Статья на тему «Педагогические условия внедрения инновационных технологий»
Ищук Елена Николаевна
учитель начальных классов,
высшей категории,
МБОУ «СШ № 53
г. Мариуполя»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Статья знакомит с теоретическими и практическими вопросами реализации исследовательской деятельности обучающихся младших классов, методами и приёмами организации учебного исследования.
Ключевые слова: исследование, проектирование, гипотеза, методы,эксперимент.
Исследование создает новое знание.
Нил Армстронг
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на переоценку роли исследовательских и проектных методов обучения в практике массового образования. Государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования [1].
Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания - и «учение активное» - посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Несмотря на ожесточенные споры в отношении самой возможности деления учения на «пассивное» и «активное», невозможно не заметить, что речь идет о двух принципиально разных путях получения образования. Новейшие разработки по этому вопросу раскрыты в трудах А.И.Савенкова «Методика исследования обучения младших школьников» (2015 год), А.В.Леонтович «Исследовательская деятельность учащихся»(2014 год).
Дома и в школе дети получают знания об окружающем мире, но знания так и остаются знаниями, дети упорно не желают верить на слово. Они все проверяют сами - удивляются, радуются, получая собственный жизненный опыт. Ребенок рождается исследователем. Исследовательская поисковая активность - его естественное состояние.Главный мотив к исследованию - любознательность, но в этом возрасте дети еще не владеют инструментами познания. В школе ребенок овладеет инструментами познания и, в сочетании с природной любознательностью, у него будет развиваться исследовательская позиция к миру. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить
несложные правила:
• Всегда подходить к проведению этой работы творчески.
• Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
• Не сдерживать инициативу детей.
• Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
• Не спешить с вынесением оценочных суждений.
• Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
• Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.
• Учить детей прослеживать связи между различными предметами,
событиями и явлениями.
• Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения
проблем исследования.
• Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
Для эффективности исследовательского проекта нужно:
1.Обосновать выбор темы:
- я увидел, мне стало интересно...
- рассказали, и мне стало интересно...
- мне захотелось узнать подробнее...
2. Сформулировать цель:
- узнать...
- исследовать...
-рассказать другим...
3. Выдвинуть гипотезу:
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если…»[2]. Заметим, что чем больше выдвинуто гипотез, тем интереснее получится работа.
4.Организовать исследования. Определить методы работы.
Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира [2].
• Формы работы:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги по теме;
- спросить у других людей, что им известно по твоей теме;
- познакомиться с кино- и телефильмами по теме работы;
- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет;
- если возможно, провести опыты, наблюдения или эксперименты;
- составить чертежи, схемы, таблицы, рисунки;
- выполнить модели.
• Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и многие другие.
Задания:
Подумай, какие наблюдения ты можешь провести для отработки своих гипотез, какими приборами ты можешь воспользоваться при этом.Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
• Провести эксперимент.
Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт[2]. Это самый главный метод познания в большинстве наук.
Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Задания:
Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Запиши план и результаты эксперимента.
5 . Подготовить текст выступления.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты твоей работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по плану:
1) Почему избрана тема.
2) Какую цель ты преследовал в своей работе.
3) Какие ставил задачи.
4) Какие гипотезы проверял (для исследовательской работы).
5) Какие использовал методы и средства.
6) Каким был план исследования или проекта.
7) Какие результаты получил.
8) Какие выводы сделаны по итогам работы.
9) Что можно ещё сделать в этом направлении.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Родители, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Варианты тем:
- фантастическая (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальная;
- изобретательская;
- теоретическая.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати.
Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал оформляется, и ребенок готовится выступать на классном часе или на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников
Цель исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Список литературы:
1.Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 21-НП от 30.03.2022 г.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - Издательство «Азь», 1992.
3.Савенков А.И.Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2011, 208 с.
4.Исследовательская деятельность О.А. Леонтовича:
http://lse2010.narod.ru/index/0-27
5.Зарицкая В.Г. Теоретические и организационно-педагогические тенденции развития инноваций в условиях внедрения новых образовательных стандартов//Педагогическая сокровищница. -2016.№2