Педагогический проект «Повышение уровня информационной культуры младших школьников в процессе обучения с использованием ИКТ»
Автор проекта: Горбунова Н. А., учитель начальных классов МБОУ Сокольниковской СОШ Моршанского района Тамбовской области Педагогический проект Повышение уровня информационной культуры младших школьников в процессе обучения с использованием ИКТ
Актуальность Правительственная стратегия модернизации образования предполагает переход российской школы на компетентностный подход. В структуре ключевых компетентностей одной из важнейших является компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Считаю, что особую значимость задача формирования информационной культуры обретает в начальной школе как важном этапе познавательного развития личности
Противоречия между: огромным потоком информации и ограниченностью человеческих возможностей к ее восприятию; современными требованиями к информационной грамотности и традиционным содержанием образовательных программ; задачами, которые ставятся в федеральных целевых программах по информатизации образования, и отсутствием целостной государственной концепции информационного образования и формирования информационной культуры младших школьников.
Проблема При поступлении в школу дети имеют недостаточный уровень развития навыков работы с различными источниками информации, отличаются социальной пассивностью, низким уровнем развития познавательной деятельности.
Цель проекта Повышение уровня информационной культуры у младших школьников на основе применения ИКТ в урочной и внеурочной деятельности
Задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую, \ научно-методическую литературу по проблеме использования ИКТ для повышения уровня информационной культуры младших школьников ; \ создать оптимальные условия для развития у обучающихся начальных классов умений искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты; совершенствовать приемы работы с различными источниками информации;\ способствовать овладению обучащимися прочными и глубокими знаниями через использование ИКТ;\ проанализировать результаты по использованию ИКТ для повышения уровня информационной культуры младших школьников.
Новизна В формировании информационной культуры в настоящее время преобладает моно – дисциплинарный подход, который сводится либо к обучению основам библиотечно – библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой. Новизна проекта заключается в комплексном использовании всех перечисленных средств в формировании информационной культуры обучающихся начальных классов.
Гипотеза проекта: Если использовать разнообразную систему средств формирования информационной культуры, то обучающиеся будут способны осуществлять взаимодействие с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному.
Целевая группа проекта: Целевая группа проекта: обучающиеся 2 класса Участники проекта: учитель начальных классов, школьный психолог, библиотекарь родители
Объект исследования: процесс использования ИКТ для повышения уровня информационной культуры младших школьников Предмет исследования: методика развития информационной культуры младших школьников в процессе обучения
Область исследования СМИ Видеофильмы Печатные пособия (картины, таблицы) Печатные и электронные учебники Интерактивные наглядные пособия Энциклопедии Интернет
Ожидаемые результаты: повышение мотивации к получению знаний стремление получать необходимые знания и умения самостоятельно умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы повышение качества знаний
Описание проекта Деятельность учителя Анализ методической литературы Создание условий для работы над проектом Проведение анкетирования,уроков с использованием элементов ИКТ, бесед, инструкций Оказание помощи при создании ученических проектов Анализ результатов Деятельность ученика Участие в анкетировании Чтение познавательной литературы по теме Выполнение инструкций Участие в беседах Создание самостоятельных проектов
Реализация проекта Этапы Сроки Задачи I этап Подготовительно- внедренческий диагностический II этап Основной (практическая деятельность по реализации проекта) III этап Контрольно-оценочный аналитический 2010-2011 учебный год Продолжительность 10-15 дней в начале учебного года Продолжительность - учебный го д Продолжительность 10-15 дней в конце 2011 учебного года 1. Определить цель и задачи проекта, выделить предмет и объект исследования, спланировать предстоящую деятельность. 2. Подготовить программно-методическое обеспечение. 3. Изучить методическую литературу. 1. Наблюдать за процессом обучения, проводить анкетирование, беседы. 2. Использовать ИКТ в учебном процессе. 3. Анализировать промежуточные результаты. 1. Обработать полученную информацию, соотнести полученные результаты с поставленной целью и задачами. 2. Осуществить анализ результатов работы над проектом.
Механизм реализации проекта Самостоятельный поиск информации – изучение – анализ – создание информационного продукта (творческие работы детей 1, 2, 3, 4) Организация тематических бесед по материалам СМИ, самостоятельная работа Посещение библиотеки (проведение презентаций) Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности Использование электронных образовательных ресурсов
Отслеживание качества знаний по основным предметам в начальной школе Психолого-педагогическая диагностика Анкетирование детей
Результативность В результате проведённого исследования были получены следующие наиболее значимые результаты. Качество знаний по предметам
Повышение мотивации к получению знаний
В результате использования ИКТ в учебной деятельности улучшились: рефлексивные умения поисковые (исследовательские) умения навыки самостоятельности умения и навыки работы в сотрудничестве коммуникативные умения презентационные умения и навыки.
Вывод Исследования показали, что использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности повышает уровень информационной культуры младших школьников. Таким образом, удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Интернет-ресурсы: http://uchportal.ru/ http://k-yroky.ru/ http://it-n.ru http: // festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru/ http://nayrok.ru/ http://school-collection.edu.ru/