Осанка дошкольников разного возраста и методика ее воспитания
ОСАНКА ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И МЕТОДИКА ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
Иванова Алёна Юрьевна
Инструктор по физической культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 206 «Антошка» города Чебоксары Чувашской Республики.
Аннотация. В данной статье освещена проблема воспитания осанки детей разного возраста. В статье кратко описываются важность правильной осанки для здоровья детей, методы профилактики нарушений осанки, а также средством формирования правильной осанки для детей разного возраста.
Ключевые слова: дети разного возраста, методика воспитания, формирование осанки, осанка дошкольников, воспитание осанки, физические упражнения.
По требованиям ФГОС дошкольного образования в дошкольных учреждениях немаловажное внимание отводиться физическому развитию детей разного возраста. Для правильного функционирования органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной работы нервной системы в дошкольном детстве важное значение имеет приобретает формирование осанки. Предупредить осложнения с осанкой легче, чем потом ее исправлять, по этой причине важно строго соблюдать определенные правила, например: своевременно проветривать помещения, правильно подбирать освещение, правильно выбирать рабочий стол и стул, вовремя отдыхать и много двигаться, полноценно питаться, закаливаться и прочее.
Тем не менее, как отмечают исследователи, в последние годы в нашей стране увеличивается количество детей с неудовлетворительным физическим развитием и состоянием здоровья, в их числе дошкольники с нарушениями телосложения и осанки.
Формирование осанки - процесс длительный, который начинается практически рождения и завершается к окончанию студенчества. По этой причине особую роль приобретают методы профилактики такого недуга, позволяющие получить стабильный результат на будущие годы. Лечебная физкультура и массаж являются самыми популярными и простыми способами воздействия на осанку ребенка [1].
Воспитание правильной осанки можно отнести к числу основных задач, которые решаются в ходе физического воспитания детей дошкольного возраста. Она особенно важна в ранние периоды развития ребенка, когда происходит интенсивное морфофункциональное развитие организма, в том числе образование изгибов позвоночного столба и прочих структурных основ осанки.
Основная задача по воспитанию осанки состоит в обеспечении в ходе физического воспитания своевременного развития и сохранение на годы вперед нормальной осанки благодаря выработке и закреплению определенных навыков и воспитания качеств, которые определяют ее характер [2].
Для профилактики нарушений осанки можно использовать такие оздоровительные мероприятия как: лечебный массаж, гимнастика или лечебная физическая культура, плавание, физиотерапию, соблюдение режима дня. Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.
В дошкольном учреждении нужно использовать упражнения для работы больших мышечных групп (спины, живота и ног) для создания естественного мышечного корсета. Отличным средством воспитания правильной осанки считается гимнастика с различными предметами (резиновые мячи, обручи, палочки и др.). Детям 2-3 лет понравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Благоприятно воздействует на осанку ползание, лазанье, медленная ходьба с небольшим весом на голове. Такие упражнения могут выполняться по-разному: стоя, лежа на спине или животе, сидя или на четвереньках.
Упражнения для воспитания правильной осанки детей 2-3 лет чаще могут быть игровыми: имитация движения животных, птиц и др. Самое важное в таких физических упражнениях - активное желание у детей двигаться, бегать и играть. К примеру, в упражнении «Колобок» дети могут, лежа на животе, перекатываться много раз сначала в одну, а потом в другую сторону; дети могут тянуться вверх, представляя из себя «великана». Детям 4-5 лет также нравятся подобные игры.
Дети старшего дошкольного возраста уже понимают пользу физических упражнений, педагоги им могут объяснить, что физическая культура положительно влияет на здоровье, помогает быть красивым, подтянутым, а для этого необходимо правильно делать упражнения, не стесняться, быть энергичным и проявлять достаточно усилий и упорства.
Принимая в учет быструю утомляемость детей дошкольного возраста, важно после выполнения детьми специальных упражнений выделять время на небольшой отдых (40-50 сек.) с осуществлением определенных дыхательных упражнений в разных положениях.
Для воспитания правильной осанки в ходе утренней гимнастики и в ходе проведения физкультминуток кроме основных упражнений важно включать в занятия такие упражнения как:
- прогибание спины с обручем или с мячом в руках;
- наклоны в стороны с обручем за спиной;
- приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках;
- наклоны назад с разведением рук в стороны;
- наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках;
- поднимание ног вверх лежа на спине;
- ползание на четвереньках;
- ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.[2]
Педагогам и воспитателям важно проводить беседы с детьми о правильной осанке (беседы о физиологии человека, важности двигательной активности), способствовать формированию у детей навыков и привычек к сохранению правильной осанки, поднимать эту тему на родительских собраниях, проводить с ними родительские консультации.
Немалый интерес для воспитания правильной осанки представляет система физического воспитания Н.Н. Ефименко[1]. Любую форму двигательной активности дошкольников он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений и далее начинать немного усложнять такую активность переходя к вертикальным, гравитационным, а далее переходить в ходьбу, лазание, бег и прыжки. Причем, по его мнению, чем меньше возраст дошкольников (2-4 года) тем более естественными, преобладающими для таких детей в упражнениях будут положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях), а для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) привлекательны вертикальные положения (ходьба, лазание, бег, прыжки).
В ходе выполнения упражнений, сосредоточенных на воспитании правильной осанки, должны реализовываться принципы: индивидуальный подход к каждому ребенку, постепенное увеличение физической нагрузки.
Таким образом, работу по воспитанию правильной осанки важно постоянно. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. Основная задача по воспитанию осанки детей разного возраста состоит в обеспечении в ходе развития ребенка своевременного формирования и сохранения нормальной осанки с помощью различных методов, учитывающих индивидуальные показатели и возраст.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.
2. Соловцова, А. С. Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста / А. С. Соловцова, Д. В. Шарикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 928-930. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34916/ (дата обращения: 03.11.2023).