Открытый урок по литературе «Тема текста. Основная мысль текста» (5 класс)
Тема урока. Тема текста. Основная мысль текста. 5 класс.
Образовательные:
1) вспомнить определение понятия «текст», опираясь на речеведческие знания;
2) научить учащихся определять тему и основную мысль текста.
Развивающие:
1) закрепить умение озаглавливать текст;
2) сформировать умение соотносить тему и основную мысль текста.
Воспитательные:
1) воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2) воспитание бережного отношения к природе;
3) формирование эстетического вкуса детей;
4) формирование наблюдательности в процессе анализа текста.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, интерактивная доска.
Ход урока.
I. Речевая разминка.
1) Выразительное чтение стихотворения М. Дудина:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!.. (Слайд 2)
2) Вопросы и задания:
а) Прочитайте стихотворение выразительно, выделяя голосом те слова в тексте, на которые падает логическое ударение.
б) Объясните лексические значения непонятных слов: зенит, повилика, жито. (После ответа детей показывается на интерактивной доске.)
Словарная работа (Слайд 3)
Зенит – высшая степень, вершина чего-нибудь (по Ожегову).
Повилика – сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения (по Ожегову).
Жито – всякий хлеб в зерне или на корню (по Ожегову).
в) О чем это стихотворение?
г) Какие чувства оно вызывает у вас?
д) Назовите авторов, которые пишут о природе и о «братьях наших меньших».
II. Подготовка к восприятию нового материала:
- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о тексте и таких его признаках, как тематическое единство, членимость и связность. Цель этого урока – научиться определять тему, познакомиться более детально с основной мыслью текста. (Слайд 4)
Сегодня на уроке мы проанализируем, сравним тексты. В процессе анализа текста очень важно определить тему текста и необходимо понять авторскую мысль, понять, в чем убеждает читателя автор текста. Если сказать по-другому, авторская мысль отражается в основной мысли.
III. Усвоение речеведческого материала о теме, основной мысли текста:
- Перед вами два текста. Прочитаем первый текст, миниатюру М. Пришвина и ответим на вопросы.
Такая чудесная погода, какая редко бывает и в апреле. Березки совсем было облетели и приготовились спать до весны, а тут, теперь, кажется, готовятся, как в апреле, распускаться. И вороны кричат по-весеннему упорно и страстно. Забормотал тетерев, и кто-то в деревне запел на всю округу. (Слайд 5)
- О чем этот текст, определите тему (осень, так как «березки совсем было облетели».)
- Как рассказывает автор об этом времени года? Нравится ли Пришвину осень? (Нравится.)
- Какие эпитеты говорят об этом? («Чудесная погода», «вороны кричат радостно».)
- Обратите внимание на образ березок. Выражает ли автор к ней каким-нибудь образом свое отношение? (Березки очеловечиваются, автор любовно относится к березкам.)
- Какие выражения говорят об олицетворении березок? («приготовились спать до весны».) (Слайд 6)
- А теперь прочитаем другой текст М. Пришвина и ответим на вопросы:
Осень длится, как узкий путь с крутыми поворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, – метель белая, с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце березка стоит с золотыми листиками, как обомлела, так и осталась, и больше ветер с нее не может сорвать последних листьев: все, что можно было, сорвал. (Слайд 7)
- Ребята, мы должны знать, что, готовясь к устному или письменному высказыванию, должны вдуматься в его тему.
Помните!
Каждое слово в названии темы имеет значение.
- Определите тему текста. (Тема второго текста - осень. Темы двух текстов совпадают.) (Слайд 8)
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Подумайте, запишите, выскажите) (Слайд 9)
- Скажите, одинаково ли описывается осень? (Во втором тексте Пришвин по-другому описывает осень. Он изобразил другую осень, другие березки. В первом тексте поэт нарисовал картину обычных березок, которые «почти облетели», а во втором – сотворил «березку с золотыми листиками», как будто для него существует одна-единственная прекрасная березка, которую он любит)
- Да, ребята, особый подбор деталей слов убеждает нас, читателей, в том, что рассказчик неравнодушен к русской природе. Мы поняли, что тема у этих двух текстов – общая: «Поздняя осень». Несмотря на это, они очень не схожи. Чем же они отличаются друг от друга? (Автор по-разному рассказывает об осени, о березках: в первом тексте передает эмоции в связи с наступлением осени, а во втором выражает в своем рассказе отношение к тому, что изображает в более живописном стиле.)
- А теперь попробуем озаглавить каждый текст. На интерактивной доске записываются самые удачные заглавия. Из них выбирают одно и записывают на интерактивной доске.
IV. Домашнее задание.
Нарисовать две картины осени, изображенные в анализируемых текстах. (Это задание способствует не только закреплению изученной речеведческой теории, но и развивает творческие способности детей)
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (смешивать, замораживать, группа) (физкультминутка)
- Значение скольких слов мы рассмотрели в начале урока? (3)
- Сколько текстов М. М. Пришвина прочитали на уроке (2)
V. Закрепление изученной темы.
1) Выполнение упражнения 82 (Прочитать текст, указать среди них текст, в котором не выражена основная мысль. Ответить на вопрос: из какого текста ясно, что прогулка в лес за грибами ребятам понравилась. Озаглавить текст. Выписать словосочетания «гл.+сущ.»). Ученик выполняет на доске.
[83] (Назвать тему текста. Найти и выписать два лишних предложения, которые не соответствуют теме и заглавию.)
- Ребята, теперь попробуйте сами написать небольшой текст по картине нашего земляка, известного художника-пейзажиста, И. И. Шишкина «Осень». Его творчество было тесно связано с родным краем. Природа елабужских окрестностей вдохновила художника на создание своих лучших произведений, которые принесли ему заслуженную славу.
(Слайд 10) (Зачитываются 1-2 работы учащихся)
VI. Подведение итогов. Учащиеся делают вывод о том, что при анализе текста необходимо учитывать не только тему текста, но и основную мысль, что каждый текст, который читали на уроке, учит беречь природу нашего края.
VII. Выставление оценок.
Координатор конкурсов