Открытый урок «Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В. Чикмезова
муниципального образования Кореновский район
Открытый урок
«Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков»
Разработка: Баблиян А. Г.,
учитель географии
и кубановедения
2016 год
«Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков»
Здравствуйте! Меня зовут Баблиян А. Г. Я проведу урок кубановедения. (раздать самоанализ)
Кубань,
Моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твоё нетленно,
В трудах своих, о, будь благословенна,
Кубань,
Моя родная сторона,
Пусть новые взрастают семена
И вечно
Житница твоя полна!
В. Саакова
Начнем урок с составления понятийного колеса «1943 г.».
- Какие ассоциации у вас связаны с этими словами? (Сталинград, перелом).
- Как вы думайте, о чем будет наш урок? (Вов на Кубани).
Сообщение темы урока учителем
«Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков»
- Наш урок пройдет под лозунгом «70 лет со дня освобождения Кубани -
помним, гордимся, наследуем!»
Урок будет проводиться с использованием технологии критического мышления. Это само направляемое, само дисциплинируемое, само оценивающее и самокорректирующее мышление.
Изучение материала будет проходить самостоятельно, в интерактивных группах постоянного состава.
Исходя из темы урока и применяемой технологии, поставьте перед собой цель: чему я буду учиться на уроке? (будем учиться работать в группе, с учебником…). Правильно: ставить вопрос, уяснять проблему, и решить ее.
- Вы будете учиться правильно, самостоятельно конструировать, и оперировать понятиями, анализировать, передавать информацию другим.
- 1 этап изучения нового материала: просмотр фильма Вов на Кубани. После просмотра ответьте на вопрос. В ходе просмотра фильма делайте пометки для ответа на вопрос.
1. Какое событие создало условия для освобождения Кубани? (разгром гитлеровцев под Сталинградом )
- 2 этап изучения нового материала: методом активного чтения учебного материала в группах:
1-я группа работает с разделом «Краснодарская операция» по методике «Бортовой журнал» (смысл – заполнение таблицы), один ученик по таблице, другой у карты, и обязательно вы ставите проблемный вопрос;
2-я группа работает, используя технологию «Кластер» (кисть, пучок, гроздь, графический способ организации материала), над разделом: «Бои на Малой Земле», «Голубая линия». (У вас на столе цветные фишки, с помощью которых вы должны приклеить на нужную гроздь). И конечно не забывайте о проблеме.
3-я группа тему «Возрождения передает по технологии «Фишбоун». Смысл технологии позволяет выявить причинно-следственные связи по изучаемой теме. Это рыбная кость, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга –причины и факты, в хвосте пишется –вывод. Внимание группы! Вы должны подготовить проблемный вопрос.
Возьмите таблицу и руководство для работы.
Отчеты групп о проделанной работе
Для объяснения нового материала и отчета о проделанной работе, приглашаю 1-ю группу.
1 гр. «бортовой журнал» -
Проблемный вопрос: Какой период времени заняла операция по освобождению Краснодара и близлежащих городов?
Фронт | Дата | Город |
Северная группа Закавказского фронта | 03.01.1943 | Нальчико–Ставропольское направление |
| 24.01.1943 | г. Армавир |
Южный фронт | | Ростов Тихорецк |
Черноморская группа войск | 29.01.1943 | Майкоп |
Северо – Кавказский фронт | 09.02. – 12.021943 | Краснодарская операция |
В завершение хотелось бы добавить: город был сильно изуродован бомбежками, пожарами, взрывами. На фонарных столбах висели повешенные. Всех пленных красноармейцев сожгли заживо.
П оэтому мы хотели бы добавить такие ассоциации: Краснодарская операция, Северо – Кавказский фронт, разруха, жестокость. (добавить в понятийное колесо
Использование карты.
Оценить группу: Я считаю вы поработали достойно. Оценка «5»
2 гр. «Кластер»
Проблемный вопрос: какие факты свидетельствуют об ожесточенном характере боев?
Дальнейшее освобождение Кубани
Ассоциации: «Малая Земля», «Голубая линия»
Молодцы, вы показали умения выбирать главное , анализировать, доносить до окружающих. Садитесь, ваша оценка»5»
3 гр. - «фишбоун»;
Проблемный вопрос: Какая из причин высоких темпов восстановления хозяйства на Кубани является ведущей?
Проблема: Причины высоких темпов восстановления хозяйства на Кубани?
Причина: обеспечение правительством страны большого количества техники
Факты в1943г - 636мостов, 25вокзалов свыше 2500км жел. путей
Причина: привлечение специалистов по обслуживанию техники
Факты: восстановление нефтяной промышленности цементных заводов; в 1944 г налажено 800предприятий
Причина: высокая сознательность и энтузиазм людей.
Факты : люди работали в несколько смен, перевыполняя нормы;
вместе со взрослыми в уборке урожая участвовали школьники;
п очвы под посевы вскапывали вручную;
Вывод: восстановление хозяйства на Кубани высокими темпами были неизбежно.
Поэтому мы хотели бы добавить такие ассоциации: восстановление энтузиазм.
Оценивание.
Подводя итог урока, заполним таблицу самоанализа, изучаемой темы. Отметьте нужную букву. В начале урока, каждый из вас поставил цель. Как эта цель была реализована?
П – «плюс», научился…
М – «минус», недостатки. Не смог…
И – «интересно», возможности для развития (Почему?)
Итак, мы вернемся к нашему понятийному колесу, которое пополнилось понятиями о войне. Анализ «Понятийного колеса» «Вов на Кубани».
Чтобы закрепить этот материал, вы должны будете выполнить творческую работу.
Как вы думаете, зачем мы изучали тему…..
Просмотр фильма.
И в заключении я хотела бы дополнить колесо ассоциациями: память, благодарность. Урок закончен! Спасибо всем!
8