Материал на проверке

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования

2
0
Материал опубликован 15 October 2015

Школа как главнейшая часть общественно-государственного организма никогда не оставалась, не имела возможность остаться в изоляции от происходящих в стране масштабных социально-экономических перемен.

Главнейшая черта современного обучения – его тенденция на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных изменений. Понятие «традиция» издавна вошло в педагогический обиход и употребляется для обозначения устойчивых процессов, направленностей и явлений, существующих длительное время и занимающих конкретное место в историко-педагогическом наследии.                Педагогические традиции содержат описание мыслей, ценностей, критериев производительности образовательного процесса, передаваемых от одного поколения педагогов к другому. Педагогическую традицию нужно рассматривать как закон, фиксирующий устойчивые взаимосвязи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый «метод становления человеческой культуры, в том числе и образования».

Педагогическую традицию в России оценивают сейчас как более устойчивый педагогический парадокс, главной чертой которого является национальная специфика.

Содержание педагогической традиции является система исторически сложившихся норм, ценностей, значений, мыслей и знаний педагогической теории и практики, получающих выражение в системе морали и права, художественной сфере и науке, имеющих отношение к педагогической деятельности.

Элементами педагогической традиции являются только наиболее значительные явления педагогического опыта – на самом деле, в случае если рассуждать следующим образом, что благодаря традиции возможно передавать все что угодно, в том числе и весьма элементарные вещи, то хоть какой процесс в педагогической сфере может быть отнесен к педагогической традиции.

Традиционным является урок. Одновременное занятие с целым классом, в процессе которого учитель рассказывает, передает знания, формирует умения и навыки, отираясь на предъявления нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учащимися, оценивает результаты данного воспроизведения.

Традиционное обучение по своей сути соответствует самому понятию преподавания, под которым опять же традиционно, понимается передача (трансляция) социокультурных методов существования и становления человека от одного индивида или же их сообщества к иному индивиду. При всем этом, с одной стороны поддерживается преемственность (воспроизводство) социокультурного навыка и человека, как его носителя, а если взглянуть под другим углом, создаются условия для появления новейших социокультурных методов деятельности и становления человека и тем самым перемены социокультурной среды.

Невозможно утверждать категорично, хотя, вполне вероятно, обычное для российских методической культуры доминирование учителя в организации познавательной деятельности учеников сдерживает распространение обучения, центрированного на учащегося, когда преподаватель на уроке « отступает в сторону» и весь процесс учения проходит в режиме самоорганизации.

Более весомым показателем российской педагогической традиции, существенно отличающим ее от каких-либо иных культур, можно считать условно жесткую дисциплину на уроке, неодобрительное отношение к громкому общению школьников между собой в период классной работы, также нетерпимость к невнимательности учеников, их равнодушию к содержанию заданий, пассивности и неучастию в работе. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя нацелена, прежде всего, на сообщение знаний и методов действий, которые передаются ученикам в готовом виде, созданы для воспроизводящего усвоения; преподаватель считается единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Для российской методической культуры сильная позиция учителя на уроке принимается как наиболее привычная, оправданная и важная, нежели сильная позиция учащегося.

В ходе реализации главных направлений модернизации появляются явления и направленности, определяющие глубинные предпосылки и причины единой ориентации образования на положительные перемены.

В конкретной степени это связывается с отказом от классических стандартов в обучении, с зарождением гибкой вариативной образовательной среды, развитием регионального компонента содержания преподавания, воплощением идей постоянного образования, осуществлением его социально-культурной, национально-региональной, экологической и информационно-технологической ориентации.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как эффект инновации. Термин «инновация», «инновационный процесс» в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Впрочем в последнее время обстановка значительно изменилась. Эти определения обширно употребляются и в педагогике, что бесспорно является следствием объективных процессов, происходящих в области образования и призванных сформировать отлаженную систему внедрения инновации с целью реализации одного и

из основополагающих принципов современного образования – воспитание гармонически развитого человека, со сформированным инновационным мышлением, инновационной культурой. Вследствие этого инновационный образовательный процесс, разворачиваемый в педагогическом коллективе, активного участия в изысканиях любого преподавателя, что станет способствовать формированию инновационной культуры всего коллектива.

Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, сплетенная с другим взглядом и раскладом к образовательному процессу.

Инновационная деятельность – это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности с помощью создания, распространения и освоения новейших образовательных систем или же каких-либо их новейших компонентов.

С введением в образовательный процесс прогрессивных технических средств преподавания он выступает как консультант, советчик, аниматор педагог. Это требует от него, особой педагогической подготовки, поскольку в профессиональной деятельности реализуются не только узкоспециальные, предметные знания, но и знания в сфере педагогики и психологии, технологии преподавания и воспитания. На этой базе складывается готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Инновационная деятельность становится неотъемлемым компонентом собственной педагогической системы. Процесс формирования профессионально – педагогической культуры учителя в школе тем успешнее, нежели более он ориентирован на создание инновационной образовательной среды.

Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, связанная с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

В основе инновационных процессов педагогики изучение, обобщение и распространение опыта работы преподавателей и введение новейшего и, современного в массовую практику, чтобы сделать стиль деятельности и мышление более современным. Следовательно, итогом инноваций должно быть применение  теоретических и практических новшеств в целостном педагогическом процессе.

Инновации ведут к таким изменениям в целях, критериях, содержании, средствах, способах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые характеризуются новизной, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в общем или же некоторых его компонентах, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на введение новшества, согласованы с иными осуществляемыми нововведениями. Понятие образовательной среды обусловлено взаимосвязанными факторами (условиями), обеспечивающими образование. Нас интересует понятие среда конкретизированное в педагогическом аспекте. Это образовательная среда. Под образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или же косвенно воздействуют на личность в режиме обучения, воспитания и развития.

Инновационная образовательная среда это открытая система, которая аккумулирует внутри себя целенаправленно создаваемые организационно-педагогические, процессуально-технологические, информационные ресурсы и на единых ценностно-целевых основаниях гарантирует инновационность, как способ и механизм формирования компонентов педагогической культуры.

В свойствах и характеристике образовательной среды объективно заложена способность оказывать воспитательное воздействие. Данная способность составляет ее воспитательный потенциал, который может быть актуализирован целенаправленной системой педагогических действий.

Инновационная образовательная среда это открытая система, которая аккумулирует внутри себя целенаправленно создаваемые организовано-педагогические, процессуально-технологические, информационные ресурсы.

А значит, инновационная образовательная среда преобразует содержание образования, активизирует традиционные и стимулирует развитие новейших форм деятельности учителей и учащихся и, наоборот, сама среда развивается благодаря созидательным процессам, в которых участвуют и учителя и учащиеся.

Результатом формирования инновационной образовательной среды рассматривается как среда, формирующая педагогическую культуру.

Реализация концепции формирования педагогической культуры учителей как педагогической деятельности опосредована выбором методов, приемов, средств осуществления его и опора на принципы: научности; систематичности и последовательности; сознательности и активности.

В настоящее время взаимосвязь между современным, высококачественным образованием, духовно-нравственным воспитанием и возможностью построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства неоспорима. Для страны, которая ориентируется на динамичный и стабильный путь становления, жизненно важно создать баланс и сохранить баланс традиций и новации в образовании.

Таким образом, понятие «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиции.

Традиционная деятельность наилучшим образом осуществляется в беспроблемной, внутренне понятной ситуации, инновационная – лишь в проблемной (творческой).

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования.

Инновационное обучение ориентировано на формирование у человека таких качеств и умений, которые дадут возможность ему создавать новые продукты, нормы, правила.

Модернизируя традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяем разработку моделей преподавания как организации достижения учащимися четко зафиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс нацелен на традиционные дидактические задачи репродуктивного преподавания, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко зафиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.  Преобразуя традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяем разработку моделей преподавания как инициируемую учащимися освоения нового опыта. В рамках данного подхода к обучению целью считается развитие у учащихся способности осваивать новый навык; ориентиром деятельности преподавателя и учащихся является порождение новых знаний, приемов действий, личностных смыслов.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в сфере образования, будут решены при помощи всевозможных педагогических инноваций.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.