Южский район не случайно называют среднерусской Карелией - две трети его территории занимают леса и водоемы, где до сих пор можно найти реликтовые растения. Это край ста прозрачных озер, тихих рек и речушек, торфяных болот, дремучих ельников, березовых рощ.
Озеро Святое – второе по величине в Ивановской области. Береговая линия достигает 7 км, средняя глубина 3,7 м, максимальная – 6. Но даже на максимальной глубине в середине озера вы долго еще будете провожать взглядом брошенную на счастье монетку – настолько чистая там вода!
История озера уходит в далекую древность и неразрывно связана с существованием монастыря, получившего название от озера Святоезерский. О происхождении озера есть несколько самых разных легенд.
История происхождения озера описана у Веселовского в его книге «Святоезерская пустынь» 1882 года. «Существует местное предание, что когда-то на месте настоящего озера в лесной глуши жил старец по имени Филарет. У подножия большого холма, где было жилище Филарета, расстилалась болотистая низменность, в которой пустынник ископал для себя колодец, давший необыкновенно чистую воду, но однажды края колодца обвалились, образовалось небольшое озерко, которое, постепенно расширяясь, и было началом настоящего озера.» Красивая легенда, но подтвердить ее истинность невозможно, как и существование самого старца Филарета тоже.
Во все времена озеро почитали как святыню, вода из него считалась целебной. Берега были ухожены, покрыты зеленой травой, люди ходили по натоптанным тропинкам. Монахини ежедневно обходили озеро с молитвами и умывались так, чтобы вода попадала на землю и в озеро возвращалась очищенной. О ловле рыбы, стирке белья не могло быть и речи.
Все изменилось, когда в 1939 году на болотах вокруг озера началась добыча торфа способом гидроторфа, сопровождающимся огромным использованием водных ресурсов. Соответственно, воду для этих целей стали брать из озера (а также и из реки Лух). В процессе торфоразработок почти вся святоозерская вода была заменена на речную, занесено много ила и торфяной массы. Из семи источников, когда-то питавших озеро, осталось только два, да и те находятся под угрозой заиления.
С развалом Союза торфоразработки закончились, но появилась другая напасть – нерадивые туристы.
Перминова Елена Федоровна
Елена Вениаминовна Чурина
Елена Вениаминовна Чурина
Садварий Жанна Владиславовна
Елена Вениаминовна Чурина
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Елена Вениаминовна Чурина