12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
АБУБАКАРОВА ЛУИЗА МАГОМЕДОВНА788
Россия, Чеченская респ., Грозный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕЧЕНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ «ЧСПК»)







Разработка открытого урока

по теме:

«Социальное обслуживание инвалидов и пожилых людей»



t1679835011aa.png






Преподаватель спецдисциплин: Абубакарова Луиза Магомедовна

Грозный, 2023


Аннотация к открытому уроку


Методическая разработка урока теоретического обучения предназначена для студентов 3 курса по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. В методической разработке кратко и, по возможности максимально приближенно к действующему стандарту изложена цель урока анализировать и решать проблемы, которые складываются при выявлении и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите; организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите, с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий. Данная методика проведения урока используется в рамках традиционной системы, но включает элементы информационной технологии и решения ситуационных задач.

Данный урок предполагает обобщение и систематизацию знаний и применения их в профессиональной деятельности по теме «Социальное обслуживание инвалидов и пожилых людей» и построен в несколько этапов: Организационный момент, целеполагание урока, актуализация знаний, изучение новой темы, первичное применение новых знаний, закрепление изученного материала, выдача домашнего задания, подведение итога урока, рефлексия.

Данная методическая разработка включает в себя профессиональные ситуации по теме, порядок их решения и дает возможность активизировать познавательную деятельность, применять знания на практике, воспитание инициативы, толерантности, сознательной дисциплины, ответственного отношения к труду.















ПЛАН

занятия теоретического обучения

Группа: 20/2 ПОСО-9

Специальность: 40.02.01Право и организация социального обеспечения

Дисциплина: ПМ.02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации

Тема раздела: Социальное обслуживание


Тема учебного занятия: Социальное обслуживание инвалидов и пожилых людей


Цель занятия:

- выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной поддержки и помощи

Задачи:

обучающие:

- собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности с применением ИКТ;

- принимать решения об установлении опеки и попечительства;

- умении использования практических навыков составления документов;


развивающие:

- развитие самостоятельности, мышления, творческой

активности, способности отстаивать свою точку зрения,

презентовать себя и работать в группе;

- развитие волевых качеств обучающихся при формировании

профессиональных качеств;

воспитывающие:

- формирование необходимых коммуникативных качеств,

связанных с особенностями специалиста по специальности

«Право и организация социального обеспечения»;

- воспитание инициативы, толерантности, сознательной

дисциплины, ответственного отношения к труду;

- совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.


Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: смешанный (сочетание различных видов урока на одном)

Методы обучения:

-информационно-развивающие (разъяснения, беседа);

- проблемно-поисковые (эвристическая беседа, поисковая);

- наглядные (показ, демонстрация);

- практические (анализ учебного задания)

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению


Обучающийся должен в соответствии с ФГОС СПО:

уметь:

- принимать решения об установлении опеки и попечительства;

- осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью;

знать:

- документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

- федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение;

Оборудование и методическое обеспечение урока:

- рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным комплексом;

- презентация к теме занятия;

- раздаточный материал (таблицы, тесты).



Междисциплинарные и межкурсовые связи:

- Семейное право;

- ПСО;

- литература

Источники:

Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник/ Г.В. Сулейманова.-4-е изд. [электронный ресурс].- М.: Издательство Юрайт, 2022. www.biblio-onlain.ru (Дата обращения –05.03.2023).

Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации М: Юрайт, 2022. 406 с. https://urait.ru/book/pravo-socialnogo-obespecheniya-446881

3. А.Н. Савинов, Организация работы органов социального обеспечения, учебник: М.: Издательский центр Академия, 2021.

Интернет ресурсы: http://www.minzdravsoc.ru/


План занятия


Этап урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Форма взаимодействия

Время

1.Организационный

Приветствие студентов; проверка готовности к занятию

Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие

Беседа

2 мин.

2.Целеполагание урока

Формулирует тему урока, определяет цель и задачи урока, направленные на актуализацию и формирование знаний

Ставят перед собой цель, концентрируют внимание

Беседа

3 мин.

3. Актуализация знаний: повторение и обобщение теоретических знаний

Преподаватель предлагает студентам вспомнить основные понятия; организует повторение пройденной темы, выявляет уровень базовой подготовки по дисциплине

Отвечают на постав-ленные вопросы; через просмотр видеоролика повторяют изученный материал, аргументируют свое мнение, в случае необходимости дополняют ответы товарищей, заполняют таблицу в ходе работы.

Фронтальная, индивидуальная.


Мультимедийная презентация

25 мин.

4. Изложение нового материала

Выводит точную формулировку темы и целей урока; формирует конкретные представления о классификация гражданских правоотношений.

Выделяют необходимую информацию, учатся применять определения в процессе открытия нового знания

Фронтальная


Мультимедийная презентация

10 мин.

5. Первичное применение новых знаний. Самостоятельная работа по закреплению изученного материала

Преподаватель организует работу по выполнению заданий

Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы

Индивидуальная

5 мин.

6. Закрепление изученного материала.

Решение задач.

Организует деятельность по применению новых знаний. Проводит инструктаж, выдает кейс-ситуации, организует, консультирует работу обучающихся,

организует мини-отчет. Просит проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения, организует защиту результатов решения производственных задач.

Обучающиеся работают в группах: выполняют кейс-ситуацию, самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения и прогнозируют результат. Составляют план действия, осуществляют решение производственной задачи, проводят защиту полученных результатов.

Групповая, самостоятельная.

Применение умений и навыков на практике.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

20 мин.

7. Подведение итога урока. Рефлексия

Подводит итоги работы студентов на занятии, оценивает степень реализации поставленных целей

проводят рефлексию способов и условий своих действий

Беседа



10 мин.

8. Домашнее задание

Формулирует задание на дом.



5 мин.




















Ход урока:


Организационный момент (2 мин.)

Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверка психологической готовности к уроку настраивает их на результативную работу.

Целеполагание урока (3 мин.)

Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы

3. Актуализация знаний: повторение и обобщение теоретических знаний (25мин.)

Преподаватель: Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют

Студенты отвечают:

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане;

6) члены семей вышеназванных граждан, имеющие право на пенсию в случаях, предусмотренных законом.

Преподаватель: Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется

Студенты отвечают:

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам ВОВ. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

4) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, ВОВ, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

5) нетрудоспособным членам семьи, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» накопительной части трудовой пенсии.

Преподаватель: Задание

Заполнить таблицу: Направления использования материнского (семейного) капитала

Направления использования материнского (семейного) капитала






Студенты отвечают

Решение:

Направления использования материнского (семейного) капитала

Приобретение (строительство) жилого помещение

Строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства

Исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки

Погашение основного долга или уплата процентов по кредитам на (строительство) жилого помещения


Преподаватель:

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Студенты отвечают:

Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

Преподаватель:

Задание . Определите право на пенсию (ее наименование, а также возможность назначения двух пенсий): супруга, занятая уходом за детьми до 14 лет, в случае смерти супруга, не имеющего стажа.

Студенты отвечают:

Решение: Так как у умершего супруга нет стажа, то жена, занятая уходом за детьми до 14 лет имеет право только на свою пенсию, если есть страховой стаж - в 60 лет (ст.7 ФЗ №173). Если страхового стажа нет - то на социальную пенсию в 60 лет (п.5 ч.1 ст.11 ФЗ №166).

Преподаватель:

Заполнить таблицу.

Виды пенсий

К какому элементу пенсионной системы относится? (ОПС/ ГПО/НПО)

Основной источник финансирования. (страховые взносы/бюджет)

Кто имеет право на получение пенсии.

Условия, необходимые для получения пенсии

Что влияет на размер пенсии

Государственная пенсия по старости







Студенты отвечают:

Решение:

Виды пенсий

К какому элементу пенсионной системы относится? (ОПС/ ГПО/НПО)

Основной источник финансирования. (страховые взносы/бюджет)

Кто имеет право на получение пенсии.

Условия, необходимые для получения пенсии

Что влияет на размер пенсии

Государственная пенсия по старости

ГПО

бюджет

Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф

1.По достижении 50 и 45 лет (мужчины и женщины соответственно); 2.По достижении 55 и 50 лет (мужчины и женщины соответственно

Категория получателей пенсии; размер социальной пенсии


Преподаватель: Страховая пенсия

Студенты отвечают: Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью

Преподаватель: Государственная пенсия по старости

Студенты отвечают: Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны.

Преподаватель:

Заполнить таблицу.

Виды пенсий

К какому элементу пенсионной системы относится? (ОПС/ ГПО/НПО)

Основной источник финансирования. (страховые взносы/бюджет)

Кто имеет право на получение пенсии.

Условия, необходимые для получения пенсии

Что влияет на размер пенсии

Социальная пенсия по потере кормильца







Студенты отвечают:

Решение:

Виды пенсий

К какому элементу пенсионной системы относится? (ОПС/ ГПО/НПО)

Основной источник финансирования. (страховые взносы/бюджет)

Кто имеет право на получение пенсии.

Условия, необходимые для получения пенсии

Что влияет на размер пенсии

Социальная пенсия по потере кормильца

ГПО

бюджет

1)Дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих

родителей,

2) дети умершей одинокой матери.

3) Дети, родители которых не известны;

1. Возраст 18-23 лет (обучающиеся по очной форме); 2. Потеря одного или двух родителей, либо дети одинокой матери.

Категория граждан, устанавливается в твердой сумм


Критерии оценки устного ответа:

«Отлично» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«Хорошо» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«Удовлетворительно» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«Неудовлетворительно» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

4. Изложение нового материала (10 мин.)

t1679835011ab.png


Слайд № 1



t1679835011ac.png


Слайд №2



t1679835011ad.png


Слайд № 3

t1679835011ad.png

Слайд № 4

Полустационарные организации социального обслуживания пожилых людей и инвалидов

полустационарные организации социального обслуживания пожилых людей и инвалидов

Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки пожилым людям.. Они создаются на базе муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Отделения дневного пребывания предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пожилых людей, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни.

Отделения создаются для обслуживания в количестве не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Решение о зачислении принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

t1679835011ae.png

Слайд № 5


t1679835011af.png

Слайд № 6


t1679835011ag.png


Слайд № 7


t1679835011ah.png

Слайд № 8


t1679835011ai.png

Слайд № 9

t1679835011aj.png



Слайд № 10

Для закрепления нового материала преподаватель предлагает студентам фронтальную беседу.

6. Закрепление нового материала (20 мин.).

Преподаватель: Система социального обслуживания пожилых и инвалидов включает в себя

Студенты отвечают: Система социального обслуживания пожилых и инвалидов включает в себя три основные подсистемы:

стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;

полустационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;

социально-медицинское обслуживание на дому пожилых и инвалидов.

В системе срочного социального обслуживания можно выделить подсистемы:

временного приюта;

бесплатной социально-консультативной помощи.

Систему социальной реабилитации инвалидов можно определить как состоящую из следующих подсистем:

медицинская реабилитация инвалидов;

профессиональная реабилитация инвалидов;

трудовое устройство инвалидов;

протезно-ортопедическая помощь инвалидам;

обеспечение инвалидов средствами передвижения.

Преподаватель: Услуги в отделении дневного пребывания

Студенты отвечают: В отделении дневного пребывания организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.

Отделение временного пребывания осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания. В отделении социальной помощи на дому осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Преподаватель:Стационарные организации социального обслуживания пожилых людей и инвалидов

Студенты отвечают: Стационарные организации социального обслуживания пожилых людей и инвалидов

Стационарные организации социального обслуживания в зависимости от контингента получателей социальных услуг подразделяются на:

1) дома-интернаты (пансионаты), в том числе детские, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия;

2) специальные дома-интернаты, в том числе для престарелых;

3) геронтологические центры;

4) психоневрологические интернаты;

5) реабилитационные центры для лиц, страдающих психическими расстройствами;

6) детские дома-интернаты для умственно отсталых детей;

7) иные организации, осуществляющие социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания.

В соответствии с ФЗ 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

Преподаватель:

Полустационарные организации социального обслуживания пожилых людей и инвалидов

Студенты отвечают: полустационарные организации социального обслуживания пожилых людей и инвалидов

Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки пожилым людям.. Они создаются на базе муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Отделения дневного пребывания предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пожилых людей, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни.

Отделения создаются для обслуживания в количестве не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Решение о зачислении принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

В отделении дневного пребывания оказываются следующие виды услуг:

организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, обеспечение книгами, журналами, газетами);

социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение);

содействие в организации правовых услуг;

содействие в организации ритуальных услуг.

Преподаватель: Срочное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов

Студенты отвечают: Срочное социальное обслуживание направлено на оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

1.разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2.обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3.разовое оказание материальной помощи;

4.содействие в получении временного жилого помещения;

5.организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6.организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7.иные срочные социальные услуги.

Преподаватель:

Все справились с решением заданий, дали полные ответы на поставленные вопросы.


7.Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия (10 мин.).


Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.







Преподаватель:

Я благодарю всех за участие. Надо отметить, что ваша группа справилась на «отлично» и «хорошо».

8. Выдача домашнего задания (5 мин.).

Решите задания с элементами тестирования

В качестве страхователей по обязательному социальному страхованию могут выступать:

органы социальной защиты населения;

органы местного самоуправления;

родители;

наемные работники.

В качестве страховщиков по обязательному социальному страхованию могут выступать:

органы социальной защиты населения;

органы местного самоуправления;

работодатели;

государственные внебюджетные социальные фонды.

Застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию могут быть:

наемные работники; работодатели; продавцы.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются:

указом Президента РФ;

федеральным законом;

законом субъекта РФ.

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся:

на правоотношения бессрочные правоотношения;

правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени;

правоотношения с неопределенным сроком существования во времени.

Субъектами правоотношений в праве социального обеспечения являются:

физические лица — наемные работники;

физические лица — работодатели;

физические лица — граждане Российской Федерации;

любые физические лица независимо от гражданства и правового статуса в трудовых отношениях.

Объектами правоотношений в праве социального обеспечения являются:

заработная плата;

ежемесячные страховые выплаты;

пенсии;

транспортные услуги общественного транспорта.

Не выделяют следующие уровни регулирования общественных отношений: местный;

централизованный;

индивидуальный;

локальный.

Принципы права бывают:

личные;

локальные;

отраслевые;

индивидуальные.

Отраслевыми принципами права социального обеспечения являются:

принцип презумпции невиновности;

принцип законности;

принцип личности;

принцип всеобщности и доступности социального обеспечения.

При подготовке рекомендуется использовать конспекты лекций, а также:

Учебники:

Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации М: Юрайт, 2022. 406 с. https://urait.ru/book/pravo-socialnogo-obespecheniya-446881

А.Н. Савинов, Организация работы органов социального обеспечения, учебник: М.: Издательский центр Академия, 2022.

Интернет ресурсы: http://www.minzdravsoc.ru/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.