Пальчиковые игры с применением шарика Су-джок и мнемотаблиц
Пальчиковые игры
(с применением шарика Су-джок и мнемотаблиц)
Актуальность:
Дети с ограниченными возможностями здоровья менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. На занятии дети быстро устают, необходимы минутки расслабления и снятия тонуса. Этому способствуют пальчиковые игры с применением шарика Су-джок. Чтобы упростить процесс запоминания текста, развивать ассоциативное и образное мышление, обогатить связную речь предлагаются пальчиковые игры в стихах с использованием мнемотаблиц. Дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить текст за педагогом.
В дальнейшем использование приготовленных педагогом мнемотаблиц и коллажей постепенно заменяется мнемотаблицами и коллажами, спонтанно нарисованными и составленными детьми к предлагаемым текстам.
Цель: коррекция нарушений у детей с ОВЗ с помощью использования шарика Су-Джок и мнемотаблиц.
Задачи:
- воздействие на биологически активные точки по системе Су-Джок;
- стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- коррекция речи с движением;
- развитие наглядно-образного и ассоциативного мышления, памяти;
- повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей;
Ход игры:
Дети делают самомассаж с использованием шарика Су-Джок и мнемотаблиц. При самомассаже используется сам шарик и металлические кольца Су-Джока. Во время массажа дети проговаривают текст пальчиковой игры. Мнемотаблицы помогают образно представить текст, облегчают запоминание текста игры.
Данные таблицы могут использовать логопеды, дефектологи для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, памяти. А также воспитатели, учителя начальных классов для физминуток и родители в домашних условиях. Самомассаж обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, плодотворно воздействует на развитие речи, памяти, мышления и на весь организм в целом.
Содержание:
Приложение 1. Методические материалы для учителя: мнемотаблицы с указанием выполняемых действий с шариком Су-джок.
Приложение 2. Дидактический материал для обучающихся: мнемотаблицы для запоминания текстов пальчиковых игр.
Приложение 3. Дидактический материал для обучающихся: мнемотаблицы для самостоятельного заполнения обучающимися.
Видео:
Мячик https://rutube.ru/video/ee3178806c114d55fbb8b4edb1f2f99a/
Пальчики https://rutube.ru/video/e69ca55c4b6b4407b3820c734084e71c/
Про зайцев https://rutube.ru/shorts/2a746c7cea7ea70aa6316247f9584682
Белка продает орешки https://rutube.ru/video/66d10a21304a87d64c4256ebc1845e94/
Фотоматериалы https://disk.yandex.ru/i/ERcejfynQXL2cQ
На полянке, | на лужайке |
/круговые движения шариком между ладонями/ | |
Целый день | скакали зайки. |
/перекидываем мячик из руки в руку/ | |
И катались | по траве, |
/катать вперед – назад/ | |
От хвоста | и к голове. |
/катать вперед – назад/ | |
Долго зайцы | так скакали, |
/прыгать по правой ладошке шариком/ | |
Но напрыгались, | устали. |
/прыгать по левой ладошке шариком/ |
Приложение 1. Пальчиковая игра «Про зайцев»
Мимо | Змеи | проползали, |
/сжать левую руку в кулак, круговые движения шариком сверху/ | ||
«С добрым утром!» | - им сказали. | |
/сжать правую руку в кулак, круговые движения шариком сверху/ | ||
Стала гладить | и ласкать | |
/положить на левую ладонь, гладить шаром каждый палец/ | ||
Всех зайчат | зайчиха-мать. | |
/ положить на правую ладонь, гладить шаром каждый палец/ |
Пальчиковая игра «Мячик»
Я мячом | круги | катаю, | | |
(Круговые движения шариком Су-джок между ладонями) | ||||
Взад-вперед | его гоняю. | | | |
(катаем шарик вперед-назад) | ||||
Им поглажу я | ладошки, | будто я сметаю | крошки. | |
(движения шариком по левой ладони) | (движения шариком по правой ладони) | |||
И сожму его | немножко, | как сжимает лапку | кошка. | |
(сжимаем шарик в левой руке) | (сжимаем шарик в правой руке) | |||
Каждым пальцем | мяч прижму | и другой рукой начну | ||
(прижимаем поочередно кончики пальцев левой руки к мячику) | (прижимаем поочередно кончики пальцев правой руки к мячику) |
Пальчиковая игра «Белка продаёт орешки»
Сидит белка | на тележке, |
(круговые движения шариком Су-джок по левой ладони) | |
Продаёт она | орешки |
(круговые движения шариком Су-джок по правой ладони) | |
Лисичке-сестричке, | |
(Шарик Су-джок прокатываем по большому пальцу вперед-назад) | |
Воробью, | Синичке, |
(шарик Су-джок по указательному пальцу, по среднему пальцу) | |
Мишке косолапому, | Заиньке усатому. |
(шарик Су-джок по безымянному пальцу) | (шарик Су-джок по мизинцу) |
Пальчиковая игра «Пальчики»
Раз, | два, | три, | четыре, | пять - |
(шарик Су-Джок перекладывают из руки в руку, ритмично надавливая на шарик) | ||||
Вышли | пальчики | гулять. | | |
(дети катают шарик Су-Джок между ладонями) | ||||
Этот пальчик |
гриб | сорвал. | | |
(Надеваем кольцо Су-джок на большой палец) | ||||
Этот пальчик | чистить стал. | | | |
(Надеваем кольцо Су-джок на указательный палец) | ||||
Этот | резал. | | | |
(Надеваем кольцо Су-джок на средний палец) | ||||
Этот | ел. | | | |
(Надеваем кольцо Су-джок на безымянный палец) | ||||
Ну а этот | лишь смотрел. | | | |
(Надеваем кольцо Су-джок на мизинец) |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Пальчиковая игра «Про зайцев»
| | |
| | |
| | |
| |
Пальчиковая игра «Мячик»
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |
Пальчиковая игра «Белка продаёт орешки»
| |
| |
| |
| |
| |
Пальчиковая игра «Пальчики»
| |
| | |
| | | | |
|
| | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение 3.
Ежик | колет | нам ладошки, |
(шарик Су-Джок перекладывают из руки в руку, ритмично надавливая на шарик) | ||
Поиграем | с ним | немножко. |
(шарик Су-Джок перекладывают из руки в руку, ритмично надавливая на шарик) | ||
Ежик | нам ладошки | колет – |
(прыгать по правой ладошке шариком) | ||
Ручки | к школе | нам готовит. |
(прыгать по левой ладошке шариком) |
Мячик - | ежик | мы возьмем |
(Круговые движения шариком Су-джок между ладонями) | ||
Покатаем | и потрем. | |
(катаем шарик вперед-назад) | ||
Вверх | подбросим | и поймаем, |
(подбрасываем шарик вверх и ловим) | ||
И иголки | посчитаем. | |
(вращаем шарик пальчиками) |
Елена Алексеевна