12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виноградова Марина Николаевна40
Учитель начальных классов и английского языка
Россия, Московская обл., Коломна
2

Статья на тему «Педагогическая модель формирования нравственных представлений у младших школьников» (1–3 классы)

Автор материала: Виноградова Марина Николаевна

учитель начальных классов и английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15», г.о. Коломна

(https://kolomna-school15.edumsko.ru/collective/pedagogical_collective/view/110312)

 

 

Педагогическая модель формирования нравственных представлений
у младших школьников

 

В данной статье осуществлена характеристика основных блоков по моделированию процесса формирования нравственных представлений у младших школьников.

Одной из важнейших задач педагогики является формирование нравственных представлений у младших школьников. Нравственное воспитание детей должно быть целенаправленным и систематическим, с учетом возрастных особенностей учеников, и проводиться с использованием специально разработанных педагогических моделей.

Педагогическая модель формирования нравственных представлений у младших школьников – это система методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, направленных на развитие нравственных качеств и ценностей у детей в возрасте от 7-ми до 11-ти лет.

Педагогическая модель формирования нравственных представлений у младших школьников основывается на идеях гуманистической психологии, которая считает личность активным, творческим и свободным субъектом развития. В соответствии с этой моделью, ребенок должен быть воспитан в условиях, которые способствуют развитию его нравственных качеств, таких как чувство справедливости, ответственности, уважения к другим людям, и эти качества должны стать интегральной частью его личности.1

Педагогическая модель формирования нравственных представлений у младших школьников предусматривает систему действий педагога, которая состоит из следующих этапов:

Определение целей и задач нравственного воспитания. Педагог должен определить, какие нравственные качества и ценности следует формировать у младших школьников, и какими способами это можно достичь.

Организация педагогических условий. Необходимо создать условия, которые будут способствовать формированию нравственных представлений у детей, включая организацию учебной деятельности, общения и взаимодействия учеников.

Использование педагогических технологий. Педагог должен выбрать наиболее эффективные методы и приемы для формирования нравственных представлений у младших школьников, такие как обучение на примерах, диалоговые формы взаимодействия, детские конференции, игровые формы обучения и другие.

Оценка результатов. Педагог должен оценить результаты формирования нравственных представлений у детей и скорректировать свою работу в соответствии с полученными результатами. Это можно осуществлять через проведение различных формативных и итоговых оценок.

Формативное оценивание – это непрерывный процесс оценки знаний и умений детей в процессе обучения. Она позволяет педагогу выявлять проблемы и недостатки в формировании нравственных представлений у детей и принимать меры по их исправлению. Формативное оценивание может проводиться различными методами, например, наблюдением за поведением детей, анализом их сочинений, устных ответов и т.д.

Итоговая оценка – это оценка результатов обучения, полученных в конце учебного периода. Итоговая оценка позволяет оценить уровень достижения целей и задач, поставленных перед учениками и педагогом в области формирования нравственных представлений. Она может быть проведена в виде тестов, контрольных работ, анализа сочинений и других форм.

Важно отметить, что оценка результатов формирования нравственных представлений у младших школьников должна быть максимально объективной и основываться на конкретных критериях, которые должны быть заранее определены. Кроме того, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и принимать во внимание различия в их развитии и способностях.

В результате оценки результатов формирования нравственных представлений у младших школьников педагог может скорректировать свою работу, внести изменения в программу воспитания и обучения, изменить методы и приемы работы с детьми. Это позволит более эффективно формировать нравственные представления у детей и помочь им стать грамотными, добрыми и ответственными гражданами.2

В соответствии с изложенными выше этапами, педагогическая модель формирования нравственных представлений у младших школьников может быть разработана следующим образом:

Создание благоприятной образовательной среды. Первый шаг в формировании нравственных представлений у младших школьников – создание благоприятной образовательной среды. Образовательная среда должна быть направлена на формирование позитивных ценностей, нравственных установок и норм поведения. Эта среда должна предоставлять возможности для реализации творческого потенциала каждого ученика, а также способствовать развитию у них личностных качеств, необходимых для нравственного развития.

Использование интерактивных методов обучения. Для формирования нравственных представлений у младших школьников необходимо использовать интерактивные методы обучения. Такие методы обеспечивают более активное участие учеников в процессе обучения, что повышает эффективность обучения и способствует лучшему запоминанию материала. К таким методам можно отнести дискуссии, дебаты, проектную деятельность, ролевые игры и т.д. В ходе таких занятий ученики могут лучше понимать принципы и ценности нравственности, а также развивать свои навыки эмпатии и социальной ответственности.

Применение методов обратной связи. Методы обратной связи играют важную роль в формировании нравственных представлений у младших школьников. Они помогают ученикам понимать, как их поведение влияет на других людей, и помогают им осознать свои ошибки и недостатки. Это может быть достигнуто путем индивидуальной беседы с учениками, групповой дискуссии или через использование различных методов оценки и рефлексии.

Формирование групповых норм и ценностей. Формирование групповых норм и ценностей – это неотъемлемая часть педагогической модели формирования нравственных представлений. Через участие в совместных деятельностях и взаимодействиях со сверстниками, дети могут научиться уважению и толерантности. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому необходимо индивидуальное подходить к каждому ученику и учитывать его потребности, способности и особенности развития.

Еще один важный аспект в формировании нравственных представлений у младших школьников – это стимулирование их творческого мышления. Творческие задания, например, письмо сказки, рисование или создание макета, могут помочь детям развить свое воображение и способности к творчеству. Это, в свою очередь, способствует формированию нравственной культуры и расширению кругозора у детей.3

Существует несколько подходов и методик, которые применяются для формирования нравственных представлений у младших школьников.

Рассмотрим основные методы, формы и средства, используемые в модели формирования нравственных представлений у младших школьников.

Разговоры и дискуссии. Один из основных методов, который позволяет развивать у детей способность к анализу и обсуждению нравственных проблем. В рамках данного метода детям предлагаются вопросы, связанные с моралью и этикой, после чего проводится обсуждение и выявляются основные нравственные ценности и принципы.

Рассказы и чтение литературы. Этот метод позволяет детям узнавать о разных историях, переживаниях и достижениях, которые связаны с нравственными ценностями. Рассказы могут быть как вымышленными, так и реальными, а чтение литературы – это возможность воспринимать и усваивать различные нравственные и этические идеи.

Ролевые игры. Данный метод является эффективным, когда дети могут проявить свои навыки и умения в создании ролей и в процессе их взаимодействия. Ролевые игры позволяют младшим школьникам выражать свои мысли и чувства, а также понимать, как действуют и почему действуют другие люди.

Изучение нравственных правил и принципов. Этот метод предполагает обучение детей основным нравственным принципам и правилам, которые помогут им принимать правильные решения в жизни. Примером таких принципов могут служить уважение к старшим, доброта, честность и т.д.4

Использование визуальных средств. Рисование, коллажи и другие виды визуального искусства могут использоваться для того, чтобы помочь детям выразить свои мысли и чувства на тему нравственности и морали.

Совместные проекты и задания. Дети участвуют в проектах и заданиях, которые направлены на достижение общих целей и взаимодействие друг с другом. Это может включать в себя совместное изучение истории, культуры и традиций, а также решение общих проблем и задач.

Взаимодействие с представителями разных профессий и культур. Этот метод предполагает взаимодействие детей с представителями различных профессий и культур, что помогает им лучше понимать разные мировоззрения и ценности.

Использование эмоциональных средств. Метод включает использование эмоциональных средств, таких как музыка, видео и другие, чтобы дети могли лучше понять нравственные проблемы и осознать их важность.

Метод игры. Дети играют в игры, которые помогают им лучше понимать социальные навыки и нравственные принципы, такие как уважение к другим и ответственность за свои поступки.

Положительная обратная связь и поощрение. Дети получают положительную обратную связь и поощрение за свои действия, которые соответствуют нравственным принципам и ценностям. Это помогает им развивать чувство ответственности и самооценки.5

Итак, педагогическая модель формирования нравственных представлений у младших школьников включает в себя множество методов, форм и средств, которые направлены на развитие нравственных качеств и ценностей. Каждый метод имеет свои преимущества и может быть эффективным в зависимости от индивидуальных потребностей и характеристик детей.

Таким образом, формирование нравственных представлений у младших школьников – это сложный и многогранный процесс, который предполагает поэтапное моделирование и реализацию.

 

 

Список использованной литературы

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва [и др.]: Питер, 2008. – 398 с.

Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 572 с.

Эльконин Б. Д. Избранные психологические труды / Б. Д. Эльконин - М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

 

1 Дурнева Т.В. Диагностика сформированности нравственных представлений у младших школьников // Инновационная наука. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-nravstvennyh-predstavleniy-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.01.2024).

2 Дрожжинова В.В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-osobennosti-nravstvennyh-predstavleniy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.01.2024).

3 Серикова Л.А., Шукшина Т.И. Психолого-педагогические аспекты формирования религиозно-нравственных представлений у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2010. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-religiozno-nravstvennyh-predstavleniy-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.01.2024).

4 Митропольская А.В. Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников: опыт разработки и реализации // Гаудеамус. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-opyt-razrabotki-i-realizatsii (дата обращения: 28.01.2024).

5 Плюснина М. А. Представления младших школьников о нравственных поступках // МНКО. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-mladshih-shkolnikov-o-nravstvennyh-postupkah (дата обращения: 28.01.2024).

 

7

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.