Патриотический час на тему «Мужество блокадного Ленинграда!» (1–4 классы)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского технического творчества»
Патриотический час
«Мужество блокадного Ленинграда!»
Подготовила: Маслова Светлана Александровна
.
Заречный
2024
Патриотический час: «Мужество блокадного Ленинграда!»
Цель: формирование патриотических чувств (гордости, уважения и благодарности защитникам Родины).
Задачи:
расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; познакомить с понятием «блокада»;
воспитывать чувство патриотизма, формировать готовность защищать Родину.
Формы организации деятельности детей: воспитательное мероприятие.
Целевая аудитория: 1- 4 классы.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация «Ленинград в блокаде», музыкальное сопровождение слайдов.
Ход мероприятия.
Педагог: Ребята, сегодня хочу поговорить с вами о героическом прошлом нашей страны, о городе, который стал символом несгибаемой стойкости и мужества. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Дети отвечают)
Педагог: Все верно, мы будем говорить о Великой Отечественной войне и городе Ленинграде.
Ленинград был одним из важнейших объектов, намеченных для захвата гитлеровской Германией. Несмотря на жесткое сопротивление русских солдат к осени 1941 года Ленинград был блокирован. В городе к тому времени было 2,5 миллиона человек. Среди них очень много было женщин, детей, стариков.
Педагог: Кто знает, что значит «блокада» города? (Дети отвечают)
Педагог: Связь Ленинграда по всем направлениям была прервана за исключением Ладожского озера. Немцы стояли перед городом, видели стены его величавых зданий и не могли ни шага сделать вперед. Они понимали, что неприступный мужественный город нельзя захватить штурмом, нельзя принудить сдаться бомбежками. И тогда враг перехватил все железные и шоссейные дороги. Перехватив дороги, они решили заморить ленинградцев голодом. Мучительной смертью детей и женщин собрались они отомстить ленинградцам за их непреклонное решение — драться до победы. На защиту города поднялось все его население: 500 тысяч Ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, в ряды Советской Армии и партизанские отряды.
Педагог: Ребята, представьте себя на месте ленинградцев, как бы вы поступили? (Дети отвечают)
Педагог; Для жителей города дни блокады стали величайшим испытанием. В осажденном городе люди ежедневно, без всяких опозданий ходили на работу, работали по 12-14 часов в сутки. Дежурили по ночам на заводах. Трамваи и автобусы не ходили, и весь путь от дома до работы шли пешком. Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и отправлялись на фронт. Не смотря на все трудности город жил вместе со всей страной и работал на победу.
Продовольствия и топлива практически не было.
Педагог: Ребята, возможно, кто-то знает, какие нормы хлеба выдавали в то время ленинградцам? (дети отвечают)
Педагог: С первых дней были введены продовольственные карточки. По ним рабочие получали 250 г. хлеба в сутки, иждивенцы и дети до 12 лет по 125 грамм. В состав теста входили 50% дефектной ржаной муки, 10% соли, 10 % жмыха, 15% целлюлозы, 5 % древесных опилок. Другой еды не было, только хлеб. В городе был страшный голод. Потребности человека стремительно сужались, заострялись на хлебе, тепле, воде.
«Голод — все!» - восклицает врач блокадница Г.А. Самоварова. Проверила она это на себе. Самая большая радость была, когда прибавили до 300 граммов хлеба. Люди в булочной плакали, обнимались. Но и 300 граммов, без других продуктов, все еще «смертельная норма».
Педагог: Ребята, что вы об этом думаете, какие эмоции вызывает эта информация? (Дети отвечают)
Педагог: Ребята, что вы знаете про «дорогу жизни» в блокадном Ленинграде? (дети отвечают)
Педагог: «Дорога жизни» пролегавшая через Ладожское озеро спасала жизни тысяч людей. Осенью огромные баржи, груженные хлебом для осажденного города и боеприпасами для его армий, дни и ночи двигались от одного берега озера к другому. Их охраняли корабли военной флотилии и истребители. В конце октября началось самое страшное время. Озеро начинало замерзать, и целый месяц по нему нельзя было не плыть не ехать. Для переброски грузов в это время были использованы могучие транспортные самолеты - «дугласы». Несколько десятков громадных машин проходили сомкнутым строем, перевозя драгоценные грузы. Их сопровождали истребители. Когда озеро, наконец, замерзло, по нему нескончаемой вереницей потянулись машины, везущие в умирающий город продовольствие. На обратном пути из города вывозили людей.
Педагог: Ребята, кто-то может дополнить мой рассказ? (дети отвечают)
Педагог: Не сумев захватить город, гитлеровцы днем и ночью подвергали город обстрелам и воздушным налетам. Бомбы обрушивались на жилые дома, госпитали, школы, многочисленные ленинградские музеи. Гибли тысячи людей. Разрушались культурные и исторические памятники. Правда, ленинградцы сделали все, чтобы спасти их от разрушения. Знаменитый медный всадник продолжал стоять на своем месте, но был со всех сторон обложен мешками с песком. Были приняты все меры, чтобы сохранить коллекции картин Эрмитажа и Русского музея.
Педагог: Как вы думаете, это была сложная задача? (Дети отвечают)
Педагог: В январе 1942 года из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопровод и канализация. В жилых домах ставили «буржуйки» топили дровами, книгами, мебелью. В топку шло все, что могло гореть. Главное было выжить. Блокадную квартиру нельзя изобразить, ни в одном музее, так же как нельзя изобразить мороз, тоску, голод. Разбитые окна, были забиты фанерой, завешаны одеялами. Так что в комнатах всегда было темно. За водой жители Ленинграда ходили на Неву и Фонтанку. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном плену, но люди не сдавались. Город боролся.
Только в 1942 году в Ленинграде умерло от голода, холода и бомбежек 600 тысяч человек. Но несмотря ни на что город продолжал жить и работать. В городе выходили газеты, работали научные учреждения, театральные и музыкальные коллективы. Ленинградские заводы выпускали танки, моторы для самолетов, снаряды и мины.
Педагог: В блокаде, в железном кольце долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград. Наконец этому был положен конец. 15 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в решительное наступление и к 27 января окончательно освободили город от вражеской блокады.
Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев и, одновременно, одним из самых скорбных - потому что каждый доживший до этого праздничного дня за время блокады потерял или родственников, или друзей. Великий город понес огромные жертвы, но эти жертвы не пропали даром. В кровопролитной и жестокой борьбе город выстоял. Ленинградцы с честью выдержали выпавшие на их долю испытания. Перед всем миром они продемонстрировали непоколебимую стойкость, мужество и отвагу советских людей.
Борьба за Ленинград, длившаяся около 900 дней, завершилась полным разгромом вражеских войск. Она облегчила дальнейшие наступательные операции в Карелии, Белоруссии и Прибалтике.
Педагог: Ребята, какие чувства вызывает у вас эта информация? (Дети отвечают)
Педагог: Ребята, а вы разговаривали о войне со своими родителями, бабушками и дедушками? В вашей семье, кто-то воевал? (Дети отвечают)
Педагог: Ребята, а вы знаете какие-то военные истории вашей семьи, которые вы можете рассказать. Нам будет очень интересно. (Дети рассказывают)
Информационные ресурсы.
1.https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/kak-rasskazat-detyam-o-blokade-leningrada/ как рассказать детям о блокаде Ленинграда
Презентация: «Непокорённый Ленинград»