Справочный материал «Памятки по русскому языку для учащихся начальных классов»
|
|||||
Гласные звуки: Гласные буквы: А,0,У,Ы,И,Э . А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я Согласные звуки Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з глухие: п, ф, к, т, ш, с
непарные звонкие: л, м, н, р глухие: х, ц, ч, щ Всегда твердые: ж, ш, ц Всегда мягкие: ч, щ, й Ь и Ъ – звуков не обозначают Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного (МЁД , ДЕРЕВО) или 2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ, ЯМА) |
Звуко-буквенный разбор слова:
Выделить гласные. Разделить на слоги. Обозначить ударение. Выделить слоги-слияния и одиночные звуки. Начертить схему (разделить на слоги, обозначить ударение) Раскрасить соответствующими цветами: Твердые согласные – синий Мягкие согласные – зеленый Гласные – красный.
|
||||
ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ
ДОЧКА СКВОРЕЧНИК ПТЕНЧИК БАРАБАНЩИК СПОРЩИК
|
ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:
УЧЕ – НИК МА- ШИ- НА РУ – ЧЬИ ВАН – НА ПОДЪ – ЕЗД ПАЛЬ - ТО ЛЕЙ – КА АКА – ЦИЯ
НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:
КОНЬ, МОСТ, ОСЁЛ, ЯМА |
||||
Ь – смягчающий 1. Пишется в конце и в середине слова: лось, мальчик. 2. Пишется после и перед согласными: дяденька 3. показывает мягкость впереди стоящего согласного звука: большой, альбом
Ь – разделительный 1. Пишется в середине слова: жильё, листья 2. Пишется после согласных и перед гласными: и, е, ё, ю, я платье, деревья 3. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным: вьюга, семья, колья |
Ъ –твёрдый знак
1. Пишется после приставок перед корнем: подъезд, въехал 2. Пишется после согласных и перед гласными: е, ё, ю, я объяснить, подъём 3. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным: съездил, объявление |
||||
1 Слова с одним слогом не переносятся. Верно: мозг, стол, бренд. Неверно: мо-зг, ст-ол, бр-енд. 2 Нельзя переносить часть слова, не являющуюся слогом. Верно: ма-гистр, степь. Неверно: маги-стр, сте-пь. 3 Нельзя отрывать от слова одну гласную букву. Верно: зем-ля, ар-буз, чу-жую. Неверно: земл-я, а-рбуз, чужу-ю. 4 Нельзя отрывать согласную от следующей за ней гласной в слоге (нельзя разрывать слог). Верно: га-зе-та, ри-со-вать. Неверно: газ-ета, рис-овать, рисов-ать. 5 Нельзя отрывать буквы ь, ъ — от предшествующей согласной, букву й — от предшествующей гласной. Верно: конь-ки, ко-ньки, подъ-ём, кой-ка. Неверно: кон-ьки, под-ъём, ко-йка. |
НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ:
Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.
РАДОСТНЫЙ – РАДОСТЬ,
ЗВЁЗДНЫЙ – ЗВЕЗДА,
СОЛНЦЕ – СОЛНЕЧНЫЙ. |
||||
ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:
Б В Г Д Ж З I I I I I I П Ф К Т Ш С
Ты сомнительный согласный Проверяй скорее гласной.
ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ. |
БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ: О, А, Е, И, Я
Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение, Ты его немедленно Ставь под ударение. ГОРА – ГОРЫ, ТРАВА – ТРАВЫ, РЯДЫ – РЯД
|
ПАДЕЖИ
|
Главные члены предложения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разбор предложения
Какое предложение по цели высказывания? Какое предложение по интонации? Распространенное оно или не распространенное? О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
Пример: После дождей в лесу пошли грибы. (Повествоват., невосклиц., распростр, простое.) Что? Грибы – это подлежащее. Грибы (Что сделали?) пошли. – Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя. Задаём вопрос от сказуемого. Пошли (где?) в лесу – это вт.член.- обстоятельство. Пошли (когда?) после дождей - это вт.член.- дополнение. После дождей (каких?) теплых - это вт.член.- определение. |
ЧАСТИ РЕЧИ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 1.Перенос слова (П.С.) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова. Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то. 2.Мягкий знак (С.М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова. Делай так: ходить, водить, наливать. 3. Жи – ши, ча – ща, чу - щу – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова. Делай так: малыши, машина, шило. 4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную. Делай так: волна – волны, выходил – ходит.
|
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка. Делай так: ребята, ребята, ребята. 6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная. Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды. 7. Разделительный мягкий знак (Р.М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: листья, деревья, вьюга. 8. Разделительный твёрдый знак (Т.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак. Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: въехал, съезд, объявление.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 9. Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался. Делай так: звёздный – звезда, звёздочка. 12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог. Напиши ещё два слова с таким же предлогом. Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.
|
Фонетический разбор слова 1.Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный? 2.Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены? 3.Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены? 4.Количество звуков и букв в слове. Образец: морковь м - [м] – согл., непарн., зв., тв. о - [а] – гласн., безударн. р - [р] – согл, непарн., зв., тв. к - [к] – согл., парн., глух., тв. о - [о] – гласн., ударн. в - [ф] – согл., парн., глух., мягк. ь - ______________ ----------------------- 7 букв, 6 звуков, 2 слога.
|
СОСТАВ СЛОВА |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Разбор по составу:
|
|