Отчёт по теме самообразования «Самостоятельная работа на уроках химии»
Обобщение опыта учителя химии и биологии
Самостоятельная работа на уроках химии и биологии.
В практике своей работы использую проблемное преподавание, технологию дифференцированного обучения, личностно-ориентированное обучение, групповую работу, компьютерные технологии, а также развитие творческой активности учащихся. Одним из ценных свойств личности является ее самостоятельность. Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ.Что же такое самостоятельная работа?
Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями. В ходе самостоятельной работы каждый получает конкретное задание, которое предполагает выполнение письменной работы, в том темпе, который ему удобен, вникнуть в то, что ему неясно, выбрать задание соответственно своим умениям. Самостоятельная работа активизирует школьников тем, что даже самый ленивый имеет возможность выполнить задание сам, а не ждать, пока кто-то другой ее выполнит.
Самостоятельная работа может быть:
- индивидуальной;
- в парах;
- групповой.
Содержание предметов химии и биологии позволяют применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:
- проведение эксперимента (опыты и лабораторные и практические работы);
- работа с учебной литературой и наглядностью;
- использование рабочих тетрадей;
- работа со средствами ИКТ и др.
В течение нескольких лет я работаю над методической темой по самообразованию «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и биологии» Соответственно важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы. Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.
Самостоятельная деятельность учащихся при проведении эксперимента (опыты и лабораторные и практические работы).
Очень важно как можно раньше использовать возможности для формирования у учащихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью предлагаю им такой план:
1. Цель опыта (что хотим выяснить?)
2. Ход опыта (что для этого делаем?)
3. Результаты опыта (что получили?)
4. Выводы (что выяснили?)
Такой план помогает приучить учащихся к определенной логической последовательности проведения эксперимента. Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется к заданию в учебнике, рабочей тетради или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы. Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании, составляют уравнения реакции. Например, на уроке по теме «Виды корней и типы корневых систем» в 6 классе предлагается выполнить лабораторную работу по инструкции в учебнике, а отчет в виде таблицы в рабочей тетради. Лабораторная работа « Стержневая и мочковатая корневая системы»
Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.
Отберите растения со стержневой корневой системой.
Отберите растения с мочковатой корневой системой.
По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
Заполните таблицу.
Название растения |
Тип корневой системы |
Особенности строения корневой системы |
|
|
|
На уроках химии в начале ставится проблемный вопрос, который решается в ходе лабораторной работы. Например, в 8 классе на уроке по теме «Растворение. Растворимость веществ в воде» учащиеся работают в группах по инструкции.
1 группа
Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения.
Порядок выполнения:
I .В пробирки с веществами прилейте 10 мл воды, закройте пробкой и хорошо встряхните
для лучшего растворения вещества.№1 Хлорид кальция, №2 гидроксид кальция , №3 карбонат кальция
2.Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется?
3.Сделайте вывод о классификации веществ в зависимости от способности веществ
растворяться в воде (можно использовать учебник).
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
В 10 классе по теме «Углеводы» выполняется следующая лабораторная работа.
Лабораторный опыт № 1 «Определение состава углеводов»
Оборудование: Пробирки, сахароза, спиртовки, держатели.
Инструктивная карточка: Положите в пробирку немного сахарозы, закройте пробкой с газоотводной трубкой. Газоотводную трубку опустите в известковую воду. Нагрейте пробирку до появления признаков реакции. Что вы наблюдаете? Какие вещества образовались?
Задание: Запишите в тетрадь свои наблюдения. Сделайте вывод о составе углеводов. Однако к работам такого рода школьников надо готовить постепенно, путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельных работ. С этой целью во время проведения лабораторных и практических работ при изучении первых тем курса биологии и химии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, а я спрашиваю учащихся, как следует выполнять эту работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается.
Работа с учебной литературой и наглядностью
Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы: - чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение; - постановка вопросов к тексту; - ответы на вопросы текста, раздела; - поиск объяснений явлений; - составление плана (простого, развернутого); - работа с иллюстрациями учебника; - работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий. Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически, на всех этапах: - для нахождения и выделения основных понятий, определений; - при описании опытов, справочных данных; - для закрепления знаний и формирования умений; - для подготовки к выполнению домашнего задания.
Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, на уроке в 6 классе на тему “Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные” предлагаю учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства крестоцветных по плану в задании № 2, стр. 211-212 учебника.
1.Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.
2.Изучаяпобег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.
3.Определите одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия.
4.Изучая строение цветка, отметьте особенности строения чашечки, особенности строения венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.
5.Изучите строение плода. Отметьте особенности строения. Определите тип плода.
6.Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании, каких признаков вы это определили?
В 7 классе очень много интересного материала при изучении отрядов животных. Делю класс на группы и даю задания. Например, при изучении темы “Класс Земноводные, или Амфибии”
1) группа учащихся изучает Отряд Безногие. Самостоятельная работа со статьей учебника “Отряд Безногие” по вопросам: Где обитают червяги? Как строение червяг приспособлено к среде их обитания? На основании, каких признаков строения червяг относят к земноводным?
2) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Хвостатые” по вопросам: Каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?
3) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Бесхвостые” по вопросам и заданиям: Какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 104 и объяснить, как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии.
После работы с текстом учебника проводится беседа.
Работу с учебником провожу в сочетании с наблюдением натуральных объектов, опытов, таблиц, рабочими тетрадями. При работе с учебником иногда (при изучении нового материала) использую карточки-задания для самостоятельной работы. Например, в 9 классе по теме «Основы селекции. Работы Вавилова»
Задание № 1: Прочитайте п. 1 стр. 122-123.п.1 стр. 100 в учебнике выберите правильный ответ
1.Селекция представляет собой-
1) одомашнивание диких животных окультуривание дикорастущих растений.
2) выращивание растений в суровых условиях.
3) дрессировка животных.
4)создание новых, полезных человеку пород животных и сортов растений.
П. .Какие важнейшие свойства живых организмов лежат в основе селекции-
1)фотосинтез
2)наследственность и изменчивость
3)обмен веществ
4)выделение и дыхание.
Задание 2. Используя текст «Центры происхождения культурных растений», Учебник (стр. 123-125), ответьте на вопросы:
С какой целью Н.И.Вавилов организовал в 20-30 гг. десятки экспедиции по всему миру.
Какой вывод сделал Н.И. Вавилов, анализируя собранный материал.
Задание 3. Заполните таблицу, (упр. 147) правильно подставляя предложенные растения напротив названий центров.
4.Сформулируйте закон, открытый Н.И. Вавиловым. Раскройте его значение для практической биологии (упр. 148).
При изучении химии в 9 классе по теме « Общие свойства неметаллов» предлагаю инструкцию при изучении нового материала.
Прочитайте §15 и выполните задания.
1. Заполните таблицу «Сравнение свойств элементов металлов и неметаллов».
Признаки сравнения |
металлы |
неметаллы |
Положение в Периодической системе |
|
|
Особенности строения атомов |
|
|
Окислительно-восстановительные свойства |
|
|
2.Запишите физические свойства неметаллов. 3. Запишите и запомните:
Аллотропия - это способность атомов химических элементов образовывать
несколько простых веществ.
Допишите предложение: «Причиной аллотропии является:
1) Пример:
2) Пример: 4. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика аллотропных видоизменений кислорода».
Признаки сравнения |
кислород |
озон |
Состав |
|
|
Физические свойства |
|
|
Биологические свойства |
|
|
Нахождение в природе |
|
|
Получение |
|
|
5. Дополните схему названиями веществ.
Составные части воздуха.
Постоянные Переменные Случайные
6. Запишите в чем, состоит значение воздуха в природе и жизни человека.
Творческое использование учебника на всех этапах урока помогает учащимся глубже понять учебный материал, сократить время и облегчить домашнюю подготовку.
Использование рабочих тетрадей
Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по биологии на печатной основе. В которых имеется большое количество заданий для работы с учебником при изучении нового материала, для закрепления и для выполнения домашних заданий. Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы. В рабочих тетрадях даны и основные лабораторные работы: инструкции с вопросами и места для рисунков и выводов. Если в 5-6 классах задания более простые: рассмотреть, ответить, то в дальнейшем задания усложняются: сравнить, установить связь, выявить, сделать выводы. При этом познавательная деятельность учащихся усложняется.
Самостоятельная работа на уроках обобщенияи систематизации знаний
На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся различных умений, например, умение ставить опыты, выполнять практические работы, составлять уравнения реакций, решать задачи, описывать растения и животных. На этих уроках использую письменные проверочные работы, с разнообразными заданиями: тестовые задания, слепой текст (вставить пропущенные слова в текст), составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение задач и др.Например: Тест в 7 классе по теме «Развитие животных на Земле»Вариант 1.Выберите правильные утверждения.1 .Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.2.Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология. 3.Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.4.Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин. 5. Все полезные изменения организмов передаются обязательно по наследству.б. Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды. 7.Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников. 8.От количества растительноядных животных зависит количество хищников.9.Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.10.В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды. (правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10) В 6 классе по теме «Отделы растений». Перепишите предложения, вставив пропущенные слова:Основными отличительными признаками покрытосеменныхрастений является наличие у них …………….и ……….. .В цветках находится …………. , в расширенной част
которого - развиваются Семена находятся внутри………. Дифференцированный тест в 9 классе по теме «Соли аммония». В 8 классе по теме «Классы неорганических веществ»: Выпишите отдельно формулы:Оксидов: Оснований: Кислот: Солей:CaSO4 , MgO, KOH, H2SO4, FeCl3 , P2O5 , H3PO4, Fe2O3 ,Cu(NO3)2 , H2CO3, Ba(OH)2,Mg3(PO4 )2 , SO4, HCl, NaOH,KJ, Ca(OH)2, H2O, Zn(OH)2 . В 9 классе решение задачи на закрепление по теме «Железо»: Где больше массовая доля железа: в оксиде железа(2) или в оксиде железа(3). Решение задачи:
Ответ: 35% (оксида железа(3), 77,7%(оксида железа (2)
Экскурсии
Важной формой организации обучения биологии, которую использую в своей работе, являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы.
Одним из этапов проведения экскурсии является самостоятельная работа (чаще всего групповая) по карточкам-заданиям, а основным методом получения новых знаний – наблюдение. Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что сообщается тема и задачи экскурсии, распределяется задания по группам для самостоятельной работы. Проводится беседа о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. Для второго этапа экскурсии характерна вступительная беседа и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Третий этап включает составление школьниками отчета.
Например, первая экскурсия в 6 классе “Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных”
В ходе маршрута учащиеся знакомятся с видами растений и животных, с их особенностями строения в условиях этой среды обитания. Учитель обращает внимание на различную окраску листьев, на поведение животных осенью; на разнообразие плодов и семян и способах их распространения.
Затем учащиеся распределяются на группы и выполняют самостоятельную работу по следующим заданиям.
Задание 1.
1) Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно в данной местности. Каковы особенности их строения?
2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 2.
1) Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью
Задание 3.
1) Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.
2) Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встретившихся животных.
Задание 4.
1) Найдите растения с созревшими плодами и семенами, рассмотрите их и выясните по особенностям строения способы их распространения.
2) Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
После экскурсии учащиеся делают отчеты.
Домашние задания
Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, презентаций, составление кроссвордов и т. д. Учащимся, интересующимся химией и биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение химии и биологии.
Любая самостоятельная работа в классе или дома должна быть проверена и оценена.
Заключение
Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.