ОТРАЖЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и ИСКУССТВА
Отражение химических сюжетов в произведениях художественной литературы и искусства Выполнила студентка 1-го курса СКД Романова Марина
Содержание Химические сюжеты в произведениях художественной литературы Значение воды в литературе Роль химии в живописи, как в искусстве Оксиды металла как пигменты Вещества в живописи Заключение
Химические сюжеты в произведениях художественной литературы Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.
Химизация поэзии и прозы началась с освоения химического языка – названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов. Химизация поэзии и прозы началась с освоения химического языка – названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов. Например, у Ломоносова есть такие строки: …Как медь в горниле небо рдится! …Меж бисерными облаками синеет злато и лазурь…
( В данном отрывке показана основная область применения стали, серебра и золота как важных продуктов торговли в пушкинское время) ( В данном отрывке показана основная область применения стали, серебра и золота как важных продуктов торговли в пушкинское время) …И железная лопата в каменную грудь, добывая медь и злато, врежет страшный путь.
…И внезапно – красные одежды …И внезапно – красные одежды Дрогнули на золоте стены. …Лишь медь торжественной латыни Поёт на плитах, как труба. (Медь взаимодействует сначала с кислородом, а затем с углекислым газом и водой, постепенно превращаясь в основной карбонат меди – малахит, который зелёного цвета): 2Cu + O2=2CuO 2CuO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3
Значение воды в литературе «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца. Ты – величайшее богатство в мире». Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».
Роль химии в живописи, как искусстве Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность. Краски, пигменты и цвета тесно связаны с химией.
Оксиды металла как пигменты Массикот Свинцовый сурик Натуральная охра Красная охра Умбра жженая Синий кобальт Зелень травяная Цинковые белила
Вещества в живописи Связующие.Связующими веществами в живописи (кроме техники фрески и силикатной живописи) являются растворённые, эмульгированные или суспендированные в воде или ином растворителе клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, растворимые в воде или в маслах, твердеющие масла, полимеры. Связующие служат в красках пленкообразователями — веществами, создающими при отверждении твердую, прочную пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители. Краски подразделяют на кроющие, или корпусные — создающие непросвечивающий слой, и на лессировочные — дающие прозрачный или полупрозрачный слой\ Растворители. Растворитель используют в красках для снижения вязкости, что способствует удобству нанесения. Используемый растворитель напрямую зависит от природы связующего вещества. В качестве растворителей используются вода, масла, спирты, кетоны, эфиры и иные углеводороды. Наполнители. Вспученный перлит используется при производстве красок в качестве матирующей добавки. Он обладает более низкой плотностью, чем кизельгур, и более высокой способностью адсорбировать влагу.Перлитовый наполнитель идеально соответствует всем требованиям, предъявляемым при производстве текстуированных красок и покрытий:очень низкая объёмная плотность (примерно 80-120 кг/м3); шероховатая структура, обеспечивающая хорошую адгезию; полупрозрачный белый цвет-свойство внутриструктурного отражения, позволяющее пигменту создавать сильный, однородный белый цвет; очень твёрдая структура, стойкая к истиранию и шлифовке; обеспечение свойств термозащиты и огнезащиты в текстурированных красках за счёт пенной структуры частиц.
Заключение «Повсюду химия просунула свои руки в дела человеческие», – так говорил Бертло о химии. После написания своей работы я осознала насколько был прав Марселен Бертло в своем изречении. Ведь и вправду, химия окружает нас повсюду. И особенно она видна в искусстве. Благодаря химическим исследованиям учёным удалось установить, какой техникой нужно пользоваться для создания того или иного произведения искусства и для того, чтобы он сохранился до наших дней и более.