12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Илькина Людмила Викторовна29
Россия, Мордовия респ., рп.Торбеево Торбеевского района
5

Открытый урок



Открытый урок во 2 классе по теме: «Дикие и домашние животные»

Цель: познакомить с понятиями домашние и дикие животные. Дать представление о происхождении домашних животных. Сравнить условия обитания диких и домашних животных.

Задачи: 

образовательная: совершенствовать знания детей о домашних и диких  животных, относящихся к разным  группам.

развивающая: развивать познавательный интерес, умение логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания;

воспитательная: воспитывать любовь к животным,  бережное отношение к ним.

Формирование УУД:

личностные:

- воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним;

регулятивные:

- умение сохранять заданную цель;

- адекватная оценка правильности выполнения действий.

познавательные:

- умение использовать наглядные пособия;

- умение использовать наблюдение, как способа познания окружающего мира;

- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в энциклопедиях, через интернет.

коммуникативные:

- умение высказывать свое мнение;

- умение задавать вопросы;

- учить выполнять различные роли в группе.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, учебник «Окружающий мир» 2 класс, Плешаков,  рабочая тетрадь 2 класс,  презентация «Дикие  и домашние животные»; карточки, тесты.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Инновационные технологии: «Обучение в сотрудничестве» Информационная технология. Личностно – ориентированный подход.

Методы:

1.   Беседа, метод проблемного обучения, познавательная игра, практический метод, иллюстрация, демонстрация; работа с книгой.



Ход урока

Организационный момент: Психологический настрой:

-Добрый день! Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Прекрасно всё на небе (поднимают руки вверх)

Прекрасно на земле (опускают руки вниз к полу)

Прекрасно всё вокруг нас (показывают руками вокруг себя)

Прекрасно и во мне (показывают на себя).

Как мы будем работать на уроке:

читать – вдумчиво

писать – грамотно

слушать – внимательно

ГОВОРИТЬ – ВНЯТНО И ДОСТУПНО

-Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем открывать для себя новые знания, опираясь на информацию, которую вы нашли самостоятельно. Мы будем исследовать и делать выводы.


2. Актуализация  знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (стадия вызова)

- А о чём мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав зашифрованное слово, которую задала нам Мудрая Черепаха ( На доске анаграмма) ЕЫНТОВИЖ. Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок?

-Кто догадался, в чём секрет? (Слово было записано наоборот).

-Вспомните, на какие группы делятся животные?

Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые.

(На слайде)

-Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры.

3. Постановка темы урока, формирование учебной задачи

-А какова тема нашего сегодняшнего урока мы узнаем, отгадав загадки.

Предлагаю вам отгадать загадки. Готовы? Справитесь?

1)Ест траву, жуёт, молчит…

А потом полдня мычит:

- Мне погладите бока –

Дам парного молока!(Корова)

2)А этот маленький зверёк

Колючий вдоль и поперёк.

И лишь животик гладить можно,

Его узнать совсем не сложно.(Еж)

3)Молоко её полезно,

В огород она залезла,

И глядит "во все глаза" –

Длиннорогая ...(коза)

4)На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

5) Хозяин двора.
Дом – конура.
Виляет радостно хвостом,
Но чужака не впустит в дом. (Собака)





6) Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

7) Кто умеет умываться 
Без водички - языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком? (Кот)

8) С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)


9) Длинноногий, горделивый,

Важный и неторопливый.

Шею длинную он носит,

И листву, как траву "косит".

Кто ответит, будет прав

- Это дядюшка...(жираф)

-Посмотрите на картинки и скажите, на какие две группы можно разделить отгадки?

-На диких и домашних животных.

- Кто сможет распределить данных животных на группы?

-Назовите домашних животных.

-Как вы поняли, что это домашние животные?

-Живут рядом с человеком, зависят от человека, человек кормит их.

-Назовите диких животных.

-Как вы поняли, что это дикие животные?

-Живут в лесу, находят сами себе питание, не зависят от человека.

-У меня на руках ещё рисунки с животными, к какой группе мы их отнесём?

-Кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока?

-Дикие и домашние животные.

-Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.

-Какие цели перед собой поставим?(где живут животные? Чем питаются? Кто о них заботится)

Изучение нового материала.

 - Но давным-давно не было домашних животных, а были только дикие животные

1)Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние животные.

Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на  диких животных.

Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.

Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.

Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Сказывают, что трудней всего было приручить кошку.

Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

2)- А теперь посмотрите на доску. (На доске два изображения: ЛЕС и ДОМ)

 - Что вы видите? (На одной картине мы видим природу, а на другой дом человека)

- Теперь выполните такое задание. Возьмите одну из картинок и прикрепите над той группой животных, где они по вашему живут. (2 ученика вешают над животными картинки ЛЕСА и ДОМА)

- Каких животных вы поселили возле дома человека и почему? А каких вы поселили в лесу и почему?

-Только ли в лесу могут жить дикие животные? А где же? (Саванны: слон, жираф, носорог, страус; джунгли: ягуар, тигр, антилопа, горилла, тапир.)

ВЫВОД 1. Давайте сделаем вывод, где же живут дикие животные, а где живут домашние животные.

3) Работа в парах.

 – Каждое животное должен иметь свой дом, своё жилище. И сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание. У вас на столе карточки синего цвета.  Соедините животное с его жилищем.

кошка

собака

белка                                

муравей                          

лиса                              

курица                          

лошадь                                              

медведь                          

в муравейнике

в  берлога

в норе

в курятнике

в конюшне

в дупле

в будке

в доме

Проверка. По одному животному один ученик читает и объясняет.

- Назовите диких животных. Кто же строит жилища для диких животных? (они строят сами себе жильё)

- Назовите домашних животных, а кто строит жильё для домашних животных? (строит человек)

ВЫВОД 2: Давайте сделаем вывод.  Дикие строят сами, домашним строит человек. 

Физминутка.

-Если я называю домашнее животное, то приседаете, а если дикое, то вы изображаете бег.



5) Работа в группах.

- Сейчас поработаем в группах. Как нужно работать в группе? (ответы детей)

Я предлагаю вам такую работу, где вы всей своей группой соберёте по три карточки: животное, его дом, где он обитает, и чем он питается.

(На стол детей учитель кладёт карточки, дети собирают карточки)

СОБАКА – БУДКА – КОСТОЧКА

ПЧЕЛА – УЛЬЕ – МЁД

КОРОВА – ХЛЕВ – СЕНО

БЕЛКА – ДУПЛО – ШИШКИ

КОШКА – ДОМ – МЫШКА

МЕДВЕДЬ –  БЕРЛОГА – МЁД

А теперь попрошу вас составить предложения по этим карточкам. Например: пчела живёт в улье и даёт мёд.

(Дети говорят свои предложения)

ВЫВОД 3: А сейчас я вас прошу продолжить предложения. Дикие добывают пищу. …. , а домашних кормит …. … .

(учитель вывешивает кластер на доску ПИЩУ ДОБЫВАЮТ САМИ, и КОРМИТ ЧЕЛОВЕК)



5. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала.

а) Беседа, работа по учебнику

 — Сейчас откроем учебники на странице 73?

 — Какие дикие животные водятся в нашем крае? (Ответы детей.)

Каких домашних животных разводят в нашем крае? (Ответы детей.)

Посмотрите на рисунки на стр.73 и скажите для чего человек выращивает домашних животных? (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)

Как человек заботится о животных? (Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.)

б) Работа в тетради

- А теперь мы с вами поработаем в рабочих тетрадях на печатной основе.

- Откройте свои тетради на стр. 50. Найдите и выполните задание № 1 и № 2

1 (Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 — домашних. Проверка в парах.)

2 (Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка.)

-Назовите животных, которых подчеркнули зеленым карандашом, красным карандашом.

-Задание №1. Каких диких животных вы записали? Каких домашних животных?

-Задание №2. Прочитайте поочередно названия животных.



в) Немножко отдохнем и поиграем в игру «Отгадай детеныша»

(Учитель называет взрослое животное, а учащиеся — детенышей.)

У коровы – ... (теленок). А если в единственном числе или во множественном?

У свиньи –... (поросенок).
У собаки – ... 
(щенок).
У овцы– ... 
(ягнёнок).
– Каких животных и их детенышей мы называли?
(домашних)
– Кто заботится о домашних животных и их детенышах?
(человек)
У лося – … (лосенок).
У белки – … 
(бельчонок).
У медведя – … 
(медвежонок).
У волка – … 
(волчонок).



-Каких животных и их детенышей мы называли? (диких)
– Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)
ВЫВОД 4:  Давайте сделаем вывод. Дикие животные сами заботятся о своём потомстве, а за потомством домашних заботятся люди.



6.Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Тест. Проверь себя:
1-А, 2-В, 3-С, 4-А, 5-С, 6-А, 7-С.

Путем размышлений отвечают на вопросы теста. Самостоятельно читают вопросы и выбирают правильный ответ.
Самопроверка по образцу на доске.

-Кто не допустил ни одной ошибки ставите ! знак

-Кто допустил одну и две ошибки ставите +

-Кто допустил три и более ошибок ставите -



Игра «Верно. Неверно»
Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним!
Ловить и уничтожать насекомых.
Вырубать деревья.
Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей животных.
Зимой делай кормушки для птиц и животных!

-Послушайте стихотворение Валентина Берестова и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле?

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

-Какова главная мысль этого стихотворения?

(Главная мысль этого стихотворения: призыв к бережному отношению к природе.)


Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы что бы вы сделали ещё один вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей любви и внимании? (Ответы детей)

 ВЫВОД 5: Все животные нуждаются в заботе человека.

(учитель вывешивает кластер НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЗАБОТЕ)


7. Подведение итогов занятия.

-Ну, что же. Подведём итоги нашего исследования. Сегодня мы с вами открыли для себя немало истин. Давайте вспомним их.

- На какие 2 группы можно разделить всех животных? - Чем домашние животные отличаются от диких?

-Какие выводы мы сделали?

- Приведите примеры диких и домашних животных.
Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"
Как люди могут помочь диким животным?





8. Рефлексия деятельности.
— На своих партах вы видите цветные листики. Сейчас вы должны выбрать один и оценить свои достижения на уроке. Прикрепите и украсьте наше дерево своими листочками.
Организация рефлексии:
Зелёный листочек – урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял.
Жёлтый – всё было обычно, задания простые, не все понял.
Красный – скучный урок, ничего полезного и интересного.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!





Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 10.12.19 в 19:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Людмила Викторовна! Беру в копилку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.