Применение технологии «Использование Су-Джок терапии в логопедии»
Подготовила учитель – логопед Коптелова Д.Д.
Использование Су-Джок терапии в логопедии
Су-Джок терапию разработал южно-корейский профессор Пак Чже Ву, которая стала очень популярна в последнее время, каждый логопед и родитель пользуется ее в работе с детьми. Так же этот метод является одним из нетрадиционных логопедических технологий, к тому же здоровьесберегающим. Су-Джок – это не просто мячик, его иголочки стимулируют моторные центры речи головного мозга, а также активизируют иммунную систему человека.
На кистях рук и стопах ног располагаются высокоактивные «точки здоровья», которые соответствуют всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы регулируем функционирование внутренних органов.
В чем же эффективность нетрадиционных методов терапии? Во- первых, это необычность замысла, что в свою очередь, проявляется в заинтересованности детей и педагогов. Во-вторых, создается благоприятный климат на занятии и располагает детей к коммуникации. В-третьих, это развивает творческие способности детей. Так же эффективность применения нетрадиционных методов терапии, во многом зависит от сочетания их с традиционными методами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми знаниями, умениями и
навыками.
От развитости мелкой моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.
Определив зоны соответствия речеобразующих органов, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, две зоны, которые находятся в коре головного мозга — это зона Вернике, отвечающая за сенсорную или импрессивную речь (восприятие речи). И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь (произнесение звуков человеком). Отсюда следует, что для стимуляции речевого развития нужно воздействовать на эти точки в головном мозге. По теории профессора Пак Чже Ву - это верхние фаланги пальцев. Делая массаж Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, хотя, в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, при всем этом, достигается дополнительный расслабляющий эффект от массажа.
Существует несколько видов Су-Джок терапии:
- Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится огромное количество биологически активных массажных точек, наиболее эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Катая шарик между ладошками, дети массируют мышцы пальцев и рук. В своей работе, я использую, мячики резиновые разных размеров, твердости и длинны иголок. Так же есть еще тяжелые пластмассовые, в которых внутри спрятан магнитик, эти 2 мячика притягиваются друг к другу. Эта пара особенно нравится детям, они жёстче, чем резиновые и, на мой взгляд, наиболее эффективные.
- Массаж эластичным кольцом. Все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы. Кольцо нужно надевать на пальцы и проводить массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
- Так же можно делать массаж стоп, прокатывание ступней по шарику и надевание кольца на пальчики ног. Там нервные окончания еще более чувствительные и тоже не менее важные.
/data/files/j1586510461.jpg (1920x1550)
Использование Су-Джок массажеров вызывает интерес к обучению у детей, им нравится массировать пальцы и ладошки, что сказывается на благотворном влиянии на мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.
Достоинств у этой методики много, перечислим некоторые из них:
- Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами, при правильном применении наступает выраженный эффект;
- Абсолютная безопасностью. Су-Джок, может применяться с раннего детства до старости (ведь не только детям нужно активизировать свою речь и речевой аппарат, но и всем людям, даже взрослым, нужно воздействовать на все точки своего организма, для поддержания тонуса организма или даже поправки здоровья. Например, при инсультах, людям нужно обязательно делать гимнастику всех частей тела, и конечно же развивать мелкую моторику). Неправильное применение никогда не нанесет вред – оно просто будет неэффективно;
- Универсальность и доступность. Можно использовать в специализированных учреждениях и в домашних условиях. Стоимость одного массажера или набора колеблется от 80 до 400 рублей.
Су-Джок терапия проводится в 3 этапа:
- Знакомство с Су-Джок массажером и правилами его использования.
- Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.
- Самостоятельное использование Су-джок массажера в игре.
С помощью метода Су-Джок терапии на занятиях с логопедом решаются множество коррекционных задач. К ним относятся:
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- Развитие звукового и слогового анализа слов;
- Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие психических процессов;
- Развитие цветовосприятия;
- Развитие пространственно-временных представлений;
- И даже закрепление счетных операций.
Упражнения, которые мы проводим с шариками Су-Джок:
- удержание мячика на расправленной ладошке каждой руки;
- удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;
- сжимание и разжимание шарика в кулаке;
- надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки;
- прокатывание шарика между ладонями;
- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; — подбрасывание шарика с последующим сжатием.
Приведу в пример несколько упражнений.
Тема «Овощи»
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
(дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик)
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого)
Наша Зина – молодец!
(показывают большой палец)
Тема «Дикие звери зимой»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны проспит,
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится – убегает от лисицы.
(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинцы правой руки)
Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.
(дети катают мячик Су-Джок между руками)
Тема «Транспорт»
Будем мы с тобой играть,
Будем транспорт называть
(дети катают Су-Джок мячик между ладонями)
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
(поочерёдно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)
Пять пальцев мы в кулак зажмем,
Пять видов транспорта мы назовем.
(дети сжимают пальцы в кулачок).
Все перечисленные в этом докладе упражнения Су-Джок терапии для развития речи детей, я активно использую в своей работе на логопедических занятиях. Дети с удовольствием выполняют упражнения с «массажными шариками».
Используемая литература:
- Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
- Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.