Урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Дикие и домашние животные.
Цель: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
Предметные результаты:
знать, каких животных называют дикими, каких - домашними (давать определения);
различать диких и домашних животных;
приводить примеры диких и домашних животных;
рассказывать о значении домашних животных для человека.
Метапредметные результаты:
Овладевать действиями анализа, классификации, отнесения к известным понятиям;
отвечать на простые и сложные вопросы;
использовать текстовую информацию и самостоятельно подготовленные рисунки для подготовки ответов на вопросы;
принимать и сохранять целевые установки урока;
осуществлять самопроверку и взаимопроверку, контролировать успешность учебных действий, при необходимости - осуществлять корректировку;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
взаимодействовать в паре и группе для решения учебных задач;
Личностные результаты:
Осознавать значение домашних животных для человека, для своей повседневной жизни.
Оборудование: карточки со словами «животные», «дикие», «домашние», «кто кормит», «кто строит», «кто заботится», «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», « волк», «польза», «общение», «материалы», «пища», «помощь»; картинки животных: корова, еж, лиса, белка, свинья, медведь, конь, заяц; предметы для мешочка: яйцо, варежка, ремень, перо, у учеников- стрелки из цветной бумаги.
Оргмомент
- Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошей работы на уроке. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».
2. Актуализация знаний
У вас на партах лежат разные картинки. Я загадаю загадку, вам нужно ее отгадать, ученик, у которого будет отгадка, выйдет к доске и прикрепит картинку.
1.Сама пёстрая
Ест зелёное
Даёт белое (корова)
2. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)
3.Обежала уж весь лес.
Хвост мелькает там и здесь
То не девица - краса
Это – рыжая …. . (Лиса)
4.Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
5.Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спинке – щетинка. (Свинья)
6.Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
7.Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек,
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь)
8.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
- Как одним словом назвать то, что изображено на картинках? (Животные).
(На доске появляется слово «животные»)
- Молодцы, хорошо справились. Задание следующее. Распределите эти картинки на две группы.
(У доски работают два ученика)
- По какому принципу вы разложили эти картинки?
- Какое изображение животного вы бы добавили к каждой группе?
- Как выдумаете, какая тема будет сегодняшнего нашего урока?
(Дикие и домашние животные) Слайд 2
(На доске слова «дикие», «домашние»)
- Какие вопросы вы поставите перед собой? (Узнать, как различить диких и домашних животных, когда появились домашние животные, кто был первым домашним животным, какая польза человеку от домашних животных)
Откроем учебник на стр.72 и прочитаем, чему мы научимся.
3. Освоение нового содержания и его применение.
- Итак, животных можно разделить на домашних и диких.
- Как вы думаете, каких животных называют дикими, а каких домашними?
В этом нам помогут вопросы: кто кормит? кто строит жильё? кто заботится о потомстве?
(на доске «кто кормит», «кто строит жильё» «кто заботится»)
- Проверим правильность наших предположений. Слайд 3 дикие животные, слайд 4 домашние
- Проверим, как вы поняли. Откроем рабочие тетради на с. 50.
1вариант - подчеркивает зеленым карандашом диких животных,
2 вариант красным карандашом – домашних животных
Параллельно ученик с синдромом Дауна работает с картинками, распределяя диких и домашних животных.
(Для тех кот быстро выполнит задание, дается карточка с текстом о приручении животных)
- Итак, дикие животные живут в природе, а откуда появились домашние животные?
Слайд 5
Все домашние животные когда-то давно были дикими. Но ещё в древние времена люди приручили диких зверей и они стали жить рядом с ними. Учёные предполагают, что первым домашним животным, которое приручил человек, был волк. Постепенно люди приручили и других животных.
На доске картинка «волк»
Домашние животные у человека появились разными путями.
Волки обитали возле жилищ древних людей, в основном копались на древних помойках и поедали отходы от человеческой жизнедеятельности. Поскольку волки поднимали тревогу при приближении к стойбищам людей чужаков или крупных хищников люди заметили это и стали использовать и развивать эти качества. Люди начали отлавливать щенят и использовать их для охраны и охоты. Результат появление собак. Это произошло примерно 15000 - 20000 лет назад.
Кошки пришли к людям, когда люди начали заниматься земледелием и возникла проблема истребления крыс и мышей в амбарах. Это произошло около 10000 лет назад. Все ныне живущие домашние кошки происходят от ближневосточной ливийской (нубийской) кошки.
Овцы, свиньи, козы, коровы - появились в результате охот людей. Козу или свинью убивали и съедали, козлята, поросята, телята выкармливались и использовались в играх детей и для тренировки охотников. При наступлении голода этих домашних питомцев съедали (сейчас точно также поступают многие дикие племена людей ). Затем додумались их вообще все время оставлять в неволе, да еще и целенаправленно отбирать лучших с точки зрения человека. Так и появился домашний скот и домашняя птица. Первыми одомашнили баранов (муфлонов - 10000 лет назад) , затем коров (туров - 7500 лет назад) , последними лошадей (тарпанов около 5000 лет назад) . Птиц куриц и индюшек одомашнили около 6000 лет назад.
4. Физкультминутка
- Дидактическая игра
У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Зайка по лесу бежит
В дверь к нему стучится:
«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!
Дверь скорее открывай
Лапу подавай»
- Сядет тот, кто назовет жилище:
волка -…логово, медведя - …берлога, ос - …гнездо, пчел - … улей, белки - … дупло, бобра - … хатка, курица - … курятник, лошадь - …конюшня, лиса - … нора, заяц - … под кустом
5. Продолжение работы над темой
На какие группы можно разбить этих животных? Слайд 6
На экране: курица, кролик, индюк, лошадь, гусь, овца
(Звери, птицы)
На доске слова «звери», «птицы»
А знаете ли вы другие виды домашних животных? В этом вам поможет загадка Слайд 7
С хвостом, а не зверь.
С перьями, а не птица. (рыба)
На доске слово «рыба»
К домашним видам рыб относят золотую рыбку и карпа
Мед на зиму припасла работящая … (пчела) Слайд 8
- К какой группе отнесем пчелу?
- Насекомые
На доске слово «насекомые»
Ученикам на дом раздавались интересные факты о пчеле. Ученики выступают с сообщением
У пчел пять глаз.
Три в верхней части головы и два спереди.
Пропуск в улей
У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к улею, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.
Пчелы зимой
Зимой пчелы не спят, поэтому на зиму им необходимо запасти достаточное количество пищи.
Хоть имеет много ножек, Слайд 9
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)
Но не обычная, а очень полезная для человека. Называется тутовый шелкопряд. Тутовые шелкопряды поедают только тутовые деревья. Гусеницы шелкопрядов едят днем и ночью без остановки. На протяжении многих веков, человек содержал шелкопряда в домашних условиях и поэтому, сегодня эти бабочки не могут выжить без его заботы и опеки. Например, гусеницы не будут искать еду, даже если очень голодные, они будут ждать, пока их накормит человек. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300—900 м, их которой потом делают знаменитый во всем мире шелк.
Работа с учебником
Вот мы и подошли к следующему вопросу: для чего человек разводит домашних животных. Обратимся к учебнику на с. 74. Рассмотрите рисунки и фотографии. Что человек получает от домашних животных? Соедините животное и продукт, получаемый от них с помощью стрелок из цветной бумаги. Проверьте работу соседа по парте. Составьте предложение по вашим моделям.
Параллельно ученик с синдромом Дауна распределяет картинки «кто что дает» : корова – молоко, курица – яйцо, овца – варежки, шуба.
- Таким образом, домашние животные являются источником пищи и материалов, например шерсть, кожа, перо.
На доске появляются слова «пища», «материалы»
- Поиграем в игру «Волшебный мешочек». В мешочке лежат разные предметы. Вы должны наощупь определить предмет и сказать благодаря кому он появился.
(В мешочке лежат: яйцо, варежки, ремень, перо)
- Но кроме продуктов питания животные являются большими помощниками человеку. На доске слово «помощники».
- Задание следующее: послушайте голос животного, определите кому он принадлежит, а затем с соседом по парте обсудите, какую помощь может оказать это животное человеку.
Слайд 10
- Еще одно важно качество у домашних животных: они необходимы для общения.
На доске слово «общение». Слайд 11
6. Рефлексия.
Итак, давайте повторим о том, что узнали
(По карте, которая получилась в ходе выставления слов на доске, ребята рассказывают пройденный материал).
- С помощью сигнальных карточек покажите, насколько вы поняли материал урока. Красный – понял очень хорошо
Желтый – понял недостаточно
Зеленый – тему не понял, требуется помощь.
7. Итог урока
Закончите предложение:
- Мне сегодня понравилось…
- О каком животном вы хотели бы узнать больше?
- На все ли вопросы мы сегодня нашли ответ?
8. Домашнее задание
В рабочей тетради на стр. 50 №3 отгадайте загадки, в учебнике стр. 74 -75 прочитайте «Легенды о животных».
Слайд 12 –молодцы. Выставление оценок