СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Заборная Мария Михайловна339
Россия, Ямало-Ненецкий АО, с. Газ-Сале
Материал размещён в группе «Начальная школа XXI века»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ

(В рамках семинара День наук)

Тема: Что мы знаем о воде

Цель: формирование знания о воде на основе практической работы.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма: исследование

Технология проблемного диалога на основе системно - деятельностного подхода

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: электронный учебник, компьютер, проектор, электронная доска ActivBoard, флипчарт, лабораторное оборудование, лабораторные листы, бейджики.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ:

формировать способности учащихся к саморазвитию и самообучению;

работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

расширение знаний учащихся о воде

овладение методами изучения окружающего мира (опыты с водой);

использование полученных знаний о воды в будущем;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД

формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью

формировать исследовательские умения в практической деятельности;

Коммуникативные УУД

развивать умения работать с источниками информации;

развивать умения аргументировать свою позицию

учить способам сотрудничества в группе, парах

Познавательные УУД

создавать условия для формирования знаний о воде

учить использовать информационные сведения для решения практических задач

Развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Я держу в ладошках солнце

И дарю его друзьям!

Улыбнитесь, это просто,

Лучик солнца - это вам!

Подставляйте солнышку ладошки!

Собирайте лучики в карман!

А затем, с любовью понемножку,

Раздавайте близким и друзья!

Доброго утра! Удачного дня! И от солнышка, и от меня! (Слайд)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

-Ребята, я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить, то что вы услышите.

Музыка "Журчание ручья"

Откройте глаза. Дети, а что вы услышали? (журчание ручья, течёт вода)

- А что такое вода? (жидкость, напиток) (слайд- открыть доску)

- А что вы знаете о воде? (ответы детей)

3. Выявление места и причины затруднения.

Проблемная ситуация. (слайд)

Ребята, а вы знаете, Леонардо да Винчи Итальянский художник считал, что Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.

Почему вода - одно из самых главных богатств Земли? (ответы детей)

(Слайд) «Вода – это чудо, которое дает жизнь всему живому на Земле»

Ребята, я предлагаю вам открыть электронный учебник на с.81

- Давайте рассмотрим рисунок - схему.

- Расскажите, какие природные явления связаны с водой.

- Приходилось ли вам наблюдать эти явления? В какое время года они бывают?

Мои помощники - коллеги (ученики), расскажут вам о некоторых явлениях природы.

Туман появляется, когда в атмосфере образуется большое содержание водяного пара. В основном он возникает от соприкосновения холодного и теплого  воздуха.  Туманы бывают в любое время года, но чаще всего они случаются в конце лета или осенью, когда охлаждение воздуха происходит быстрее, чем остывает земля. В результате прохладный воздух опускается на землю или воду, которая еще сохраняет тепло, происходит конденсат, и множество водяных капелек висят в воздухе. Получается, будто огромное облако висит прямо над землей или водоемом.

Роса - по народной примете обильная роса предвещает ясный день. Образуется роса в тихую погоду, когда поверхность земли и все предметы, находящиеся на ней, начинают охлаждаться и излучать тепло в поверхность.

Современная наука подтвердила, что в утренний час травы выделяют огромное количество разнообразных целебных веществ, поэтому хождение летом босиком по росистой траве очень полезно для здоровья. Роса появляется в теплое время года.

Иней считается красивейшим явлением природы. Иней ‒ это одно из состояний воды (парообразное), которое при низкой температуре преобразуется в тонкий слой кристаллического льда. Каждый узор его необычен и уникален.

Облака – это, пожалуй, самое замечательное, что придумала природа. К ним нельзя прикоснуться. Но можно бесконечно долго наблюдать, как меняется их образ, как они сливаются, растекаются и тают. На самом деле облака – это не мягкое, пушистое и приятное. Это капельки воды или кристаллики льда в атмосфере.

4. Построение проекта решения проблемы.

- Дети, вы наверное уже догадались, над какой темой нам предстоит сегодня поработать.

Давайте, попробуем сформулировать тему урока.

(Тема нашего урока: "Что мы знаем о воде")

Определить цель нашего урока.

Цель: открыть что-то новое .... узнать......

Дети, а как вы думаете, мы уже всё знаем с вами о воде? (рассуждения учеников)

Поэтому, чтобы приобрести новые знания о воде, я предлагаю превратить наш класс в лабораторию.

- Ребята, а кто работает в лаборатории? (это учёные ..)

А чем занимаются учёные в лаборатории?

Чем занимаются учёные?

Наблюдают, проводят опыты.

Ищут ответы на эти вопросы.

Проверяют свои догадки.

Сегодня мы с вами будем в роли лаборантов - исследователей.

- Так что же будет предметом нашего исследования? ( вода)

- Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет вода.

4. Реализация проекта.

Практическая часть

- В нашей исследовательской лаборатории будет работать несколько групп. В каждой группе есть руководитель лаборатории, который отвечает за результаты работы, лаборант - исследователь, который - организует выполнение практической работы, секретарь оформляет результаты работы т.е. все исследования он будет записывать на специальные лабораторные листы, эксперт будет фиксировать достижения всех групп специальными знаками. Для этого экспертам надо быть очень внимательными, чтобы не упустить, что-то важное.

Каждая из микро-групп должна определить свойства воды. Т.е. ваша задача узнать какими свойствами обладает вода. Для этого вам нужно выполнить некоторые опыты.

Чтобы наша лаборатория работала успешно нам нужно познакомиться с правилами, по которым работают все учёные.

Аккуратно обращаться с посудой.

Слушать руководителя лаборатории.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать выводы

Правила техники безопасности.

Мы будем работать со специальным лабораторным оборудованием, поэтому нам необходимо соблюдать правила ТБ. Будьте внимательны!

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

Пробовать на вкус любые вещества.

С осторожностью определять запах!

Сыпучие вещества можно брать только ложкой.

Аккуратно пользоваться ёмкостью для воды.

Если случайно разбилось стекло запрещается брать его руками.

5. Решение проблемы

- Итак, коллеги, переходим к теме исследования.

Возьмите задание с красным кружком (Лабораторные листы)

Лабораторный лист (1)

Опыт 1.

Вывод

В стакан с водой опусти ложку.

Видна ли она?

О каком свойстве воды это говорит?

Вода -

Опыт 2.

Вывод

Приложи цветные трубочки к стакану и сравни цвет воды и цвет каждой трубочки.

Какого цвета вода? Сделайте вывод, расскажи о наблюдениях. Заполни таблицу.

Вода -

Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Лабораторный лист (2)

 
 

Опыт 5

Вывод

Насыпь в один стакан с водой соль, а в другой – мел, в третий - краситель.

Помешай воду. Понаблюдаем за полученной смесью. Расскажи о результатах наблюдения.

О чём говорит этот опыт. Напиши вывод.

Вода -

Свойства воды изменяются, если в неё добавить другие вещества. Вывод: вода уникальный растворитель. Мы убедились, что свойства воды изменяются, когда в ней появляются другие вещества.

Где мы это свойство используем?

 

Лабораторный лист (3)

Опыт 6.

Вывод

Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

Что вы наблюдаете? Сделай вывод.

Какое это свойство воды? (Вода растекается?).

Вода -

Вывод: Вода принимает форму посуды в которую мы её наливаем.

Как люди используют это свойство воды? Её можно разливать в любую ёмкость и перевозить.

 

Лабораторный лист (4)

Опыт 3.

Вывод

Опустите в емкость мандарин.

Сделайте вывод, расскажи о наблюдениях. Заполни таблицу.

Мандарин -

 

Опыт 4.

Вывод

А потом очистите его от кожуры и вновь опустите в воду.

Сделайте вывод, расскажи о наблюдениях. Заполни таблицу.

Мандарин -

Вывод: Предметыкоторые легче воды  - плавают,  предметы,  которые  тяжелее  воды - тонут.

Выводы: Кожура мандарина пористая, плотность её меньше, чем плотность воды, поэтому для неочищенного мандарина погруженного в воду кожура является как бы своеобразным спасательным жилетом. Если мандарин без кожуры тонет, то получается его плотность выше, чем у воды.

Группы, которые справились с заданием раньше других, работают с электронными учебниками. (смотрят разные опыты и делают выводы)

(Слайд) Пятая группа работает в паре (определяет состояние воды)

Они выступают первыми. Работают со слайдом 4 (флипчартом).

(Нажимаем на словосочетание состояние воды, появляются 3 слова. Затем нажимаем на капельку справа налево и распределяем картинки, соответствующие состоянию воды)

6. Коррекция

(Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения) После каждого опыта учащиеся (руководитель лаборатории) дают отчёт по проведённому опыту. Делают выводы, определяют, как можно использовать полученные знания в будущем.

7. ФИЗМИНУТКА (мультфильм об Архимеде )

Ребята , посмотрите, что произойдёт с водой, если я положу в стакан шар...

Почему? А хотите узнать, кто ответил на этот вопрос и сделал для нас открытие. (Слайд) мультфильм

- Уважаемые эксперты, у нас остались ещё вопросы о некоторых свойства воды.

Для эксперимента я приглашаю уважаемых руководителей мини -лабораторий.

Перед вами 4 стаканчика, у которые налили чистую питьевую воду. Я предлагаю вам попробовать её на вкус и определить запах.

Теперь возвращайтесь в свою группу и расскажите им свои предположения. Сделайте выводы и результаты занесите в таблицу.

 

Опыт

Вывод

Попробуйте воду на вкус.

Какой вкус у воды?

Вода -

 

Опыт

Вывод

Чем пахнет чистая вода?

Понюхай её и сделай вывод . Заполни таблицу.

Вода -

О каких свойствах воды идёт речь? (У воды нет запаха и вкуса).

 

 

(Слайд) Да, действительно ВОДА — H2Oжидкость  без  запахавкусацвета. Простейшее устойчивое соединение водорода с кислородом 

Это формула чудесного вещества, которое человек познает даже раньше, чем молоко матери - воды. Земле сказочно повезло, что оно у нас есть.

- О каких свойствах воды вы узнали из наших исследований?

(Слайд) Давайте, подведём итог выполненной работы и продемонстрируем, что мы теперь знаем о воде.

8. Первичное закрепление. Работа в парах

Молодцы, теперь поработайте в парах.

Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика.

Возьмите задание с зелёным кружком.  

Цвет воды

 

        бесцветная

голубая

без вкуса

твёрдая

душистая

без запаха

круглая

нет формы

газообразная

жидкая

Запах воды

Вкус воды

Форма воды

 

Состояние воды

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Возьмите задание с жёлтым кружком

1. Выберите букву с верным высказыванием

Лёд и снег - это вода ...

а) в твердом состоянии
б) в газообразном состоянии
в) в жидком состоянии

2. Какое свойство воды названо неверно?

 а) вода прозрачна б) вода имеет белый цвет в) вода не имеет запаха

3. В чай положили сахар. Вскоре сахара не стало, а чай стал сладким. Какое свойство воды в этом проявилось? Обведи нужную букву.

а) вода умеет есть, поэтому она съела сахар;

б) вода растворяет некоторые вещества, она – растворитель;

в) вода с самого начала имела сладкий вкус.

3. Какое состояние воды названо неверно?

а) твёрдое б) мягкое в) газообразное

9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Подведем итог нашего исследования.

- Какую цель мы ставили в начале исследований?

- Ребята, что было бы если бы на нашей планете не было воды?

- Оцените свои знания на конец урока (дети берут капельку и высказывают своё мнение.)

Какие знания я получил

Как я могу использовать эти знания в будущем?

Ребята, вам понравилось быть исследователями? (ответы учеников)

Замечательно, тогда я вам предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность , провести некоторые опыты и поработать с энциклопедиями.

Чтобы ответить на все вопросы. (Слайд)

В завершении нашей встречи, я хочу прочитать вам высказывание замечательного французского писателя, лётчика Антуана де Сент - Экзюпери , которое как нельзя лучше подойдет к нашему открытию.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь»

Опубликовано в группе «Начальная школа XXI века»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.