12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Мугтазирова Альфия Азатовна71
Россия, Татарстан респ., с. Актаныш

Тема урока. Тема текста. Основная мысль текста. 5 класс.

Образовательные:

1)     вспомнить определение понятия «текст», опираясь на речеведческие знания;

2)    научить учащихся определять тему и основную мысль текста.

Развивающие:

1)    закрепить умение озаглавливать текст;

2)    сформировать умение соотносить тему и основную мысль текста.

Воспитательные:

1)    воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение;

2)    воспитание бережного отношения к природе;

3)    формирование эстетического вкуса детей;

4)    формирование наблюдательности в процессе анализа текста.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока.

I. Речевая разминка.

1) Выразительное чтение стихотворения М. Дудина:

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!.. (Слайд 2)

2) Вопросы и задания:

а) Прочитайте стихотворение выразительно, выделяя голосом те слова в тексте, на которые падает логическое ударение.

б) Объясните лексические значения непонятных слов: зенит, повилика, жито. (После ответа детей показывается на интерактивной доске.)

Словарная работа (Слайд 3)

Зенит – высшая степень, вершина чего-нибудь (по Ожегову).

Повилика – сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения (по Ожегову).

Жито – всякий хлеб в зерне или на корню (по Ожегову).

в) О чем это стихотворение?

г) Какие чувства оно вызывает у вас?

д) Назовите авторов, которые пишут о природе и о «братьях наших меньших».

II. Подготовка к восприятию нового материала:

 - Ребята, на прошлом уроке мы говорили о тексте и таких его признаках, как тематическое единство, членимость и связность. Цель этого урока – научиться определять тему, познакомиться более детально с основной мыслью текста. (Слайд 4)

 Сегодня на уроке мы проанализируем, сравним  тексты. В процессе анализа текста очень важно определить тему текста и необходимо понять авторскую мысль, понять, в чем убеждает читателя автор текста. Если сказать по-другому, авторская мысль отражается в основной мысли.

III. Усвоение речеведческого материала о теме, основной мысли текста:

- Перед вами два текста. Прочитаем первый текст, миниатюру М. Пришвина и ответим на вопросы.

Такая чудесная погода, какая редко бывает и в апреле. Березки совсем было облетели и приготовились спать до весны, а тут, теперь, кажется, готовятся, как в апреле, распускаться. И вороны кричат по-весеннему упорно и страстно. Забормотал тетерев, и кто-то в деревне запел на всю округу. (Слайд 5)

- О чем этот текст, определите тему (осень, так как «березки совсем было облетели».)

- Как рассказывает автор об этом времени года? Нравится ли Пришвину осень? (Нравится.)

- Какие эпитеты говорят об этом? («Чудесная погода», «вороны кричат радостно».)

- Обратите внимание на образ березок. Выражает ли автор к ней каким-нибудь образом свое отношение? (Березки очеловечиваются, автор любовно относится к березкам.)

- Какие выражения говорят об олицетворении березок? («приготовились спать до весны».) (Слайд 6)

- А теперь прочитаем другой текст М. Пришвина и ответим на вопросы:

Осень длится, как узкий путь с крутыми поворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, – метель белая, с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце березка стоит с золотыми листиками, как обомлела, так и осталась, и больше ветер с нее не может сорвать последних листьев: все, что можно было, сорвал. (Слайд 7)

- Ребята, мы должны знать, что, готовясь к устному или письменному высказыванию, должны вдуматься в его тему.

 Помните!

Каждое слово в названии темы имеет значение.  

- Определите тему текста. (Тема второго текста - осень. Темы двух текстов совпадают.) (Слайд 8)

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Подумайте, запишите, выскажите) (Слайд 9)

- Скажите, одинаково ли описывается осень? (Во втором тексте Пришвин по-другому описывает осень. Он изобразил другую осень, другие березки. В первом тексте поэт нарисовал картину обычных березок, которые «почти облетели», а во втором – сотворил «березку с золотыми листиками», как будто для него существует одна-единственная прекрасная березка, которую он любит)

- Да, ребята, особый подбор деталей слов убеждает нас, читателей, в том, что рассказчик неравнодушен к русской природе. Мы поняли, что тема у этих двух текстов – общая: «Поздняя осень». Несмотря на это, они очень не схожи. Чем же они отличаются друг от друга? (Автор по-разному рассказывает об осени, о березках: в первом тексте передает эмоции в связи с наступлением осени, а во втором выражает в своем рассказе отношение к тому, что изображает в более живописном стиле.)

- А теперь попробуем озаглавить каждый текст. На интерактивной доске записываются самые удачные заглавия. Из них выбирают одно и записывают на интерактивной доске.

IV. Домашнее задание.

Нарисовать две картины осени, изображенные в анализируемых текстах. (Это задание  способствует не только закреплению изученной речеведческой теории, но и развивает творческие способности детей)

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (смешивать, замораживать, группа) (физкультминутка)

- Значение скольких слов мы рассмотрели в начале урока? (3)

- Сколько текстов М. М. Пришвина прочитали на уроке (2)

V. Закрепление изученной темы.

1) Выполнение упражнения  82 (Прочитать текст, указать среди них текст, в котором не выражена основная мысль. Ответить на вопрос: из какого текста ясно, что прогулка в лес за грибами ребятам понравилась. Озаглавить текст. Выписать словосочетания «гл.+сущ.»). Ученик выполняет на доске.

[83] (Назвать тему текста. Найти и выписать два лишних предложения, которые не соответствуют теме и заглавию.)

- Ребята, теперь попробуйте сами написать небольшой текст  по картине нашего земляка, известного художника-пейзажиста,  И. И. Шишкина «Осень». Его творчество было тесно связано с родным краем. Природа елабужских окрестностей вдохновила художника на создание своих лучших произведений, которые принесли ему заслуженную славу.

 (Слайд 10) (Зачитываются 1-2 работы учащихся)

VI. Подведение итогов. Учащиеся делают вывод о том, что при анализе текста необходимо учитывать не только тему текста, но и основную мысль, что каждый текст, который читали на уроке, учит беречь природу нашего края.

VII. Выставление оценок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.