12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мухина Нонна Викторовна129
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Открытое занятие в подготовительной группе

«Что мы знаем о воде ? »



Цель:

Систематизировать знания о значении воды в жизни человека, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, накоплению конкретных представлений о свойствах воды.



Образовательные задачи:

расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное);

познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний); формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое .

Закрепить полученные знания о воде.

Развивающие задачи:

развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующие вопросы. Развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы. Развивать навыки работы со словарем.

 Воспитательные задачи:

воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира; Воспитывать усидчивость, способность работать в группах, коллективе.

Предворительная работа :

чтение рассказов, стихов , пословиц о воде .Знакомство с картой мира ,глобусом .Иллюстрации с изображением моря, океана ,рек, озёр и других водоёмов .Ознакомление с физическими свойствами воды .Опыты и эксперименты с водой .Игры по методике ТРИЗ- « ММЧ»., « Треугольники » , системный оператор .

Словарная работа :

слова, обозначающие свойства воды : бесцветная , прозрачная , безвкусная, без запаха , без формы , хороший растворитель , растекается , течёт , бежит , струится, журчит .

Оборудование :

карта мира , глобус , схема с изображением свойств воды .

Схема « Кому нужна вода ? » , « Где живёт вода ? »

Мнемотаблица «Что я знаю о свойствах воды ?»

Схема очистного сооружения для очистки воды .

Оборудование для проведения опытов с водой.

Макет корабля , костюмы героев для морского путешествия .

Выставка :

рисунки детей « Царица-вода « .

Диски :

« Звуки природы » ,Звуки моря , реки, водоёмов ».

Ход занятия :

Воспитатель :

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу, чтобы мы с вами вместе как много больше узнали о воде, ведь мы каждый день сталкиваемся с водой, но не часто обращаем внимание на то, какая она .

Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Дети: Вода, реки, моря, океаны.

Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.

Воспитатель: Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь . посмотрите : одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?

Дети: На земле больше воды.

Дети читают стихотворение :

Капелька

Вот она планета дорогая, Любимая наша Земля. Есть поля и леса ,и горы, Океаны есть и моря. Но особо хочу я отметить Цвет планету моей голубой, Наверное, в целой вселенной Нет планеты, такой же другой. Цвет жизни –вода голубая Течёт и льётся, бурлит, И шумит, и журчит, и клокочет, Серебристою струйкой бежит. Берегите вы капельку эту, Не роняйте её, без нужды . Навсегда вы запомните, дети - Жизни нет на Земле без воды!

Автор : Н. Мухина

Воспитатель :

-Какая бывает вода ? ( морская, пресная )

- Какой воды больше ?

-Какую можно пить ?

-Где можно увидеть воду в окружающей среде ?

( реки , озёра , моря . океаны и т.д.)

-Какие вы знаете три физических состояния воды ?

Ответы детей

Игра « ММЧ » ( ТРИЗ)

Звучит лёгкая музыка , в зал входит девочка в костюме КАПЕЛЬКИ .

-Отгадайте , кто я ?

В природе путешествую всегда ,

Но не исчезаю никуда .

То я в снег превращаюсь , то в лёд ,

Растаю – и снова в поход . (капелька )

- Я вам принесла письмо .

Дети читают письмо:

« Здравствуйте , дети ! Приглашаем вас в страну « Знатоков » , на остров « Любознайка» . Этот остров очень интересный тем , что там можно проводить любые опыты с водой ! Вы же хотите ещё больше узнать о воде ? »

Дети принимают решение – ехать !

-Каким видом транспорта мы будем пользоваться ?

(дети называют : воздушный , наземный , водный )

Дети выбирают –водный , на корабле !

Воспитатель :

- Берём с собой необходимые вещи (имитация ) , продукты , обязательно воду ( человек без воды может прожить 3-4 дня (имитация )

-Чтобы попасть на корабль нужно много знать о воде ! Вы готовы ?

- А вот и карта нашего путешествия ( рассмотреть ).

-Так как наше путешествие будет по морю , хотите стать моряками ?

-Как это можно сделать ?

( предложения детей , обсудить каждое ).

Воспитатель :

Бюро волшебных вещей нам оказало большую услугу – предложив нам волшебную палочку ! Она будет нашей помощницей в трудное время .

- И так ,готовы к волшебству ?

Дети : да !

Звучит волшебная музыка , воспитатель притрагивается к каждому ребёнку волшебной палочкой !

( дети одевают бескозырки ).

Воспитатель :

-Команда , равняйсь , смирно!

- Каждый из моряков получает пропуск на корабль ,как только ответит на вопрос- что было , что есть ,что будет ? ( ТРИЗ – системный оператор ).

Дети получают карточки –рисунки ( снежинка , лёд , туча , пар , снег ит.д.) . отвечают на вопросы , заходят на корабль .

Воспитатель :

Ребята , вот беда , а штурвала то у нас нет … А как без него мы будем управлять судном ?

Но здесь есть записка :

- Чтобы судном управлять , звуки моря надо знать :

шум ручья , морской прибой , гром небесный неземной , водопад и шум воды - отгадаешь это ты ?

Коль ответы ты найдёшь и штурвал свой заберёшь !

Диск « Звуки природы », дети слушают и отгадывают звуки .

Находят на корабле пакет , в нём штурвал .

Воспитатель :

-Пришло время выбрать капитана , каким он должен быть ?

Дети называют качества , какими должен обладать капитан , выбирают капитана .

Капитан :

Команда в сборе ! В добрый путь !

Дети читают слова :

Путь далёк у нас с тобой ,

Нам не страшен путь любой.

Ведь со мной мои друзья ,

Мы теперь – одна семья !

Звучит музыка , дети имитируют движение.

Капитан :

-Посмотрите , что за остров ,

Жить на нём, видать, непросто.

Кто живёт тут покажись ,

Да и с нами подружись!

Дети выходят на остров , находят буквы , собирают слово :

Нептун - кто это?

- владыка морей и океанов.

Звучит музыка ( шторм на море ).

Выходит Нептун

Очень рад я встречи с вами .

Дорогими знатоками .

За минуту по сто слов .

Каждый мне сказать готов !

Но пока я не проверю ,

Никому я не поверю.

Вы загадки отгадайте

И словами прочитайте .

Используются «Кубики Зайцева» и « Теремки » Никитиных

Дети собирают слова : море , река ,океан , озеро .

Дети отгадывают загадки :

-Кругом вода , а с питьём –беда ?

( море )

-Течёт . течёт не вытечет ,

Бежит , бежит – не выбежит ?

(река )

-В нём живут киты большие

И акулы озорные ,

Шторм бывает часто там,

Он мешает кораблям.

Он великий великан ,

Что же это ? ( океан )

- Меж крутых гор,

Водный простор,

Похоже на блюдце,

И оно не бьётся!

( озеро )

Нептун :

- Молодцы , справились с заданием !

- Кому нужна моя вода ?

-Расскажите мне тогда .

Дети, используя Мнемотаблицу « Кому нужна вода ? » рассказывают.

Нептун :

-Кто же воду загрязняет и меня не уважает ?

Игра « Да –нет !»

Человек - (плохие люди )

Рыбки –нет

Водный транспорт – да

Водоросли -нет

Заводы- да

Дождик –нет

Нефть –да

Животные - нет

Нептун :

-Что же нужно для того , чтобы вода всегда была чистой , человек мог бы использовать ?

Дети :

- Нужно строить очистительные сооружения .

Дети рисуют схему очистительного сооружения или же , используют ранее заготовленную схему и рассказывают из чего состоит система .

Нептун :

- Все выполнили задания , говорю вам до свидания !

- В подарок вам - волшебная вода , вдруг пригодится она .

Дети благодарят Нептуна .

Капитан :

- Нужно нам поторопится , как бы с курса нам не сбиться !

Команда заходит на корабль . Звучит музыка моря .

Путешествие продолжается .

Капитан :

-Море вдруг разволновалось , вроде что - то показалось …

-Маячок вдали горит ,

-Он причалить нам велит .

- Ну , команда , выходите ,

- Да внимательно смотрите .

-Кто здесь был ?

- Что происходит ?

- Кто-то нас за носик водит …

Звучит музыка « Мы пираты !»

Пират:

- А , попались на мою удочку !!!

- Ха –ха-ха !!!

- Маяк-то , не настоящий !!!

-Попались , голубчики !!! А то всё рыбки , да рыбки .

-Так … Сейчас мы будем вас грабить и убивать!!!

-Ой, какие вы все розовенькие , да ароматнинькие ,

так и хочется надкусить хоть кусочек …

Капитан :

-Что ты , что ты ?Мы спешим на остров « Любознайка « , чтобы принять участие в конкурсе знатоков « Царица- вода !» А вы нас задерживаете .

Пират :

И что это за остров и что это за конкурс , может и мне туда надо ?

Дети рассказали , что они будут проводить опыты и эксперименты с водой , чтобы больше узнать о воде , о её свойствах .

А ещё они рассказали Пирату , как они посеяли овёс в двух лоточках , один поливали , а другой – нет . Тот который поливали - пророс , а другой без воды – так и лежит сухой . Нет воды – нет жизни !

Потом они стали поливать и другой лоток и овёс сразу пророс !!! Как же они радовались , что вода дала жизнь новым росточкам овса !!! Вот такие животворные силы у воды !!!

Ведь вода- это жизнь , без воды не может прожить ни одно живое существо на свете !

Пират :

- И даже я ? Вот никогда не думал об этом !

-Да , теперь я понимаю , какое значение имеет вода , буду беречь каждую капельку , не лить зря !

-Ладно , вас я отпускаю , только вот, что я желаю :

-Определить число и месяц , какого дня, посетили вы меня ? ( Кольца Лулия )

Дети выполняют задание

Пират :

-Всё вы точно выполняли , а со мной не поиграли .

Отвечайте мне тогда , откуда берётся вода ?

Игра « Хорошо –плохо» - ВОДА ! ( ТРИЗ )

И как же капелька одна , может морем стать тогда ?

Игра « Тучка и капелька »

Пират :

Вам удачи я желаю и вас с миром отпускаю !

Капитан :

-Команда на борт !

-Чтобы нам не опоздать , надо палочку волшебную достать !

--1,2,3,4,5 _мы на острове опять !

- Посмотрите карта здесь , надо нам её прочесть ( свойства воды , « ММЧ »

( ТРИЗ ).

-Вот теперь .проделав этот длинный путь . мы с вам сможем провести опыт , который позволяет нам проследить сразу три состояния воды и переход из одного состояния в другое .

Опыт № 1 « Образование облака »

( круговорот воды в природе )

Опыт №2 «Цветок лотоса »

( вода безформенная , она может протекать во все пустоты)

Опыт № 3 « Волшебная вода »

(целебные источники , они творят чудо , лечат людей от всяких заболеваний; лист с рисунком , простая вода- кисточкой наносим на рисунок - появляется цветной рисунок).

Воспитатель :

- Сегодня мы с помощью воды , оживим нашы прекрасную картину . Но вот беда , я забыла краски взять . Что же делать ? Дети вспоминают , что Нептун дал им волшебной воды и предлагают её использовать .

Дети раскрашивают картину волшебной водой и картина оживает ( обретает цвет )

Воспитатель :

-Вот что значит вода ! Это жизнь , вода всемогуща ,она дала жизнь этому рисунку , он заиграл всеми красками природы !

- Обо всём мы говорили ,а вот о правилах на воде мы забыли .

-Давайте порадуем наших гостей весёлыми частушками о воде :

Частушки о воде :

Ах , водичка – вода ,

Чистая , искристая !

Радуй нас всегда , всегда ,

Без тебя мы – никуда !

Слава , слава говорим

И сто раз мы повторим -

Слава , славушка воде ,

Будь всегда , во всём , везде !

Капитан :

-Вот и закончилось наше интересное путешествие , как много мы узнали о свойствах и значении воды . Будем беречь каждую капельку ! Ведь вода –это жизнь ! Так давайте её будем беречь всегда !

Дети читают стихи :

­­Вот она планета дорогая,
Любимая наша Земля.
Есть поля и леса ,и горы,
Океаны есть и моря.

Но особо хочу я отметить
Цвет планету моей голубой,
Наверное, в целой вселенной
Нет планеты, такой же другой.

Цвет жизни –вода голубая
Течёт и льётся, бурлит,
И шумит, и журчит, и клокочет,
Серебристою струйкой бежит.

Берегите вы капельку эту,
Не роняйте её, без нужды .
Навсегда вы запомните, люди -
Жизни нет на Земле без воды!


Н.Мухина


Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется

В дом туманом проберётся.

На плите у нас кипит,

Растворяет сахар в чае

(Мы ее не замечаем).

Мы привыкли что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею Вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Воспитатель :

-Ребята , нас ждут новые путешествия и приключения , а сейчас пора домой, в наш любимый детский сад ! Где наша волшебная палочка ? Заходим на корабль и все вместе скажем :

-Раз , два , три , волшебная палочка , домой нас отнеси !!!

Звучит волшебная музыка . Дети возвращаются в детский сад , где их ждёт чаепитие !



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.