Урок литературы в 7 классе «А.П. Чехов "Хамелеон". Живая картина нравов в рассказе»

4
0
Материал опубликован 11 December 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа Югра


Открытый урок по литературе в 7 классе по теме

А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе

Урок – исследование

t1702270834aa.jpgt1702270834ab.jpgt1702270834ac.jpg

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ №9»

г. Нефтеюганск

Коляго А.К.



Цели урока: формирование умения анализировать литературное произведение, развивать навыки критического мышления; дать учащимся понятие «хамелеонства»,

Тип урока: урок-исследование

Задачи урока:

Образовательная: обучить анализу рассказа; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая:  познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (рабочие листы)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие:

Друзья, я очень рада 
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.

Мне приятна встреча с вами. Приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке – Чехова. Именно ему принадлежат слова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

2. Взгляните на портрет А.П. Чехова. У него вдумчивый взгляд, он как бы хочет о чем-то нас спросить. Как вы думаете, какие вопросы задает нам писатель?

Читали ли вы его рассказ?

Понравился ли вам рассказ?

О чем рассказ?

3. Правильно.

Цель нашего урока ответить на вопросы писателя. Здесь же и проблема – понять, о чем текст, научится приемам критического мышления при работе с текстом.

4. Проведем разминку «Знаете ли вы текст?» (вопросы на листочках)


А теперь попробуем разобраться, что происходит с Очумеловым, когда он пробует разобраться в сложившийся ситуации. Проанализируем произведение (беседа по вопросам и заполнение таблицы):


Работа по таблице:

бродячая

генеральская

1. «А собаку истребить надо. Немедля!»

3. «Ни шерсти, ни вида…Нужно

проучить!»

5. «Она бродячая! Истребить, вот и все.»

2. «Она маленькая…Ты, должно быть,

расковырял палец гвоздиком.»

4. «Собака – нежная тварь…А ты,

болван, опусти руку!»

6. «Собачонка ничего себе…Шустрая

такая…»

Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний? (Шесть превращений, шесть смен интонации – от начальственно-повелительной до рабски- трусливой.)

Сделаем вывод, что ХАМЕЛЕОН в тексте – это Очумелов. Что же такое хамелеон - это по словарю Ушакова:
ХАМЕЛЕОН, хамелеона, м. (греч. hamaileon). 1. Пресмыкающееся, обладающее способностью менять окраску своего кожного покрова при раздражении, перемене цвета окружающей среды и т. п. (зоол.). 2. перен. О человеке, легко и часто меняющем свои мнения, взгляды, симпатии (обычно из соображений выгоды, из мелких побуждений; разг. пренебр.).


Давайте попробуем узнать героя по выражению лица (по смайликам). Что мы можем сказать о фамилиях? Конечно, они говорят сами за себя, какой человек Хрюкин, а какой Очумелов. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на го­во­ря­щие фа­ми­лии ге­ро­ев рас­ска­за. Очу­меть – это утра­тить спо­соб­ность со­об­ра­жать, ясно мыс­лить. Хрю­кин – сви­нья.

Можно сде­лать вывод, что Чехов в своем рас­ска­зе вы­сме­и­ва­ет бес­прин­цип­ных людей, ко­то­рые ме­ня­ют свою по­зи­цию в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции. Ха­ме­ле­он­ство, глу­пость, чи­но­по­чи­та­ние – это не без­обид­ные недо­стат­ки, а че­ло­ве­че­ские по­ро­ки. Все жи­те­ли го­ро­да ха­ме­ле­он­ству­ют: толпа, по­ли­цей­ский над­зи­ра­тель, зо­ло­тых дел ма­стер Хрю­кин, го­ро­до­вой.


t1702270834ad.gifХрюкин

t1702270834ae.gif

Очумелов

t1702270834af.jpg

Толпа людей


Работа с карточками. Конфисковать – значит «изъять»

на рабочих листах у вас есть листочки , выберите те недостатки, которые характеризуют Очумелова и положите их в решето. Мы конфискуем вместо крыжовника пороки, чтобы вы с ними никогда не встречались в жизни (подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие).

У вас остались листочки только с хорошими качествами, которые должны быть всегда с вами (вежливость, доброта, искренность, отзывчивость, честность).

Пусть не только эти прекрасные слова, но такие как милосердие, добропорядочность, уважение, чуткость сопровождают вас. Ведь Чехов писал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

А теперь дайте личностную оценку деятельности на уроке

t1702270834ag.jpg

Твое отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку):


Отличный, интересный, заставляющий работать – улыбку;

Нормальный, обычный – полоску;

Скучный, работа без интереса, бесполезный – опущенные уголки рта.







 



Домашнее задание

1. перечитать и пересказать рассказ;
2. нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;
3. написать сочинение на тему: «Случаи хамелеонства в вашей жизни»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации