Памятка родителям младших школьников «Дисграфия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Составила учитель-логопед
Михайлова Наталья Александровна
МБОУ СОШ №34
Памятка родителям младших школьников.
Дисграфия.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Таких детей рано или поздно направляют к логопеду.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психическихфункций, участвующих в процессе овладения письма.
Как узнать, что у ребёнка дисграфия?
Дети с таким нарушением не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пропуски, перестановки, замены букв (Н-р, вместо Б он слышит и пишет П, а Ц заменяет на Ч), слогов – частые ошибки дисграфика.
Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
-недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
На что нужно обратить
особое внимание:
·Если Ваш ребенок левша.
·Если он - переученный правша.
·Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
·Если в семье говорят на двух или более языках.
·Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
·Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
·Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
·Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Чем могут помочь родители в устранении дисграфии
у детей — младших школьников?
Всегда нужно стараться создавать такой настрой, при котором ребёнок чувствует удовольствие от упражнения — игры.
Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.
Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Если в школе задают писать большие тексты, разбейте его на части и, проговаривая каждое слово, записывайте.
Не нужно переписывать домашнее задание по нескольку раз, даже если там много ошибок. Это не принесёт пользы, а только подавленное состояние.
Хвалите (сдержанно), даже по самым незначительным результатам.
Примеры упражнений и игр для исправления дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Игра «Зачеркни букву»:
Найдите небольшой, лучше незнакомый текст, НЕ с мелкими буквами, чтобы не напрягались глаза. В найденном отрывке определите букву, которую ребёнок должен будет зачеркнуть во всём тексте. Например «А».
Сначала пусть ищет и зачёркивает все, найденные в тексте буквы «А», через несколько занятий добавьте ещё одну. Нужно будет одну зачёркивать, другую обводить в кружочек или подчёркивать. Весь процесс должен занимать не более 5 мин., чтобы не утомляться, и оставаться сосредоточенным на задании. Потом подключите буквы, с которыми есть проблемы в написании. Начинайте с одной, а через 5-6 занятий, добавьте вторую. Одну подчёркиваем, вторую — обводим или зачёркиваем.
ОРЁЛ И КОШКА
На дворе играла кошка с котятами. Вдруг с вышины бросился огромный орёл. Орёл схватил котенка. Мать кошка быстро вцепилась в орла. Орёл бросил котенка и стал пороться с кошкой. Он рвал когтя-га тело кошки и выклевал ей один лаз. Кошка храбро боролась с орлом. Она перекусила ему крыло. Потом кошка сделала ловкий прыжок и перекусила орлу горло.
Так кошка спасла своего котёнка.
Игры в лабиринты:
Лабиринты развивают не только внимательность, и моторику руки,
но и учит вести линию безотрывно.
Помоги Тигре дойти до Кенги. Раскрась свой путь:
Игры на внимание: ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от 0 до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.
Через 2 – 3месяца таких упражнений (ежедневно, и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Кияйкина Наталья Федоровна