Автор проекта:
Горбунова Н. А., учитель начальных классов
МБОУ Сокольниковской СОШ
Моршанского района Тамбовской области
Педагогический проект
Повышение уровня информационной культуры младших школьников в процессе обучения с использованием ИКТ
Актуальность
Правительственная стратегия модернизации образования предполагает переход российской школы на компетентностный подход.
В структуре ключевых компетентностей одной из важнейших является компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Считаю, что особую значимость задача формирования информационной культуры обретает в начальной школе как важном этапе познавательного развития личности
Противоречия между:
огромным потоком информации и ограниченностью человеческих возможностей к ее восприятию;
современными требованиями к информационной грамотности и традиционным содержанием образовательных программ;
задачами, которые ставятся в федеральных целевых программах по информатизации образования, и отсутствием целостной государственной концепции информационного образования и формирования информационной культуры младших школьников.
Проблема
При поступлении в школу дети имеют недостаточный уровень развития навыков работы с различными источниками информации, отличаются социальной пассивностью, низким уровнем развития познавательной деятельности.
Цель проекта
Повышение уровня информационной культуры у младших школьников на основе применения ИКТ в урочной и внеурочной деятельности
Задачи:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую, \
научно-методическую литературу по проблеме
использования ИКТ для повышения уровня
информационной культуры младших школьников ; \
создать оптимальные условия для развития у обучающихся
начальных классов умений искать информацию,
ориентироваться в многообразии информационных ресурсов,
выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты;
совершенствовать приемы работы с различными
источниками информации;\
способствовать овладению обучащимися прочными и
глубокими знаниями через использование ИКТ;\
проанализировать результаты по использованию ИКТ для
повышения уровня информационной культуры младших
школьников.
Новизна
В формировании информационной культуры в настоящее время преобладает моно – дисциплинарный подход, который сводится либо к обучению основам библиотечно – библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой.
Новизна проекта заключается в комплексном использовании всех перечисленных средств в формировании информационной культуры обучающихся начальных классов.
Гипотеза проекта:
Если использовать разнообразную систему средств формирования информационной культуры, то обучающиеся будут способны осуществлять взаимодействие с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному.
Целевая группа проекта:
Целевая группа проекта:
обучающиеся 2 класса
Участники проекта:
учитель начальных классов, школьный психолог, библиотекарь
родители
Объект
исследования:
процесс
использования ИКТ
для повышения уровня
информационной
культуры
младших школьников
Предмет
исследования:
методика развития
информационной
культуры
младших школьников
в процессе обучения
Область исследования
СМИ
Видеофильмы
Печатные
пособия
(картины,
таблицы)
Печатные и
электронные
учебники
Интерактивные
наглядные
пособия
Энциклопедии
Интернет
Ожидаемые
результаты:
повышение
мотивации
к получению
знаний
стремление
получать
необходимые
знания и умения
самостоятельно
умение искать
информацию,
ориентироваться
в многообразии
информационных
ресурсов
умение создавать
обучающимися
исследовательские
и проектные работы
повышение
качества знаний
Описание проекта
Деятельность учителя
Анализ методической литературы
Создание условий для работы над проектом
Проведение анкетирования,уроков с использованием элементов ИКТ, бесед, инструкций
Оказание помощи при создании ученических проектов
Анализ результатов
Деятельность ученика
Участие в анкетировании
Чтение познавательной литературы по теме
Выполнение инструкций
Участие в беседах
Создание самостоятельных проектов
Реализация проекта
Этапы
Сроки
Задачи
I этап
Подготовительно- внедренческий
диагностический
II этап
Основной (практическая деятельность по реализации проекта)
III этап
Контрольно-оценочный
аналитический
2010-2011 учебный год
Продолжительность 10-15 дней в начале учебного года
Продолжительность - учебный го д
Продолжительность 10-15 дней в конце 2011 учебного года
1. Определить цель и задачи проекта, выделить предмет и объект исследования, спланировать предстоящую деятельность.
2. Подготовить программно-методическое обеспечение.
3. Изучить методическую литературу.
1. Наблюдать за процессом обучения, проводить анкетирование, беседы.
2. Использовать ИКТ в учебном процессе.
3. Анализировать промежуточные результаты.
1. Обработать полученную информацию, соотнести полученные результаты с поставленной целью и задачами.
2. Осуществить анализ результатов работы над проектом.
Механизм реализации проекта
Самостоятельный поиск
информации – изучение – анализ –
создание информационного продукта
(творческие работы детей 1, 2, 3, 4)
Организация
тематических бесед
по материалам СМИ,
самостоятельная работа
Посещение библиотеки
(проведение презентаций)
Использование ИКТ
в урочной и внеурочной
деятельности
Использование
электронных
образовательных
ресурсов
Отслеживание качества
знаний по основным
предметам в начальной
школе
Психолого-педагогическая
диагностика
Анкетирование детей
Результативность
В результате проведённого исследования были получены следующие наиболее значимые результаты. Качество знаний по предметам
Повышение мотивации
к получению знаний
В результате использования ИКТ в учебной деятельности улучшились:
рефлексивные умения
поисковые (исследовательские) умения
навыки самостоятельности
умения и навыки работы в сотрудничестве
коммуникативные умения
презентационные умения и навыки.
Вывод
Исследования показали, что использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности повышает уровень информационной культуры младших школьников.
Таким образом, удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Интернет-ресурсы:
http://uchportal.ru/
http://k-yroky.ru/ http://it-n.ru
http: // festival.1september.ru
http://www.proshkolu.ru/
http://nayrok.ru/
http://school-collection.edu.ru/