Урок литературы в 7 классе «А.П. Чехов "Хамелеон". Живая картина нравов в рассказе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
г. Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа Югра
Открытый урок по литературе в 7 классе по теме
А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе
Урок – исследование
Учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ №9»
г. Нефтеюганск
Коляго А.К.
Цели урока: формирование умения анализировать литературное произведение, развивать навыки критического мышления; дать учащимся понятие «хамелеонства»,
Тип урока: урок-исследование
Задачи урока:
Образовательная: обучить анализу рассказа; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,
Развивающая: познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (рабочие листы)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Приветствие:
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Мне приятна встреча с вами. Приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке – Чехова. Именно ему принадлежат слова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
2. Взгляните на портрет А.П. Чехова. У него вдумчивый взгляд, он как бы хочет о чем-то нас спросить. Как вы думаете, какие вопросы задает нам писатель?
Читали ли вы его рассказ?
Понравился ли вам рассказ?
О чем рассказ?
3. Правильно.
Цель нашего урока ответить на вопросы писателя. Здесь же и проблема – понять, о чем текст, научится приемам критического мышления при работе с текстом.
4. Проведем разминку «Знаете ли вы текст?» (вопросы на листочках)
А теперь попробуем разобраться, что происходит с Очумеловым, когда он пробует разобраться в сложившийся ситуации. Проанализируем произведение (беседа по вопросам и заполнение таблицы):
Работа по таблице:
бродячая | генеральская |
1. «А собаку истребить надо. Немедля!» 3. «Ни шерсти, ни вида…Нужно проучить!» 5. «Она бродячая! Истребить, вот и все.» | 2. «Она маленькая…Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком.» 4. «Собака – нежная тварь…А ты, болван, опусти руку!» 6. «Собачонка ничего себе…Шустрая такая…» |
Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний? (Шесть превращений, шесть смен интонации – от начальственно-повелительной до рабски- трусливой.)
Сделаем вывод, что ХАМЕЛЕОН в тексте – это Очумелов. Что же такое хамелеон - это по словарю Ушакова:
ХАМЕЛЕОН, хамелеона, м. (греч. hamaileon). 1. Пресмыкающееся, обладающее способностью менять окраску своего кожного покрова при раздражении, перемене цвета окружающей среды и т. п. (зоол.). 2. перен. О человеке, легко и часто меняющем свои мнения, взгляды, симпатии (обычно из соображений выгоды, из мелких побуждений; разг. пренебр.).
Давайте попробуем узнать героя по выражению лица (по смайликам). Что мы можем сказать о фамилиях? Конечно, они говорят сами за себя, какой человек Хрюкин, а какой Очумелов. Обратите внимание на говорящие фамилии героев рассказа. Очуметь – это утратить способность соображать, ясно мыслить. Хрюкин – свинья.
Можно сделать вывод, что Чехов в своем рассказе высмеивает беспринципных людей, которые меняют свою позицию в зависимости от ситуации. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Все жители города хамелеонствуют: толпа, полицейский надзиратель, золотых дел мастер Хрюкин, городовой.
Хрюкин |
Очумелов |
Толпа людей |
Работа с карточками. Конфисковать – значит «изъять»
на рабочих листах у вас есть листочки , выберите те недостатки, которые характеризуют Очумелова и положите их в решето. Мы конфискуем вместо крыжовника пороки, чтобы вы с ними никогда не встречались в жизни (подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие).
У вас остались листочки только с хорошими качествами, которые должны быть всегда с вами (вежливость, доброта, искренность, отзывчивость, честность).
Пусть не только эти прекрасные слова, но такие как милосердие, добропорядочность, уважение, чуткость сопровождают вас. Ведь Чехов писал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
А теперь дайте личностную оценку деятельности на уроке
| Твое отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку): Отличный, интересный, заставляющий работать – улыбку; Нормальный, обычный – полоску; Скучный, работа без интереса, бесполезный – опущенные уголки рта. |
Домашнее задание
1. перечитать и пересказать рассказ;
2. нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;
3. написать сочинение на тему: «Случаи хамелеонства в вашей жизни»