Педагогический потенциал народной педагогики

1
0
Материал опубликован 18 September 2020

Предварительный просмотр презентации

ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» Лекция по этнопедагогике Педагогический потенциал народной культуры Шацк 2020 Преподаватель общеобразовательных дисциплин М.Н. Королёва

Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть к новому принадлежим.   Вадим Шефнер, (1915 – 2002) советский русский поэт и прозаик, фантаст, переводчик. 

Цели и задачи Узнать: 1.Кто стоял у истоков народного воспитания? Что оставили нам в наследии?   2. Попробовать разобраться в педагогическом потенциале народных праздников, обычаев, обрядов и традиций русского народа. 3. Вспомнить тех педагогах, которые уделяли народному воспитанию огромное значение. 4. Узнать, кто ввёл в обиход термин «этнопедагогика» и какое место эта наука имеет в современном мире. 5. Выделить воспитательные и образовательные функции этнопедагогики в формировании мировоззрения, любви к родному краю, истории, традиций, народной культуры, любви всего, того что досталось от наших предков и что мы должны свято хранить.

Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Народное воспитание в наследии классиков педагогики Ян Амос Коменский Родоначальник педагогики был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Патриотическая преданность своему народу побудила Каменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. «Только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов». 1592-1670

Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностям и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культурой межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности. Три принципиальные установки К.Д. Ушинского имеют для нас определяющее значение: 1. Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. 2. В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. 3. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое. Константин Дмитриевич Ушинский 1824-1870

Он как бы суммирует и своеобразно трансформирует две великие, две богатейшие и древнейшие культуры – русскую и украинскую. Для Макаренко, как и для Коменского и Ушинского, народ – величайший педагог. Единство – главное качество гражданина. 1888-1939 Антон Семёнович Макаренко

Василий Александрович Сухомлинский 1918-1970 Своим учителем называл Макаренко. Духовное богатство личности прежде всего часть духовного богатства нации. Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык – духовное богатство народа». «В какой бы далекий уголок нашей Родины не забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели». «Храни и почитай память об умерших. У кого нет в душе прошлого, не может быть и будущего».

В основе межнациональных отношений В.А. Сухомлинский считал что должны лежать следующие заповеди: 1. Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека; 2. Знай, что твое неразумное, холодное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. 3. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Помириться со злом, значит самому быть злым, безнравственным. 4. Большое зло унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающий уважения, а другого человека – «мелкой пылинкой». 5. Дорогим для тебя должно стать не мое, а наше, т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности.

Геннадий Никандрович Волков 1927-2010 Педагог, профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, является основателем этнопедагогичекой школы. Ему принадлежит авторство единственной в мире книги «Этнопедагогика», которая утверждена в качестве учебника для учебных заведений различных ступеней. Концепция Волкова признана на уровне государственной. Под его научным руководством выпущено около ста кандидатов и докторов педагогических наук, которые привносят энопедагогические идеи в своих республиках. Волковым были сформулированы и освещены основные цели и задачи этнопедагогической школы, а также прописаны основные концептуальные положения. Его утверждение, что в народной педагогике сконцентрирована сила гармонизации межнациональных отношений неоднократно нашло свое подтверждение.

В трудовом народе испокон веков выработались самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Г.Н. Волков

Г.Н. Волков выделил следующие проблемно-тематические разделы научной этнопедагогики: 1 Основные педагогические понятия народа. 2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.). 3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному). 4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово). 5. Методы воспитания. 6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.) 7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания. 8. Организация воспитания и ее педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.). 9. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные педагоги и т.д.; их педагогические принципы и мысли)

Этнопедагогика - наука, предметом изучения которой является народная педагогика как  традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Термин введён и популяризирован Г. Н. Волковым в 1972году

Красной нитью в этнопедагогике проходит мысль о необходимости верного служения Родине, защите ее безопасности, приумножении ее богатства и славы в созидательном труде, бережного, уважительного отношения к истории народа, его языку, культуре, просвещению, традициям и нравам. Гражданин страны должен обладать такими качествами как широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства. Именно такие люди, обладающие национальным самосознанием, способны возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку. Основными источниками народного воспитания являются народные праздники, обряды, обычаи, традиции, игры, игрушки, фольклор. Народная педагогика будет способствовать развитию национального самосознания, воспитанию общечеловеческих ценностей.

Зачем в современном обществе нужно знание культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. «Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации». Г.Н. Волков

Этнопедагогика в семейном воспитании Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье опора народа и государства. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. На вопрос «Когда человек счастлив?» мы ответим словами народной мудрости: «Человек счастлив тогда, когда он утром спешит на работу, а вечером домой». Дом, Семья и Семейный очаг- это святые понятия.

Мать – пример в становлении на жизненный путь. «Не бойся работы, пусть она боится тебя», она добрая советчица. Мудрость гласит: «Отец формирует разум, а мать - пестует тело и душу». Образ матери – сильный образ.   Материнское воспитание Святые заповеди отца Отец стремится дать нам хорошее образование. «Умный человек пригоден всем»,- говорит он нам. Он учит нас труду. Его любовь к нам является стимулом в формировании таких черт, как любовь, уважение к родителям, трудолюбие, честность, порядочность, доброта и отзывчивость. 

«Кто не любит стариков, не любит и детей» Традиции этнопедагогики семьи ведущее место в семейном воспитании отводят людям старшего поколения - дедушке и бабушке. Место дедушки и бабушки в народной педагогике определялось аксиомой о том, что    «Дедушка поддерживает порядок во дворе, бабушка – тепло в доме». Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Семь правил семейной жизни 1.Стремиться, насколько это, возможно, достигать в семье согласия, взаимопонимания и гармонии. 2.Ориентироваться на доброжелательный стиль и тон общения в семье. 3.И трудности, и радости, и неудачи, и успех- все вместе. 4.Почитать старших и помогать младшим. 5.Чередовать труд и отдых. 6.Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники. 7.Стремиться проводить воскресные дни вместе, желательно на природе.

Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В по­вседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово - божественно. Вот что пишет о языке Фазиль Искандер: «Язык - величайшее, мисти­ческое явление человеческого существования. Я даже не знаю, могут ли быть какие-то достоверные объяснения его появлению. Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. В отношениях между народами нет никакого иного пути, кроме поиска взаимопонимания. Любой иной путь - это путь на­силия, разрушения, презрения к человеку». Можно было бы доба­вить еще: презрения к народу... И нет насилия более невыносимо­го, чем насилие над национальным языком. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой вы­соте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания.

В зрелом возрасте, умудрённые житейским опытом, с теплотой и нежностью вспоминаем мы незатейливую колыбельную, которую нам напевала мама или бабушка. «Колыбель» - от глагола колыбать (качать, колыхать) По мнению психологов, дети, которым пели колыбельные песни: послушны, спокойны; более развиты интеллектуально; у них более развита память; развиты вкус, музыкальность; усваивает национальные мелодии и понятия; ощущает любовь окружающих; осознает свою значимость..  Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную связь между матерью и ребенком.

Сказки как средство народной педагогики  Сказки - художественно-литературные произведения являются областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. В сказках содержатся педагогические идеи, являются важным воспитательным средством в течение столетий, выработанным и проверенным народом.   Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. 

 В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.  Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу». 

  Материалом для сказок служила жизнь народа, его счастье, вера, окружающая природа. Сказки отражают лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность- это сделало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. В сказках отражаются межнациональные связи народов, совместная борьба против иноземных врагов. Положительным героям, как правило, помогает сама природа.  Оптимизм. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, страдания, неудачи положительного героя сменяются радостью. Именно оптимизм усиливает воспитательное значение

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Удивительное дело — пословицы русского народа. Вроде бы всё про них известно. Это кла­дезь народной мудрости, учебник жизни наших дедов и прадедов, древо познания добра и зла. Это и удачно, в краткой форме выражен­ная по тому или иному поводу мысль. Это и просто пример красно­речия, произведение устного народ­ного творчества.

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции. .

Игровые и плясовые песни способствуют развитию свободной интонации голоса в соответствии со смыслом, действием. Развивают мышление, пластичность, содействуют в формировании певческого дыхания, пластики, моторики, координации движений, выработке умения двигаться под музыку.

Загадки - это замысловатый вопрос, который требует ответа. Содержание загадок всегда отражает жизнь человека, его деятельность, явления природы и все, что нас окружает. Загадки развивают  любознательность, сообразительность, наблюдательность, логику. Они могут служить и упражнениями в умении рассуждать, сравнивать, что-то доказывать. Загадки воспитывают пытливый ум.

Народные игры ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.  Жмурки

Хоровод -это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, - можно представить себя сильными, ловкими, меткими, развивать сообразительность и смекалку, почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Ярмарки - это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку.

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции: 1. Дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера. Обогащает детское представление о прошлом и настоящем народа. 2. Помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу. 3. Вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в счастливое будущее. 4. Способствует развитию художественно-образного и логического мышления, речи, фонематического слуха, наблюдательности. 5. Развивает память, воображение, наблюдательность, находчивость, сообразительность, умение сравнивать, сопоставлять, пополняет словарный запас, повышает культуру речи. 6. Сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, обогащает народной мудростью.

Педагогический потенциал народных праздников

Традиции и обычаи народных праздников Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды, отражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. На традиционные народные праздники всегда приглашались гости, и часто они были представителями других этносов. В связи с этим главной целью воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Основными задачами воспитания в процессе подготовки к народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, толерантности, стойких навыков и привычек безопасного поведения. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его.

Наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

В системе воспитания и формирования личности, праздник может стать действенным способом популяризации традиционной культуры, пропитанной национальным духом, нравственными основами русской культуры.

Праздник заключает в себе большие возможности в создании ситуации, приближённой к естественному бытованию жанров народного творчества, моральных норм и правил поведения. Формы его проведения разнообразны по степени близости к народным традициям: от номеров на сценической площадке до выхода на открытые природные территории (лужайка, лес, поле и другое). Во всем многообразии праздников, наиболее убедительными в воспитательном и популяризирующем аспектах будут те, которые ориентированы на народные традиции.

Традиционный уклад жизни наших предков с богатым культурно-ценностным потенциалом находит яркое проявление в традиционных праздниках. Это проявляется в следующем: во-первых, это обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год подчинялся ритму смены трудовых будней и праздничных дней. Праздник был необходим и жизненно оправдан, так как ознаменовал важнейшие события в жизни человека.

Во-вторых, праздник всегда являлся событием. На праздник собирались все, и все в нём участвовали. Кульминационным моментом праздника считалось совместное действо (пение, танец, трапеза). Это выступало как способ единения, причастности каждого человека к коллективу, обществу. Ритм праздника держали знатоки традиции «заводилы».

В-третьих, праздник ‒ это веселье, смех, разрядка, снятие напряжения и усталости, накопившейся негативной энергии. Каждый праздник русского народа сопровождался обрядовыми действиями, имевшими глубокий сакральный смысл.

Важно отметить, что праздник содержит в себе большой объем различной информации, которая содержится в символике мужского и женского костюма, праздничном оформлении пространства, обрядовой пище, играх и забавах и другом.

Русские народные праздники обычаи, обряды, традиции по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений”

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них. Итак, народные праздники оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.

Золотое правило этнопедагогики Без памяти нет традиций, без традиций-нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.