12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гуськова Лариса Владиславовна1582
Россия, Калужская обл., Бетлица
Материал размещён в группе «Классные руководители»
3

Открытый урок «30 апреля – День пожарной охраны» для обучающихся 5 – 10 классов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бетлицкая школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья «Росток»







Открытый урок

«30 апреля – День пожарной охраны»

для обучающихся 5 – 10 классов















Подготовила: Гуськова Л.В., руководитель МО

классных руководителей,

классный руководитель 10 класса









Апрель – 2022



"30 апреля – День пожарной охраны"

Цели:

- развитие у обучающихся умений безопасного поведения;

- воспитание ценностного отношения к жизни и здоровью;

-  учить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях. 

Задачи:

информировать обучающихся о профессиональном празднике – Дне пожарной охраны России, который отмечается 30 апреля;

- информировать о деятельности Государственной противопожарной службы в Российской Федерации;

актуализировать представления обучающихся об экстремальных и опасных ситуациях, связанных с огнем;

- напомнить о поведении в условиях экстремальных и опасных ситуаций, связанных с огнем;

закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный".


План тематического урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и мотивация. Небольшая беседа, в ходе которой выясняется, что известно школьникам о пожарной охране России.

3. Основная часть.

3.1. Рассказ о пожарной охране России, истории становления, деятельности, структуре, профессиональном празднике – Дне пожарной охраны, который отмечается 30 апреля, о подведомственном учреждении, истории профессиональной деятельности. Рассказ иллюстрируется видеоматериалами, плакатами, фотографиями и др.

3.2. Беседа со школьниками о пожарной безопасности:

- актуализация представлений школьников об экстремальных и опасных ситуациях, связанных с огнем, их перечисление;

- обсуждение действий при попадании в экстремальные и опасные ситуации, связанные с огнем;

- обсуждение безопасного поведения (как не попасть в обсуждаемую опасную ситуацию).

4. Подведение итогов беседы: выводы, повторение контактных номеров экстренных служб (службы пожарной охраны).


Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке будем говорить о опасной и ответственной профессии, от которой зависят жизни людей и не только…

Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю вам разгадать кроссворд, чтобы угадать о какой профессии мы будем с вами говорить (слайд 1)

Ест дрова он с хрустом, жаром.

Благодарен кочегарам.

Но лишь тогда не страшен он,

Когда бывает покорён. (Огонь)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без …(Воды)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонёк.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Фонарь)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут … (Пожарный)

Объявление темы и целей занятий (слайд 2)

Учитель: Вы абсолютно правы. Наш урок сегодня будет посвящен пожарной службе.

У нас в гостях сегодня -

Он будет следить за тем, как вы работаете, отвечаете на вопросы, а потом расскажет вам о своей очень важной и нужной профессии.

Изучение нового материала

Учитель: А как давно появилась профессия пожарного?

(Как только люди впервые развели огонь, из-за неосторожного обращения случился пожар)

Профессиональный праздник – День пожарной охраны России – отмечается сравнительно недавно. Он был установлен Указом Президента Российской Федерации 30 апреля 1999 года.



t1652243338aa.gif


История пожарного дела в России

Учитель: Пожарная охрана России имеет богатую историю, уходящую вглубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки.

Даже в сложное, обильное набегами захватчиков и внутренними распрями, смутное время на Руси не прекращалась борьба с пожарным бедствием. Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром.

В ХIII веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги. (слайд 3)

В ХIV и ХV веках принимаются некоторые предупредительные противопожарные меры. В 1365 году по повелению Великого Московского князя Дмитрия Донского Кремль был защищён двухкилометровой стеной, выполненной из белого камня, которая существенно снизила опасность огненного уничтожения города от военных пожаров. (слайд 4)

В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться. (слайд 5)

С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь. (слайд 6)

В 1547 году после крупного пожара в Москве царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда "водоливными трубами". (слайд 7)

В 17 веке в целях сбережения от уничтожающих пожаров 30 апреля 1649 года Алексеем Михайловичем издается «Наказ о градском благочинии». Жителям городов указывалось на необходимость держать в домах пожарный инструмент.

Именно поэтому 30 апреля является днём профессионального праздника работников противопожарной службы. (слайд 8)

В настоящее время пожарная охрана России имеет развитую структуру, Государственная противопожарная служба находится в структуре Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309).



t1652243338ab.gif

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации, основным из которых можно назвать Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;

организация и осуществление государственного пожарного надзора;

тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;

профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана является основной и самой крупной составляющей частью МЧС России. Подготовка специалистов пожарной охраны осуществляется в ведомственных вузах государственной противопожарной службы, учебных центрах федеральной противопожарной службы, а также обучением по специальности «Пожарная безопасность» занимается ряд гражданских и военных учебных заведений.


Учитель: Я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру "Вопрос - ответ".


Как называется профессия людей, борющихся с огнём? (Пожарные)

Почему пожарных вызывают по телефону именно «101»? («101» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.)

Почему пожарная машина красная? (Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.)

Чем опасны пожары? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.)

Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город? (Раньше все дома строили из дерева и близко друг к другу.)

Чем можно тушить начинающийся пожар? (Огнетушителем, водой, песком, одеялом)

Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара)

От чего бывают пожары? (Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнём)

Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить

пожар? (Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных

комнат, убрать спички от детей)

Кто такие «Пожарные?», (Пожарный – профессия,)

Кто такие «Пожарники?»  (пожарник – погорельцы!) (Слайд 9)

Учитель: Ежегодно на земном шаре возникает более 5 млн. пожаров, от которых погибает несколько десятков тысяч человек и уничтожается материальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц. Огромный урон природе наносят ежегодно лесные и торфяные пожары, а также пожары аварийных нефтегазовых фонтанов. Пожары в XX веке стали настоящим бедствием для человечества. (слайд 10)

Сейчас наступает время, когда люди выезжают на природу, разводят костры, забывая их потом потушить. А это является основной причиной пожаров, посмотрите, что может произойти, если оставить костер или бросить случайно спичку. СЛАЙД

По какой бы причине не возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону «101» и немедленно сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил принять участие в тушении пожара. (слайд 11)

Пожарная охрана сейчас - это сложная система, включающая в себя службу тушения пожаров и профилактических аппаратов Государственного пожарного надзора, выполняющая задачу охраны от пожаров собственности и имущества граждан России.

Учитель: Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силами дежурного караула - этого основного тактического подразделения в боевой работе пожарных. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сборы по тревоге всему личному составу караула отводится очень жесткое время - сорок - пятьдесят секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять свои места на машинах, получить от диспетчера адрес пожара, выехать к месту тушения.

Для успешного тушения пожара необходимы вода или пена, огнетушащий порошок или инертный газ, противодымный противогаз или теплоотражательный костюм, лестница для спасения людей, приспособление для вскрытия конструкций здания, чтобы проникнуть к очагу горения. Десятки приборов, инструментов и различного рода приспособлений требуются пожарному для успешной борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой, и всегда он должен сохранять высокую работоспособность, быстроту, выдержку, хладнокровие.

Спасение людей на пожаре, оказание им быстрой помощи, охрана материального достояния - священный долг каждого работника пожарной охраны.

На слайдах вы можете увидеть, какие машины и средства используются для тушения пожаров.

СЛАЙДЫ с машинами


Учитель: Я вам предлагаю поучаствовать в игре «Собери слово». Ваша задача состоит в том, чтобы составить слово из слова ОГНЕТУШИТЕЛЬ. (слайд 12)


Учитель: Вся работа в области пожарной профилактики подчинена главной цели - снижению числа пожаров, уменьшению людских жертв и сок­ращению материального ущерба от огня. Основными причинами их возникновения являются неосторожное обращение с огнем, в том числе граждан, находящихся в нетрезвом состоянии, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов, нарушение правил пожарной безопасности и неправильное устройство печного отопления и т.д.

Соблюдение правил противопожарной безопасности позволит сохранить имущество, жизнь себе, своим близким, домашних животных.

Учитель: Я вам хочу предложить следующие задание. Представитель из зала выходит к доске и соединяет линиями правильные ответы. (слайд 13).

Огонь нельзя оставлять…

Если увидишь пламя –…

Вызывай пожарных…

От огня…

Из горящего помещения…

Опасней всего при пожаре…

по телефону 01.
… нельзя прятаться.
… без присмотра.
… зови на помощь взрослых.
… дым.
… надо быстро уйти.



Беседа (слайд 14)

«Что мы знаем о правильных действиях в случае возникновения пожара».


 Повторим правила пожарной безопасности по   вопросам:

1. Можно ли играть со спичками? Почему?

2. Почему детям не разрешают включать газовую плиту?

3. Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра?

4. Можно ли открывать окна, двери при возгорании предметов в жилище?

5. Где следует укрываться при возникновении пожара?

6. Что будете делать, как поступите, увидев пламя из квартиры, дома, мимо которого проходите?​​​​​​​

Рефлексия

Учитель: Сегодня вы узнали много новой информации о возникновении, становлении и развитии пожарного дела в России. Какие открытия вы сделали для себя? Какой вывод можно сделать?

Я надеюсь, что вы будете следовать всем правилам противопожарной безопасности.




Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.