Краткий отчет по самообразованию

3
0
Материал опубликован 7 July 2018 в группе

Самообразованием занимаюсь регулярно посредством

изучения специальной литературы,

посещения сайтов коллег,

взаимопосещения занятий учителей-логопедов с целью обмена опытом,

прохождения специальных курсов повышения квалификации.

Тема по самообразованию

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

Забота о здоровье – это важный труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в

свои силы

В.А. Сухомлинский.

Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. По определению Г. Сигериста «здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде». Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается.

Это вызвано рядом факторов:

хронический психогенный стресс у родителей, закрепленный генетически;

ухудшение экологической обстановки (некачественная еда, химические добавки в продукты питания);

значительное ограничение двигательной активности (длительное пребывание перед телевизором, компьютерные игры);

высокий процент курящего населения;

факторы анамнеза;

неблагоприятные социальные факторы.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции – физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

Большинство детей, поступающие в логопедические группы, наряду с основным диагнозом – ОНР – имеют в анамнезе хронические заболевания, соматическую ослабленность, неврозы, нарушение характера, то есть находятся на границе здоровья и болезни. Воспитанники отличаются нервной истощаемостью, чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью. Эти особенности приводят к трудностям в общении и в обучении детей.

По мнению физиологов дошкольный возраст относится к критическим периодам развития ребенка в связи с нарастанием силы и подвижности нервных процессов. На фоне формирования ВНД у детей происходит эмоциональное перенапряжение, поэтому педагоги сталкиваются с такими проявлениями поведения детей, как смена настроений, повышенная раздражительность, плаксивость. Эти особенности детей с нарушением речи существенно снижают продуктивность непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда. Поэтому актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в логопедическую работу обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с данными детьми.

Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий.

Повышение умственной и физической работоспособности.

Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения.

Формирование умения регулировать мышечный тонус, освобождение от мышечных зажимов.

Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Формирование орального праксиса.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Повышение резервов дыхательной системы.

Профилактика нарушений зрения.

Создание благоприятного эмоционального фона.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе:

доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);

систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);

оптимальности (разумно сбалансированная психологическая нагрузка);

последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);

совместного педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателей, родителей).

Основная форма логопедической деятельности в дошкольном учреждении – занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и развитие речевых и творческих способностей каждого ребенка. Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, физкультминутки используются на логопедических занятиях наряду с такими нетрадиционными методиками как Су-Джок терапия, самомассаж.

Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы используем в разных частях занятий, включаем в режимные моменты. Разработан перспективный план по использованию здоровьесберегающих методов, приемов и технологий на год по лексическим темам в логопедической работе, подобран и систематизирован материал по использованию здоровьесберегающих технологий: картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам, комплексы дыхательных гимнастик, тематические физминутки, игры на развитие речевого дыхания, игры на координацию речи с движением, гимнастика для глаз, самомассаж.

Применение в логопедической работе здоровьесберегающих технологий способствуют пробуждения интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной, закрепить счет, понятия «правая-левая рука», содержат элементы пальчиковой гимнастики, релаксации и эмоциональной разрядки, повышают настроение детей.

Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Этапы работы по теме самообразования

1 этап (2013-2014 уч. год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы;

2 этап (2014-2015 уч. год) – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и родителей, создание картотек;

3 этап (2016-2017 уч. год) – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрения здоровьесберегающих технологий в систему работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Список литературы по теме «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе логопеда».

Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д, 2008.

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка [текст]/ В.Г. Алямовская. – М: Линка – Пресс, 1993.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Школа здоровья.2000Т.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: « Детство – Пресс», 2001.

Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников [текст]/ А.Р. Галанов. – СПб.: Речь, 2007.

Дедюхина Г.В.Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом : учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников [текст]/ Г.В. Дедюхина, Т.А. Яньшина, Л.Д. Могучая. – М.: Гном и Д., 2001.

Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ / Управление ДОУ. 2004, №1.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [текст]/ авт.-сост.Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья (старшая группа). СПб, 2004

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003.

Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [текст]/ И.А. Кувшинова. – М.:2009 (библиотека журнала «Логопед», вып.6) 13 с.

Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М, 2001.

Леонова С.В. Веселая разминка. Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. Журнал «Логопед». 2004.№6, с.83.

Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка./ Управление ДОУ.2005.№5.

Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2005.

Панкратова И.В. Растим здоровое поколение. / Управление ДОУ.2004.№1.

Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. – М. АПКиПРО,2003.

Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России. / Школа здоровья.2000. т.7.№2 с.29-34.

Ткачева В.И. Играем каждый день. / Методические рекомендации. Мн.: НИО, 2001.

Чеботарева О.В. Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога». Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Формирование основ здорового образа жизни / Управление ДОУ. 2006.№4.

Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» / Воспитатель ДОУ. 2009.№3.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.