12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
shukowwt40
http://shukowwt.wixsite.com/intynim
Россия, Татарстан респ., Нырья

Тема занятия: «Удмуртские топонимы Кукморского района и их отражение в художественной литературе»

Тип занятия: «Открытие новых знаний»

Цель учебного занятия:

Ознакомить учащихся с удмуртскими топонимами Кукморского района, их отражением в художественной литературе и приобщить их к исследовательской деятельности.

Образовательные:

Проверить знания обучающихся;

Ознакомить с творчеством удмуртских поэтов и писателей, родившихся в Кукморском районе;

Обеспечить овладение основными понятиями по данной теме;

Способствовать формированию навыков исследовательской работы, работы с Интернет-ресурсами, гугл-картой, со справочными материалами.

Развивающие:

Развивать мышление, навыки самоорганизации, внимание, память;

Развивать у обучающихся стремление к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и пытаться самим разрешать возникшие проблемы;

Развивать у учащихся интерес к исследовательской работе;

Воспитательные:

Воспитывать умение работать с документами, используя компьютер и Интернет-ресурсы, активность, воспитывать культуру учебного труда;

Формировать познавательные интересы, воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда;

Воспитание у детей любви к истории родного края и бережного отношения к её природе.

Основные понятия: топоним, микротопоним, ойконим, гидроним, ороним.

Межпредметные связи: литература, география, история, информатика

Предметно-образовательная среда:

Электронный Интернет-ресурсы http://shukowwt.wixsite.com/intynim, http://intynim.udmurtlyk.ru/, тесты, толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

На занятии реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.

 

Ход занятия. 

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной.

Учитель.  Здравствуйте, ребята!

Ученики. Здравствуйте!

Учитель. Наше сегодняшнее занятие мы начнём с афоризма доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Финно-угорского научно-образовательного центра гуманитарных технологий при Удмуртском государственном университете, автора словаря «Язык земли удмуртской» Михаила Гавриловича Атаманова-Эграпи «Как нет человека без имени, так и нет безымянных географических объектов». Как вы думаете, что он хотел сказать этими словами?

Ученики. У каждого человека есть имя, точно так же каждая река, гора, холмик, луг, пастбище, поля, овраги, родники, озёра, болота, дороги, улицы, переулки, деревни и т.д. имеют свои названия.

 

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

Учитель. Ребята, дома вы должны были найти художественные произведения или песни, в которых встречаются названия городов, деревень, речек, гор и т.д. Попробуйте их назвать.

Ученики. Павел Бажов «Уральские сказы», Былины Киевского цикла, М.Ю. Лермонтов «Бородино», С. Алексеев «Они защищали Москву», «Взятие Берлина. Победа!», «Оборона Севастополя», «Сражение за Кавказ», «Победа под Курском», «Подвиг Ленинграда», «Московская битва», «Сталинградское сражение», С. Маршак «Война с Днепром» и др.

Учитель. А вы знаете литературные или фольклорные произведения, в которых встречаются удмуртские топонимы Кукморского района?

Ученики. (называют песни, отдельные литературные произведения)

 

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 

Учитель. Отлично. Ребята, вы знаете народные песни, в которых встречаются наши родные топонимы. А каких удмуртских поэтов и писателей Кукморского района вы можете назвать?

Ученики. Гай Сабитов, Максим и Гавриил Прокопьевы, Пётр Захаров, Кирла Лади, Микаль, Зинаида Антонова, Олег Матвеев…

Учитель. Молодцы, ребята. А сможете назвать их произведения, в которых встречаются удмуртские топонимы нашего района?

Ученики. Мы затрудняемся ответить на этот вопрос.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 

Учитель. Значит над чем мы будем работать на этом занятии?

Ученики. Мы изучим удмуртские топонимы нашего района, узнаем какие из них вошли в литературные произведения.

Учитель. А как назовём тему нашего занятия?

Ученики. «Удмуртские топонимы Кукморского района и их отражение в художественной литературе»

Учитель. Ребята, наши старшеклассники работают над проектом «Удмуртские топонимы Кукморского района», у них есть свой сайт http://shukowwt.wixsite.com/intynim, (показать сайт) а также карта, на которой отмечены все найденные удмуртские топонимы http://intynim.udmurtlyk.ru/ (показать карту). Этот проект будет нашим помощником на этом занятии.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 

Учитель. Ребята, давайте сначала уточним что означает термин – топоним. Для этого обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Ученики. (Выписывают в группах определение термина, затем читают). Топоним – собственное название отдельного географического места (населенного пункта, реки, угодья и др.)

Учитель. Наряду с термином топоним, нужно знать ещё такие термины микротопоним, ойконим, гидроним, ороним. Прочитайте эти определения и постарайтесь объяснить их своими словами.

Микротопо́ним – один из видов топонимов, название небольшого местного объекта, как правило, физико-географического или находящегося внутри поселения (луга, поля, рощи, улицы, угодья, урочища, сенокоса, выгона, топи, лесосеки, гари, пастбища, колодца, ключа, омута, порога и т. д.).

Ойконимы — названия населённых мест;

Гидронимы — географические названия водных объектов (рек, озёр, болот);

Оронимы — названия поднятых форм рельефа (гор, хребтов, вершин, холмов).

Ученики. Микротопонимы – это такие топонимы, которые известны только живущим в этой местности людям. Ойконимы – это названия деревень, сел, городов. Гидронимы – это названия рек, озер, родников. Оронимы – это названия гор, холмов и возвышенностей.

 

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

Учитель. Молодцы, ребята. Назовите мне микротопонимы.

Ученики. (Называют микротопонимы).

Учитель. Хорошо. А сейчас в парах напишите удмуртские ойконимы нашего района.

Ученики. (Записывают ойконимы в парах, затем читают. Другие дополняют).

Учитель. А сейчас задание для групповой работы. Запишите в два столбика гидронимы и оронимы.

Ученики. (Записывают в группах. Затем читают, другие дополняют).

Учитель. А сейчас проведём игру. Если я называю ойконим, вы встаёте. Если называю гидроним, вы поднимаете руку. Если называю ороним, вы хлопаете в ладоши.

Улынкузмес

ойконим

Встать

Кезьытошмес

гидроним

Поднять руку

Куакгурезь

ороним

Хлопать в ладоши

Вылынкиня

ойконим

Встать

Сопалаты

ойконим

Встать

Кӧснюк

гидроним

Поднять руку

Поршай

ороним

Хлопать в ладоши

Вылькуморӟыл

ойконим

Встать

Мырзакымес

ороним

Хлопать в ладоши

Каньсарнёж

гидроним

Поднять руку

Гурезьборд

ороним

Хлопать в ладоши

Выльканьсар

ойконим

Встать

Куаканюк

гидроним

Поднять руку

Шынйыл

ойконим

Встать

Учитель. Молодцы, ребята. Хорошо поиграли. А сейчас время решать тесты. (Каждая группа решает по очереди 2 тестовых задания, после передачи хода, если были допущены ошибки, другие группы называют свои варианты правильных решений. Затем смотрят итоги теста).

(Задания к тесту и ответы в приложении №1)

Тестовое задание можно скачать из сайта школы по адресу: http://nirja.ucoz.ru/load/znaesh_li_ty_udmurtskie_toponimy/1-1-0-286

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

Учитель. А сейчас прочитайте и выпишите все удмуртские топонимы (даже повторяющиеся) из следующих стихотворений:

Пётр Захаров:

1)

Aquarius,

Aquar,

Aqr,

Если знак мой кувшин,

А Водяная Тень если Ar,

Значит я

Булгар?

Булг если Черный,

Булг если Вулг,

Вулг если Волк,

И если все это вместе –

Волчий Ar

Или же

Черный Ar,

И если Ar голова,

Тогда

Моя серебряная голова становится

Черной головой Волка?

Серебро говорят чернеет,

А не из-за этого ли Коинсар,

Старый Каньсар,

Канул в тень Старого Русла?

 

2)

БЕЧОРА

Я вам хочу рассказать

О маленьком человеке. Он живет

В Республике Татарстан, в деревне Киня,

У Филимона, за Печкой.

Дед Филимон его прикармливает,

Говорят, он тявкая кушает

И пьет со звуком: гульк-гульк-гульк!

Если не кормят, говорят, сердится –

Роняет всю кухонную посуду,

Брагу кушает.

 

Зинаида Антонова

 КУМОР - Родина моя

На белом свете есть ли где

Красивее, чем край родной?

Располагается она

У тихой речки под горой.

Домик на краю деревни,

Рядом - зеленый огород,

Посаженные мной деревца

И тихий, добрый мой народ.

КУМОР, ты колыбель моя,

Ты незабвенный милый край.

 ЛЯГАШУР - земляничная,

Спешу к тебе - добром встречай.

А речка с песней вдаль бежит,

Мосточек, где стирала я,

И сердце радостно стучит,

Когда встречаешь ты меня.

Черемух белый хоровод,

Я соловьем тебе спою.

КУМОР родной, что посвящу

Тебе я песенку свою.

 

Учитель: А сейчас проверьте свою работу по эталону

Пётр Захаров: 1) Коинсар, Каньсар 2) Киня

Зинаида Антонова: Кумор, Кумор, Лягашур, Кумор

 

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 

Учитель. А сможете назвать топонимы на карте? (Учитель показывает топонимы на карте)

Ученики. (Рассказывают об этих топонимах)

Учитель. А сейчас снова возвращаемся к литературе. Наши старшеклассники изучили творчество наших земляков-поэтов Петра Захарова и Зинаиды Антоновой. Прочитайте их стихотворения и найдите топонимы. Затем посмотрим их на карте.

Ученики. (Читают стихотворения, называют топонимы, смотрят на гугл-карте и читают определения этих топонимов).

 

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Учитель. А сейчас подошло время подводить итоги нашей работы. И прежде всего я хочу вам дать домашнее задание. Какое задание на дом вы хотели бы получить?

Ученики. 1) Изучить сайт удмуртских топонимов Кукморского района, гугл-карту с топонимами. 2) Найти и выписать новые удмуртские топонимы. 3) Изучить творчество местных поэтов и писателей, и найти там местные топонимы. 4) Написать самим стихотворения с использованием удмуртских топонимов.

Учитель. Молодцы, ребята, а сейчас выскажитесь, пожалуйста, о своей работе, используя эти фразы:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Ученики. (Высказывают свои мнения).

Учитель. Нарисуйте смайлик, который отражает твою работу на уроке. Затем второй смайлик, который отражает работу твоей группы, третий смайлик, который отражает работу всего класса

Ученики. (Рисуют смайлики).

Учитель. (Комментированно выставляет оценки учащимся). Ребята, мне тоже понравилось, как вы работали на сегодняшнем занятии. До свидания.

Ученики. До свидания.

 

 

Приложение 1

Тест: Знаешь ли ты удмуртские топонимы Кукморского района?

Вопрос № 1

Что изображено на этой фотографии?

Правильный ответ: Кабакул

Вопрос № 2

Установите правильное соответствие

Правильное соответствие:

Улын

кузмес

Куак

гурезь

Кезьыт

ошмес

Вамен

нюк

Вопрос № 3

Что изображено на этой картине?

Правильный ответ: Шинервозь

Вопрос № 4

Установите правильное соответствие

Правильное соответствие:

Вылын

киня

Кабак

ул

Сопал

аты

Кӧс

нюк

Вопрос № 5

Какая деревня здесь изображена?

Правильный ответ: Старая Кня Юмья

Вопрос № 6

Установите правильное соответствие

Правильное соответствие:

Мурза

кымес

Выль

куморйыл

Шын

йыл

Пор

шай

Вопрос № 7

Что изображено на этой картине?

Правильный ответ: Мурзакымес

Вопрос № 8

Установите правильное соответствие

Правильное соответствие:

Каньсар

нёж

Выль

Каньсар

Гурезь

борд

Куака

нюк


Удмуртские топонимы Кукморского района
PPTX / 3.25 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.