Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех музыкального воспитания зависит прежде всего, от того, насколько интересно построена работа по музыкальному развитию детей. Поэтому в своей работе я использую много музыкально-дидактических игр.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Мне эта тема стала интересной, поэтому сейчас я веду работу по теме "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие творческих способностей ребенка". Поставила цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр. Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально - дидактические игры являются ведущим видом деятельности.
Музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности.
В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).
Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определённого уровня музыкально-сенсорного развития у детей дошкольного возраста. А это в свою очередь даёт детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности.
В моей практике, музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
В своей работе по музыкальному воспитанию детей ставлю следующие задачи:
• Воспитывать у детей любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на ней;
• Развивать музыкальные и творческие способности детей, с учетом возможностей каждого ребёнка с помощью музыкально-дидактических игр
• Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию духовной культуры.
При решении данных задач использую личностно - ориентированную модель взаимодействия с детьми, педагогику сотрудничества.
Разработала методические рекомендации для воспитателей: «Музыкально-дидактические игры для детей старшей группы», «Музыкально-дидактические игры для детей младшей группы», «Игры, танцы, упражнения для детей младшей группы», подобрала игры, этюды, упражнения на развитие творческих способностей детей.
Провела консультацию для воспитателей «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие творческих способностей ребенка», также была проведена консультация для родителей «Выявление творческой направленности ребенка».
Стараюсь придать работе с детьми развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в самостоятельном познании детей свойств музыкальных звуков и музыкальной культуры в целом. Для этого использую музыкально-дидактические игры и пособия.
Провожу музыкальные занятия в различных формах. В свободное от занятий время дополнительно занимаюсь с детьми индивидуально или подгруппами для обеспечения индивидуально-личностного подхода.
Регулярно проводились музыкальные занятия в вверенных мне вторых младших и старших группах.
В процессе занятий дети занимались по следующим разделам:
- Музыкально - ритмические движения.
- Развитие чувства ритма.
- Слушание музыкальных произведений.
- Пение и песенное творчество.
- Танцевальное, танцевально – игровое творчество.
- Игры и хороводы.
Занятия проводились два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовали возрасту детей, выдержаны по времени.
Для выявления уровня музыкального развития детей использую диагностику. По результатам диагностики отмечается стойкая положительная динамика (75%).
Стараюсь вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс: в участие в организации и проведении праздников, досугов. В течении учебного года были проведены следующие мероприятия с использованием музыкально-дидактических игр:
1. «День знаний» -----------------------------------------------------Сентябрь
2. «Осенний бал»----------------------------------------------------------Октябрь
3.«День прав ребенка»------------------------------------------------------Ноябрь
4. «День Независимости Республики Казахстан ---------------------------Декабрь
5. «Новый год»--------------------------------------------------------Декабрь
6. «8 Марта»------------------------------------------------------------Март
7. «День Победы»-----------------------------------------------------Май
8. «До свидания, детский сад»----------------------------------------Май
На достигнутом не останавливаюсь. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, изучая новинки педагогической психологической теории и практики, представленные в периодических изданиях, методической литературе. Прошла обучение на курсах повышения квалификации для музыкальных руководителей (октябрь 2013).
Наметила следующие перспективы в своей деятельности:
• Разработать музыкально-дидактические игры и пособия для детей старшей группы
• Продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды ДОУ: музыкально-дидактическими играми, новыми наглядными пособиями, музыкальными инструментами.
Дидактическая игра «Музыкальная лесенка»
Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент»
Игра с платочками