцовое хозяйство, и попытка проведения реформы, прекрасный исполнитель. Новосильцев Николай Николаевич - государственный деятель.
Тема 25. Александр II и эпоха великих реформ. «Великие реформы» Александра II, и их противоречивость, значение и последствия.
Тема 26. С. Ю. Витте деятель нового типа. Противоречивость деятельности С.Ю.Витте, стремление к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу против международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ. Деятельность Витте С.Ю. как министра финансов: создание самостоятельной национальной индустрии; увеличение косвенных налогов; вино-водочная монополия; денежная реформа; кредитная политика; фабричное законодательство.
Тема 27. П. А. Столыпин «тихая революция». Биографический портрет: чиновник в министерстве Госимуществ, робота в МВД, предводитель дворянства в Ковенской губернии, губернатор Саратовской губернии, министр внутренних дел, премьер-министр. Был ли шанс у Столыпина? Указ о военно-полевых судах, «столыпинские галстуки», массовые репрессии; аграрная реформа; переселенческая политика; реформа местного самоуправления; налоговая реформа; реформа судебной системы; реформа школы. Итоги реформирования.
Тема 28. Основатель социалистического государства В.И. Ульянов (Ленин). В.И. Ленин- политический и государственный деятель, революционер, создатель партии РСДРП, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Основатель Советского государства. Неоднозначность оценки деятельности.
Тема 29. И. В. Сталин. «От ГУЛАГа до победы». Становление Сталина И.В. как политика. Влияние фигуры Сталина на развитие СССР. Причины репрессий. Роль Сталина в ВОв.
Тема 30. Н.С. Хрущев. Эпоха волюнтаризма. Страницы биографии. Первый секретарь ЦК КПСС. 20 съезд КПСС. Внешняя политика.
Тема 31. Л. И. Брежнев. От реформ к застою. Биография. Экономические реформы и "золотая пятилетка". Биография Леонида Брежнева. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981). Лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973) и Ленинской премии по литературе (1979).
Тема 32. М.С. Горбачев семь ошибок советского президента. Необходимость перемен. Апрельский поворот 1985 г. Стратегия ускорения. Экономические преобразования и их неудачи. Гласность – «инструмент строительства будущего». XIX Всесоюзная партийная конференция. Раскол в партии. I съезд народных депутатов. Межнациональные конфликты.
Тема 33. Б.Н.Ельцин. Десять его основных дел на посту президента России. Детство. Юность. Профессиональная партийная деятельность. Президент РСФСР. Путч. Распад СССР. Экономические реформы. Политический кризис. Конституционная реформа. Президентские выборы 1996 г. Второй срок президента Ельцина. Внешняя политика. Отставка.
Тема 34. Итоговое занятие. Личность в истории.
Календарно-тематический план
№п/п | Тема занятия | Предметное содержание | Форма занятия | Всего часов |
1. | Введение. Роль личности в истории | Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей | лекция | 1 |
2. | Первые князья Рюрик, Олег, Игорь, Святослав | Спорные вопросы появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики | практикум | 1 |
3. | Княгиня Ольга. | Судьба Ольги, ее месть за гибель мужа. Упорядочение сбора дани, установление государственных податей. Крещение Ольги. Сближение Руси и Византии при княгине Ольге. | | 1 |
4. | Русь во времена Владимира Святославовича | Первые усобицы. Предпосылки крещения Руси. Роль христианства в истории и культуре Руси. | лекция | 1 |
5. | Правление Ярослава Мудрого | Появление первого посменного свода законов и формирование феодальных отношений, | лекция | 1 |
6. | Владимир Мономах - великий киевский князь | Роль Владимира Мономаха как реформатора и воссоздателя единства Руси | лекция | 1 |
7. | Александр Невский | Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей | лекция | 1 |
8. | От Калиты до Дмитрия Донского | Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей. | семинар | 1 |
9. | Сергий Радонежский – русский святой | Понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни России. Проанализировать его деяния, влияние на политическое развитие Московского государства. | презентация | 1 |
10. | Иван III и образование единого государства | Создание новой системы управления государством и свержение ига. | лекция | 1 |
11. | Иван Грозный и его современники | Формирование личности Ивана Грозного, Избранная Рада и ее роль в реформировании государства, судьба членов Избранной Рады, опричнина и опричники | лекция | 1 |
12. | Борис Годунов и Смутное время | Борис Годунов как личность и правитель. | семинар | 1 |
13. | Минин и Пожарский в истории Смуты | история Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей | Беседа и практикум | 1 |
14. | Патриарх Никон | Церковная реформа. Старообрядчество в истории России и Вятской земли. Личность патриарха Никона. Реформы Никона. Проведение реформ – закономерный процесс. | семинар | 1 |
15. | Петр I и его современники | формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра | семинар | 1 |
16. | Женщины на российском престоле XVIII века | Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна | Беседа и практикум | 1 |
17. | Золотой век Екатерины II | Личные и государственные таланты Екатерины II, эпоха «просвещённого абсолютизма» и значение реформ. | презентация | 1 |
18. | Великие полководцы и флотоводцы XVIII века | Румянцев, Потёмкин, Ушаков Ф.Ф, Суворов (на выбор учащихся) | презентация | 1 |
19. | Ломоносов и русская культура XVIII века | Вклад Ломоносова в русскую культуру XVIII века | презентация | 1 |
20. | От Болотникова до Пугачёва | Общее и различное в социальных движениях XVIII века, роль личности руководителя и влияние этих движений на ход истории. | семинар | 1 |
21. | Александр 1- несостоявшийся реформатор | Анализ личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников. | Беседа и практикум | 1 |
22. | Кутузов и Отечественная война 1812 года | Великий полководческий талант Кутузова и его ученики. | лекция | 1 |
23. | Россия при Николае I | Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Теория «официальной народности» как ответ на рост революционных настроений. | лекция | 1 |
24. | Судьбы реформаторов в России 1 пол.19 века | Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н., Аракчеев А.А., (на выбор учащихся) | семинар | 1 |
25. | Александр II и эпоха великих реформ | Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ. | лекция | 1 |
26. | С. Ю. Витте деятель нового типа. | С.Ю. Витте- Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора. | лекция | 1 |
27. | П. А. Столыпин «тихая революция». | Биография П. А. Столыпина. На посту губернатора. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал. | лекция | 1 |
28. | Основатель социалистического государства В.И. Ульянов (Ленин) | В.И. Ленин- политический и государственный деятель, революционер, создатель партии РСДРП, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Основатель Советского государства. Неоднозначность оценки деятельности. | презентация | 1 |
29. | И. В. Сталин. «От ГУЛАГа до победы» | От однопартийной диктатуры к диктатуре вождя. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Неоднозначность оценок его личности и роли в российской истории. | семинар | 1 |
30. | Н.С. Хрущев. Эпоха волюнтаризма. | Н.С. Хрущев- первый секретарь ЦК КПСС, развенчивание культа личности Сталина, демократические преобразования и массовая реабилитация политических заключённых. Улучшение отношения СССР с капиталистическими странами. | лекция с элементами беседы | 1 |
31. | Л. И. Брежнев. От реформ к застою. | Л.И. Брежнев. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств. Экономические реформы 1960-х гг. | Лекция с элементами беседы | 1 |
32. | М.С.Горбачев семь ошибок советского президента. | М. С. Горбачев. Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и последний СССР. Лауреат Нобелевской премии мира 1990 года. Деятельность Горбачева как попытка реформирования в СССР, закончившаяся крахом коммунизма и распадом СССР, а также окончание холодной войны. | Лекция с элементами беседы | 1 |
33. | Б.Н.Ельцин. Десять его основных дел на посту президента России. | Б.Н. Ельцин и суверенная Россия. Б.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик. | Лекция с элементами беседы | 1 |
34 | Личность в истории | Подведение итогов. | Семинар | 1 |
Рекомендуемая литература:
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.
Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999
Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.
История России в лицах и датах. М., 1995.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.
Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.
Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.
Ушаков А.В., Островский Н.М., Розенталь И.С. Отечественная история. XX век. М., 1999.
Лукутин А.В. Экзаменационные вопросы и ответы. История. М., 2000.
Орлов А.С. История России. М., 2009.
Георгиев В.А. История России в схемах. М., 2009.
История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
Сахаров А.Н. История России. М., 2008.
Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
Савельев А. Н. Мятеж номенклатуры. Москва 1990-1993. М., 1995.
История России XX век. Энциклопедия .М., 2006
https://cloud.mail.ru/public/KVF5/EkQKskRwt - ссылка
10