Открытый урок чтения в 4 классе: Обобщение по разделу «Время листьям опадать»
Урок чтения в 4 классе для обучающихся с ОВЗ
Тема урока: Обобщение по разделу «Время листьям опадать»
Тип урока: урок - обобщение.
Цель урока: расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о прочитанных произведениях из раздела «Время листьям опадать».
Задачи: 1. Продолжить формировать основы читательской деятельности:
а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
б) отрабатывать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения.
2. Коррекция логических операций анализа, сравнения и обобщения; развитие и совершенствование диалогической формы речи; развитие зрительного и слухового внимания, связной речи.
3. Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; формировать умение оценивать результат своей деятельности; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты
Предметные:
- обучающиеся обобщат и закрепят знания об изученных в разделе произведениях и их авторах;
- научатся читать текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя;
- научатся составлять вопросы к прочитанному произведению и давать полные ответы на них, описывать признаки осени в соответствии с прочитанными произведениями.
Базовые учебные действия:
Познавательные:понимать и четко выполнять инструкции учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь проверять правильность по образцу; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные:уметь работать в паре(распределять обязанности, выслушивать товарища и отстаивать своё мнение) и самостоятельно; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать;формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:мотивировать учащихся к самостоятельному чтению художественной литературы,самостоятельно оценивать свои достижения.
Оборудование: проектор, экран для просмотра презентации, учебник чтения, картинки, выставка книг, карточки с заданиями, листочки для рефлексии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формирование обучающихся в группы по уровню обучаемости, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей.
1 группа – повышенный уровень учебных возможностей, хороший показатель успеваемости;
2 группа – средний уровень;
3 группа – со слабым уровнем познавательных способностей.
ХОД УРОКА
Оргмомент. Эмоциональный настрой (1мин)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
– Сегодня у нас гости. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем, друг другу хорошего настроения и начнем урок.
Слышишь, прозвенел звонок?
Начинается урок.
Потянули руки шире.
Раз, два, три, четыре.
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Поработаем мы дружно,
Много нам освоить нужно.
А для этого нужна…
Тишина.
2. Постановка темы и цели урока (3 мин.)
- Ребята, скажите, как называется раздел, который мы закончили изучать? («Время листьям опадать»).
- Какому времени года посвящены произведения в этом разделе? (осени)
- Назовите признаки осени, о которых вы узнали из прочитанных произведений? (Стали дни холоднее, солнце светит не так ярко, как летом, листья становятся разноцветными, начинается листопад, птицы улетают в теплые края и т.д.)
- Какое задание вам было задано на дом? (повторить и прочитать произведения из раздела «Время листьям опадать»).
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (подвести итоги, вспомнить произведения об осени).
- Верно. Сегодня, мы вновь перелистаем страницы учебника и вспомним, какие писатели и поэты описывали осень, прочитаем стихотворения об этом времени года.
2) Правила работы на уроке
- говорим вежливо;
- называем собеседника по имени;
- говорим по очереди, не перебивая друг друга;
- внимательно слушаем;
- соблюдаем порядок и тишину;
- четко высказываем свое мнение.
3. Речевая разминка (5 мин.)
Цель: активизировать и развивать навыки правильного произношения звуков; развитие слухового восприятия, памяти.
Чистоговорка
«ОСЕНЬ»
ла-ла-ла - в гости осень к нам пришла
ва-ва-ва – на землю падает листва
ди-ди-ди – кругом идут одни дожди
ей-ей-ей – сидит на ветке воробей
1 группа -прочитайте с различной интонацией (вопросительной, восклицательной)
2 группа - прочитай, выделяя голосом выделенные слова.
3 группа – прочитайте выразительно
2) Чтение стихотворений об осени (прием мнемотехники)
Цель: отработка навыка выразительного чтения наизусть.
4. Актуализация опорных знаний по теме
1). Упражнение «Назови произведение» (4 мин.)
Цель: коррекция мыслительной деятельности, памяти, развитие связной устной речи.
-Давайте вспомним, какие произведения мы прочитали в разделе «Время листьям опадать» и их авторов.
Индивидуальная работа для Закорюкиной С. Работа по карточкам.
- На слайде появится вопрос или строчка из произведения. Вы должны, внимательно прочитать и сказать из какого произведения.
1) Нет Солнца – плачет Осень, а как оно появится – перестает плакать. (Отчего Осень грустна.Эдуард Шим)
2 ) Улетать? Зачем? Мы ляжем спать на самое дно, в мягкий ил. Если хочешь, можешь и ты спуститься к нам. (Сказка про маленького жучка.Ольга Иваненко)
3) Как называется рассказ, к которому относится эта картинка?
(Три сойки.Юрий Коваль)
4) Вспомни, как называется рассказ, в котором девочки собирали дары леса. Как звали этих девочек? (Аленка и Таня). Что они собирали в лесу? (грибы, орехи и годы рябины). (Лесные подарки.Любовь Воронкова)
5) Я – Сова Белая, он – Снегирь, она – Бела Куропатка. (Холодная зимовка.Николай Сладков)
6) А когда наступит непогода, спрячемся в свой теплый улей, где у нас за лето много припасено меду. (Пчелы и мухи.Константин Ушинский)
7) Как называется сказка, в которой Осень помогла людям собрать урожай? ( Осенняя сказка. Наталья Абрамцева). Как названа в этой сказке Осень? (Осень-красавица).
- К какому жанру относятся эти произведения? (рассказы, сказки).
2).Работа в парах. (3 мин.)
Читая произведения в разделе «Время листьям опадать», нам встречались непонятные слова. Я предлагаю вспомнить эти слова, объяснить их значение, и назвать из какого они произведения. (Каждой паре предлагается вытянуть листик со словом, значение которого вы будете объяснять).
Цель:развитие аналитико-синтетической деятельности обучающихся, направленной на объяснение значений непонятных слов.
Полынь – растение с мелкими цветами, которые имеют сильный запах. (Желтой краской кто-то… Наталья Антонова).
Подосиновик - съедобный гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который растет под осиной.( Осенняя сказка. Наталья Абрамцева)
Благовонье – аромат, приятный запах.(Осень.Константин Бальмонт)
Чахлая (рябина) –рябина, которая увядает, вянет. (Скучная картина!Алексей Плещеев)
Палевая с хохолком – бледно-желтый цвет с розоватым оттенком. (Три сойки.Юрий Коваль)
Физминутка(1 мин.)
Цель: развитие координации речи с движением.
Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой
Друг за другом полетели.
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)
3). Работа с пословицей. Что в лесу родится – дома пригодится.(1 мин.)
- Объясните, как вы ее понимаете? Вспомните, как называется рассказ, в котором девочки собирали дары леса?
4). Работа над рассказом «Лесные подарки». Стр.24(6 мин.)
Упражнение «Эстафета». Один ученик начинает читать, останавливается и говорит: «Передаю эстафету (имя одноклассника) и тот продолжает читать.
Цель: отработка умений ориентироваться в тексте, развитие выразительного чтения.
- Предлагаю вам составить вопросы по данному произведению и задать их. Давайте вспомним, с каких слов мы начинаем задавать вопросы (что?, как?, когда?, куда?, где?)
Я предлагаю ребятам 1 группы - вытянуть карточку с определенным вопросом; 2 гр. - выбрать самим, с какого слова будет начинаться ваш вопрос, а ребятам 3 гр. – прочитать готовый вопрос.
Как выглядел осенний лес? Куда отправились девочки? Что собирали девочки в лесу? Как звали девочек? Что увидела Аленка на пеньке? Как называются грибы, которые росли на пеньке? Что девочки собирали на полянке? Где росла рябина? Что увидели девочки по пути домой? Когда девочки собирали лесные подарки?
- Ребята, мы с вами вспомнили рассказы из раздела «Время листья опадать», а какого еще жанра встречаются произведения в этом разделе? (стихотворения)
5). Работа над стихотворениями. Упражнение «Продолжи» (3 мин.)
Цель: коррекция восприятия, памяти.
- Я предлагаю вам вспомнить стихотворения из раздела «Время листьям опадать». Я прочитаю 2 строчки из стихотворения, а вы постарайтесь вспомнить стихотворение и его продолжить.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева….(Зашумела у опушек, ярко-желтая листва)
Желтой краской кто-то
Выкрасил леса…( Стали отчего то, ниже небеса).
Около леса, как в мягкой постели…(Выспаться можно – покой и простор! Листья поблекнут еще не успели, желты и свежи лежат как ковер).
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,…( Все деревья блистают, В разноцветном уборе).
Скучная картина!
Тучи без конца…( дождик так и льется, Лужи у крыльца)
Физминутка для глаз (видео)
Цель: создание условий для укрепления глазных мышц и снятия усталости, помощь школьникам в переключении их деятельности.
6). Работа над рассказом «Время листьям опадать!»(7 мин.), стр.38
Загадка.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся
И под ноги просто так,
Как ковер, ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …(листопад)
Упражнение «Голова и хвост» - учитель в тексте читает любое предложение, а дети должны найти и продолжить чтение дальше.
Вначале только один….
Если зимой на дерево…
А как было бы…
А зимой земля промерзает…
Вот и получается, что….
Индивидуальная работа для Закорюкиной С. Работа по карточкам.
5. Дифференцированная работа по группам (дети поднимают сигнальные карточки, кому нужна помощь); (7 мин.)
Цель: коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности, формирование коммуникативно-речевых навыков.
1 группа. По словам определи, что это за произведение. Соедини.(Киевский, Макуха, Рыжакова)
2 группа. Соедини картинку с названием произведения.(Турчанинов, Антонов, Лобузова, Симонов,Закорюкина)
3 группа.Рассмотри картинки. Выбери только то, что созревает осенью в саду, в огороде и в лесу. (Карпушев,Закорюкина)
Проверка по образцу.Кто выполнил задания 1 группы без ошибок? Кто допустил ошибки? Какие?
- Кто справился без ошибок? Кто допустил ошибки? В чем?
6. Домашнее задание.(1мин.)
Вот и закончилась тема «Время листьям опадать». Наверняка у вас, дети, среди всего, что мы узнали и повторили, есть наиболее понравившиеся рассказ или стихотворение. Я предлагаю вам выбрать самим д/з из предложенных: подготовить пересказ произведения из раздела; прочитать выразительно произведение и ответить на вопросы; сделать рисунок к понравившемуся произведению.
7. Итог урока. Рефлексияучебной деятельности.(2 мин.)
Цель:организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Какую цель мы ставили перед собой на данном уроке? Нам удалось достичь цели?
- Наш сегодняшний урок был очень насыщенным, вы были активны, внимательны. Предлагаю оценить каждому свою работу на уроке. Перед вами листья, обратите внимание, они разных цветов. Если вам было все понятно и интересно работать на уроке, вы не допустили ошибок при выполнении заданий, то вы выбираете листик красного цвета. Если не всё получилось, были недочеты, то листик желтого цвета. Если вы на уроке не работали, ничего нового не узнали, то выбираете лист коричневого цвета.
- Спасибо за работу на уроке
Приложение
Распредели картинки, что созревает осенью в саду, в огороде и что растет в лесу.
По словам определи, что это за произведение. Соедини.
Осень, лесные звери, гуси-лебеди, подарок. |
Сорока, белая сова, снегирь, белая куропатка. |
Подосиновики, сыроежки, бронзовые желуди. |
Волшебная шаль, виноградники, золотые колосья. |
Шабанова Алёна
Чеботарева Ирина Вячеславовна