Открытое занятие "Русский каравай"

0
0
Материал опубликован 16 May

«Русский каравай»

Цель: приобщать детей к традициям русского народа.

Задачи: Формировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтоб стать хлебом. Активизировать и систематизировать имеющие знания детей о традиции русского народа. Продолжать развивать речевую активность, зрительное, слуховое восприятие. Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей. Воспитывать у детей любовь к ближним, уважительное отношение к труду людей, к хлебу, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Предварительная работа. Беседа с детьми на тему: «История и традиции русского каравая». Чтение стихотворений, пословиц, загадок, чтение художественных произведений. Разучивание пословиц, поговорок. Рассматривание колосков пшеницы, ржи.

Материал и оборудование. Магнитная доска, картинки: где растет хлеб, как его убирают, как делают муку, как выпекают, карта маршрута, карты подсказки, разрезная картинка, ящик, корзина, кофемолка, зерна: пшеницы, фасоли, гороха; по количеству детей тарелочки.

Ход занятия

Воспитатель: давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, а чем обычно, на Руси, встречают самых дорогих гостей?

Дети: караваем, с хлебом, солью.

Воспитатель: у меня случилась беда, я приготовила каравай, чтобы встретить гостей, а он пропал.

На экране появляется домовенок Кузя, он говорит: “Ха-ха-ха, а каравай у меня, если выполните все мои задания – получите каравай. На экране будут подсказки (план маршрута), а за каждое правильно выполненное задание будете получать фрагмент картинки, по которой отыщете каравай”.

Воспитатель: для вас это будет квест- игра. Путь будет не легок. Вам придется пройти ряд испытаний. Вы готовы отыскать каравай?

Дети: Да!

Воспитатель с детьми рассматривает план маршрута и отправляются к первому пункту назначения.

Слайд 1: (круги)

Воспитатель: что же это может быть?

Воспитатель читает загадку:

Мнут и катают,

В печи закаляют,

Дорогих гостей с ним встречают.

Дети: Каравай.

Воспитатель: А что такое каравай ?

Дети: Пирог, торт, хлеб круглый….

Воспитатель: правильно ,каравай, по сути, это буханка хлеба, но не простого, а праздничного, круглой формы с украшениями из теста. Каравай, как и обычный хлеб, имеет свою историю и традиций. В старину он выполнял роль торта, а в наше время каравай остался символом значимых событий.

Воспитатель: для каких торжественных событий ?

Дети: для дня рождения..

Воспитатель: молодцы, а еще таких, как свадьба или встреча дорогих гостей. Каравай – это символ русского гостеприимства.

С первым заданием вы справились и получаете фрагмент разрезной картинки.

Воспитатель: давайте посмотрим, что ждет нас впереди.

Слайд 2: (зерно, хлеб)

Воспитател : ребята – это игра “Что сначала, что потом?”

Дети выкладывают картинки по порядку с объяснением, как хлеб на стол пришел: от зерна до хлеба.

Дети: Сначала трактора вспахивают землю.

Затем сеялки сажают зерно.

Потом прорастают и всходят всходы.

Позже пшеница наливается и созревают колосья.

После этого комбайны убирают урожай.

Вслед за этим машины везут зерно на элеватор.

Дальше с элеватора зерно везут на мельницу.

После того, как зерно размололи, муку везут на хлебзавод.

Потом замешивают тесто, пекут хлеб и развозят в булочные.

После всего люди покупают хлеб и приносят домой, вот так появляется хлеб на столе.

Воспитатель: Не просто хлеб на стол пришел. Недаром говорят, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужно три силы: земля, солнце и труд.

Так с чего же начинается каравай?

Дети: с зернышка.

Физкультминутка «Зернышко».

Ребята, а вы можете показать, как растет зернышко с помощью движений.

В землю зернышко попало – дети изображают зернышко сложенными ладошками перед грудью, приседают.

Прорастать тихонько стала – медленно поднимаются вверх

Землю дождик поливал – хлопки в стороны на уровне головы

И росточек прорастал – встать в о.с., руки над головой в замочек

К солнцу потянулся - потянуться двумя руками вверх

И красавцем обернулся- покружится вокруг себя, руки на поясе


Воспитатель: Ребята, вы получаете еще фрагмент разрезной картинки. Вы молодцы, настоящие помощники, но нам нужно идти дальше. Давайте посмотрим следующую подсказку.


Слайд 3: Золушка

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все зерна перепутались, а нам надо отобрать только пшеничные зерна. Какие зерна вы видите на тарелочках?

Дети: фасоль, горох, пшеница.

Дети садятся за стол и перебирают зерна, в это время воспитатель проводит игру «Образуй слово».

Назови ласково хлеб (хлебушек)

Крошки хлеба- какие? (хлебные)

Квас из хлеба – какой? (хлебный)

Посуда для хлеба? (хлебница)

Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

Как называется профессия человека, который печет хлеб? (пекарь)

Как называется завод, на котором выпекают хлеб (хлебзавод)


Замечательно! С этим заданием тоже справились, а зерна пшеницы давайте положим в мешочек, они нам еще пригодятся. Дети находят под тарелочкой часть картинки.

Мы на правильном пути. Следующую подсказку получите, если отгадаете загадку.

Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может (мельница).

Слайд 4 Мельница.

Воспитатель: правильно. Ребята, у нас мельницы в группе нет. Как же нам быть, как размолоть зерна в домашних условиях? (версии детей)

Воспитатель проводит экспериментирование: показывает ящик, открывает достает из него ручную кофемолку и электрокофемолку.

Воспитатель: дети что это? (дети рассматривают предметы, называют их). Воспитатель: можно размолоть зерна в них?

Воспитатель проводит опыт: дети засыпают зерна в разные предметы и размалывают. Выясняют, что в электрокофемолке размолоть зерна можно быстрее, чем с помощью других предметов.

Воспитатель читает стихотворение:

Белый, белый порошок

Насыпают нам в мешок

Вот и есть у нас мука

Из зерна пшеничного.


Воспитатель: что мы получили?

Дети: муку.

Воспитатель: Мука какая? (пшеничная, из ржи- ржаная, из риса – рисовая)

Мука какая? (белая, рассыпчатая, душистая, мягкая, вкусная…)

Дети находят фрагмент картинки. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, вы получите еще один фрагмент картинки, если назовете пословицы и поговорки о хлебе.

Покуда есть хлеб и вода, все не беда

Хлеб – всему голова

Если хлеба каравай, так и под елью рай.

Воспитатель: Мы прошли все этапы квеста, собрали все части картинки, давайте сложим и посмотрим, что получится.

Дети: это каравай.

Воспитатель: вы справились с заданием. На экране появляется слова «Молодцы». Ребята ищите в группе картинку точно такую, как вы собрали, значит туда и спрятал домовенок Кузя наш каравай.



Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

вот он мягкий, золотистый,

словно солнцем налитой!


Рефликсия.

Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие заканчивается, что вам в нашем путешествии понравилось? (Ответы детей)

Вы теперь поняли, откуда берется хлеб? Что является символом русского гостеприимства? (ответы детей).







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.