Статья на тему «Патриотическое воспитание детей среднего школьного возраста» (1–5 классы)
Статья
«Патриотическое воспитание детей среднего школьного возраста»
Патриотическое воспитание-это сфера духовной жизни, которая проникает во все, что познает, делает, к чему стремится, что любит и ненавидит формирующийся человек
(И. О. Сухомлинский).
Актуальность
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение патриотического развития и воспитания личности и гражданина России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Патриотическое воспитание - важный фактор социального, экономического и культурного развития государства, сохранения его национальных, гражданских, духовно-нравственных, семейно-родственных ценностей. Его сущность заключается в глубоком и всестороннем познании истории, культуры, духовности русского народа, и на этой основе – познание и осознание каждым ребенком себя как индивидуальности и как доли своей нации, а через нее и всего человечества.
Направления работы по патриотическому воспитанию детей:
- формирование патриотизма, ответственности за судьбу нации, государства;
воспитание понимания высокой ценности российского гражданства, внутренней потребности быть гражданином России;
- формирование уважения к Конституции России, государственной символике: Герба, флага, гимна России.
- сохранение и продолжение российских культурно-исторических традиций;
- воспитание уважительного отношения к родным святыням, русского языка, истории;
- формирование национального сознания, человеческого достоинства, любви к родной земле, семье, народу;
- формирование социальной активности;
- воспитание правовой культуры личности;
- формирование и развитие духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей;
- формирование у учащихся потребности к труду как первой жизненной необходимости, высокой ценности и главного способа достижения жизненного успеха
- содействие развитию физического, психического и духовного здоровья, удовлетворение эстетических и культурных потребностей личности;
- воспитание способности противодействовать проявлениям безнравственности, правонарушений, без духовности, антиобщественной деятельности.
Если будет свет в душе, будет красота в человеке,
Если есть красота у человека, будет гармония в доме,
Если есть гармония в доме, будет порядок в нации,
Если есть порядок в нации, будет мир в мире.
Реализация приоритетного направления воспитания :
Патриотическое направление работы было и остается приоритетным.
Формирование гражданина-патриота России, подготовленного к жизни, с высоким национальным сознанием, воспитание граждан, способных построить гражданское общество, в основу которого были бы заложены и постоянно воплощались демократия, толерантность и уважение к правам человека, приобретает сегодня особое значение. Патриотизм в современном понимании-это ощущение того, что в моем классе, школе, городе, стране все меня касается, все зависит от меня.
Патриотическое воспитание осуществляется как на уроках, так и во время внеклассной работы.
Патриотическое воспитание-это формирование патриотических чувств, воспитание готовности к защите Родины, оно призвано побудить к физическому совершенствованию, изучению боевых традиций русского народа.
К выдающимся событиям в жизни страны проходят театрализованные мероприятия, уроки мужества, часы памяти, воспитательные часы.
Воспитанию национального сознания учеников способствуют актуальные темы направленные на патриотическое воспитание детей: В направлении патриотического воспитания разнообразные конкурсы и соревнования. Ко Дню защитника Отечества
- спортивные соревнования; семейные конкурсы, праздники
- соревнования "Мама, папа, я - спортивная семья",
- турниры по шашкам.
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений развития современного общества. В условиях глобализации и интеграции в мировое сообщество необходимо формировать у детей чувство патриотизма и любви к Родине, уважение к культурному наследию и традициям народа. Театрализованная деятельность является эффективным средством формирования у детей патриотических качеств.
Формы и методы театрализованной деятельности оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание старших школьников в условиях образовательного учреждения.
Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, креативности и воображения у детей. Она предоставляет возможность войти в роли разных персонажей, поиграть в ситуации из реальной жизни, развивает память и логическое мышление. Однако, помимо этого, театр может быть мощным инструментом формирования патриотических чувств.
Ведущим принципом организации учебно-воспитательного процесса в театрализации является принцип погружения обучающихся в художественный мир драматургического произведения, действие которого направлено на воспитание средствами театра. Данный принцип открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», идеи постановки, образа героев, способствует охвату целого в совместном творчестве педагога и обучающихся, повышая в итоге воспитательный эффект театральных занятий.
Огромное значение в рамках патриотического воспитания обучающихся детского театра имеет тема героического прошлого России. Пережитые на эмоциональном уровне факты военной истории своей страны, представленные в театрализованной постановке, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории Родины, в полной мере служат целям воспитания гражданина и патриота.
Заключение. Постоянное общение с историческим материалом, обличенным в художественную форму, развивает стремление быть достойными продолжателями славных традиций своего народа, воспитывает чувство патриотизма, формирует у обучающихся верность Родине, готовность к ее защите с оружием в руках.
Куликова Ирина Геннадьевна