Научно-исследовательская работа «Педагогические технологии воспитателя в работе с трудными детьми»
Педагогические технологии воспитателя в работе с трудными детьми
В последнее время встает вопрос о так называемых трудных детях, ведь их число резко увеличилось. Причина этого, прежде всего во внешних факторах –просмотр подряд всех телепередач, кризис семьи и многое другое.
Нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные. Чаще всего мы не придаём большого значения этим изменениям и не соотносим их с возросшим количеством трудных детей. Однако именно они и являются первопричиной, основой для появления различных отклонений в детском поведении.
Трудных детей нельзя не заметить. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпения взрослых. К трудному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но следует постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения его многочисленных проблем.
Действительно ли это «плохие дети», «маленькие тираны», «белые вороны», подброшенные бедным родителям зловредной судьбой? Или, может быть, они просто антиподы спокойных, тихих, приспособляемых и покладистых детей? Дети с неуемной жаждой движения. Дети, которые двигаются больше других. Именно эти вопросы и заинтересовали меня.
В каждом возрасте окружающая действительность воспринимается по- разному и нельзя оценивать поступки детей только с высоты взрослого человека. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребёнок чувствует и мыслит не так, как взрослый.
Приобретая все новые черты в поведении, обнаруживая все большее совершенство внутренних психических качеств, ребёнок все-таки остается ребёнком. Общий психологический облик малыша сохраняет своеобразие, отличающее его от взрослого, да и от школьника (даже младшего). В раннем детстве они вызываются главным образом тем, что непосредственно окружает малыша, что попадается ему на глаза. Взрослый может все очень хорошо объяснить, а ребёнок все поймет и даже соберётся делать именно то, что у него просят, но в решающий момент непосредственная ситуация и то, что он видит, окажут на его поведение бесповоротное влияние.
Чувства менее осознаны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко, столь же быстро могут они и гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен - бурное веселье, а через минуту – слёзы. Управлять своими переживаниями ребёнок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило в данный момент. Не умеет он «таиться», как взрослый, – у ребёнка все на виду, все выражается.
Источником переживаний малыша оказывается всё, к чему он прикасается, всё, что имеет для него интерес и значение. Это взаимоотношения с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми: остро чувствует ребёнок и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом на обиду.
Разумеется, на протяжении раннего и дошкольного детства происходит «воспитание чувств» – и они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Но любой взрослый, наблюдавший дошкольников, а тем более воспитатель, согласится, что, тем не менее, именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность ребенка- бесспорный психологический факт.
Ведущей деятельностью в дошкольном детстве отведено игре. О ней мы не будем говорить, очевидное мы знаем:
Игра для ребенка – это радость и удовольствие.
Игра облегчает адаптационный период.
Игра помогает установить доверительные отношение отношения с ребенком.
Игра – окно в мир взрослой жизни.
Игра способствует развитию речи.
Игра имеет значение для умственного развития.
Но все дети играют по-разному. И таких детей видно сразу. И не всегда эти игры нравятся воспитателям. А иногда совсем не нравятся.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?».
Правила работы с гиперактивным ребенком
Работать в начале дня, а не вечером.
Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
Делить работу на более короткие, но частые периоды.
Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Посадить рядом с собой на занятиях.
Использовать тактильный контакт
Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
Давать четкие, конкретные инструкции.
Поощрять сразу, не откладывая на будущее.
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Правила работы с агрессивным ребенком
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
Наказания не должны унижать ребенка.
Обучать приемлемым проявлениям гнева.
Давать ребенку проявлять гнев непосредственно после беспокоящего события.
Обучать распознавания собственного эмоционального состояния и состояния окружающих.
Развивать способность к эмпатии.
Расширять поведенческий репертуар ребенка.
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Учить брать ответственность на себя.
Правила работы с тревожным ребенком
Избегайте состязаний и каких-либо заданий, учитывающих скорость
Не сравнивайте ребенка с окружающими
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию
Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите ребенка, но так, чтобы он знал, за что
Чаще обращайтесь к ребенку по имени
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
Не предъявляйте завышенных требований
Будьте последовательны в воспитании
Старайтесь делать как можно меньше замечаний
Используйте наказание лишь в крайних случаях
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку.
1. Повышать самооценку ребенка:
называть ребенка по имени; хвалить ребенка в присутствии других детей (похвала должна быть искренней, т.к. дети очень остро реагируют на ложь); хвалить ребенка просто так нельзя, он обязательно должен знать, за что его хвалят;
хвалить даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны;
учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не может выполнить;
откажитесь от слов, унижающих достоинство ребенка, не сравнивать своего ребенка с другими, сравнивайте достижения ребенка с его же результатами.
2. Обучать ребенка умению управлять своим поведением:
проводить доверительные беседы с ребенком о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях;
показать примеры в преодолении страха.
3. Снятие мышечного напряжения:
релаксация (под спокойную, приятную музыку);
игры на телесный контакт, массаж, ласковые прикосновения;
«рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок»);
игры на дыхание («воздушный шарик» – надуваем шарик руки на животе: вздох – шарик надули, выдох – сдули).
Направления коррекционной работы:
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.
Отработка навыков общения
Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверие к людям, доброты и т.д.)
Коллективные игры для тревожных детей
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение.
Ход игры: Все играющие стоят или сидят в кругу.
Ведущий: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, раздувайте щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу».
«Слепой танец»
Цель: развить доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение.
Ход игры: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1–2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".
Примечание. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. «Зрячий» двигает руками под музыку, а «слепой» пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1–2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
«Передай клубочек»
Цель: развитие групповых отношений, повышение самооценки, предоставление возможности узнать много приятного о себе от окружающих.
Ход игры: «Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек».
«Смелый капитан»
Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.
Ход игры: тревожный ребенок назначается капитаном.
Ведущий: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»
«Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Ход игры: Можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать историю имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и «волшебный стул». Игра проводится с группой не более 5–6 человек. Инструкция. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (имена тревожных детей лучше называть в середине игры!). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем». На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.
Именно игровой метод позволяет скорректировать все возникающие проблемы и сложности в работе с «трудными» детьми. Игра в детском саду, незаменимый помощник музыкального руководителя и воспитателя. Это то, что сближает взрослого и ребенка дошкольного возраста. Малыши чувствуют, что взрослые в него верят, доверяют ему. Единственный язык, который очень легко дается детям дошкольного возраста – это язык ИГРЫ.
Поэтому, на вопрос: «Что больше всего любят малыши?», можно не задумываясь ответить: «Играть».
В заключение надо сказать, что для всех «трудных» детей надо соблюдать следующее:
давать задания посильные для самостоятельного выполнения ребенком;
хвалить ребенка за все его победы;
запреты заменить на альтернативные решения;
наладить детско-родительские отношения;
наладить физический контакт.
Если соблюдать все эти правила, тогда «трудный» ребенок станет вашим помощником.
Список использованной литературы и источников.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»: АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008
Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М; 1985
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. Пособие. – М: Проспект, 2012. – 464 с.