Открытый урок по русскому языку «Простые и сложные предложения. Мой край»
Урок. Простые и сложные предложения. «Наш край» - 5 класс
МАСТЕРСКАЯ «Письменное творчество.»
Участники: учащиеся 5-х классов, учителя, родители.
Цель: развивать творческую самостоятельность ребят, продолжить процесс работы со словом и текстом, изучая тему «Простые и сложные предложения».
Задачи:
- Создать книгу «Наш родной Большечерниговский район»;
- Написать сочинение –эссе о родном крае;
- направлять работу ребят;
- актуализировать знания по данному вопросу;
- стимулировать свободу и творчество для свободы действий каждого;
- формировать личность ребенка (потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера).
I. Организационный момент. Индуктор. Самоконструкция.
Подготовить ребят к процессу творчества, настроить на самостоятельную работу.
II. Основная часть. Социоконструкция.
Работа со словом, разгадывание шарад. Слово, словосочетание, простое предложение, сложное предложение.
Родина
Москва
Человек
1. Включение в работу.
Сегодня мы с вами продолжаем работать со словом, с текстом. Урок пройдет в форме творческой мастерской, которая называется «Наш край».
Подберите прилагательные к словам, записанным на доске. Что это – СС или предложение? Продолжим СС, чтобы получилось предложение. В чем отличие СС от П? А можно ли составить СП?
Значит, тема урока – простые и сложные предложения. Запишем в тетради.
2. Любовь к родному краю – это особое чувство для каждого человека. Не зря пословица – Где родился – там и пригодился.
Родина, родимый край – это слова, которые вызывают у нас радостное, светлое чувство, понятное любому человеку. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас никогда не забыл родимую сторонку. Попробуем сегодня, ребята, создать книгу, куда будут включены ваши тексты о родном крае.
3.Сейчас мы прослушаем песню о Родине, а вы выпишите понравившиеся вам слова и предложения. Песня «То березка, то рябина …»
Запомните: «Все способны писать». Я постараюсь вместе с вами выполнять задания. (учитель равен ученику).
4.Ребята работают по группам по (4-5 человек).
В группах обсудите ответ на вопрос « Любовь к родному краю – это…» и на ватмане один из вас запишет слова – ассоциации.
Группы начинают работать. Записывается все, что произносится, ни осуждая, ни отвергая, лишь уточняя высказанное.
Перед работой важно предупредить, что никаких насмешек ни над собой, ни над ответами ни у кого быть не должно. На доске написаны слова : «Делайте так, как считаете нужным», « Мы не торопимся отвечать на вопросы».
5. Каждая группа читает и записывает в тетрадь свои ответы. Просьба к остальным – слушать внимательно все, что говорят.
Выписываем на доске ответы групп на вопрос
«любовь к родному краю - это»
- Солнце
- счастье
- душа
- тепло
- мир
- детство
- семья
6.У каждой группы на парте – тексты стихов поэтов-Большечерниговского района о родине, родном крае. Можно пригласить ребят других классов – 7Б.
«Родина». Ребята, работаем с текстами, выписываем словосочетания, предложения о родимой стороне.
Стихи Валентина Нора, Ивана Сигалаева, Людмилы Петренко, Лидии Земляновой.
Еще немаловажный момент: каждый отрывок задает определенный ритм, определенное настроение, обогащается и словарный запас ребят.
7. На доске написаны слова. Одно из них – тема вашей работы.Сейчас каждый из вас выберет одну тему для написания текста.
. Ребята, а теперь приступим к написанию текстов. Учитель предлагает на основе данных записанных СС, предложений составить текст(2-3 П), где будут и простые, и сложные предложения.
8. Социализация. Через 3 минуты происходит обмен листочками с соседом. Ребята на том листочке, что получили, продолжают составлять текст.( еще 2-3 предложения)
9. Через 2 минуты каждый получает свой листочек обратно. Кто желает, дописывает текст.
III.Заключительная часть. Афиширование
1.Когда работа закончена, все вывешивают свой труд на интерактивную доску.
2.Все ходят и читают. Через некоторое время учитель читает работы вслух. Работы не подписаны, поэтому автор неизвестен. Все прикоснулись к творчеству. Оценку своему постижению письменного творчества каждый дает сам.
Вывод ( рефлексия): учитель просит каждого высказать свои ощущения, оценить построение и содержание мастерской. Высказываются о создании книги, добавления к ней.
IV. Д/З. Напечатать исправленные тексты своих работ, подготовить их для книги.
Оформить книгу нам помогут:
- Литературоведы;
- Художники – оформители;
- Рецензенты;
- Редакторы.
Пожалуйста, уважаемые представители редакции, вам слово. Выступают ребята (1-2 минуты). Оформление книги.
Селиванова Галина Геннадьевна
Морозова Ольга Геннадьевна