12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соколова Евгения Ивановна1555
Россия, Челябинская обл., Копейск

Использование игровых технологий в обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями

«Игра – в значительной степени основа

всей человеческой культуры».

                                                                А.В. Луначарский

Задача начального обучения – научить ребёнка учится. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра – близкая, доступная, интересная деятельность для любых детей. Она увлекает, захватывает. Однако игра умственно отсталого ребёнка носит примитивный, однообразный характер. Они играют простыми бумажками, учебными принадлежностями, предметами одежды и т.д. Для учителя коррекционной школы важно научить детей играть коллективно, соблюдая правила, преодолеть пассивность, неуверенность общения.

Известно, что при интеллектуальной недостаточности нарушена не только познавательная деятельность, но и эмоционально-волевая сфера. И чем больше умственная отсталость, тем сильнее поражена деятельность анализаторов. Необходимо в обучении, опираясь на чувственное восприятие, зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, мышечное чувство, создать единую картинку изучаемого предмета. В первом классе уроки проходят как хорошо организованная игра по правилам: правильно сидеть, слушать учителя, поднимать руку, не выкрикивать с места и т.д.

Пример: урок по предмету «Мир природы и человека», тема «Овощи и фрукты». Учитель не только обсуждает c детьми как растут, где растут, когда собираем урожай, но и учит различать овощи и фрукты по форме (игра «Определи на ощупь»), по цвету, по вкусу (игра «Узнай, что это?»), что можно приготовить из них (игры «Поварёнок», «Варим борщ»). После такого «исследования» ребенок может дать характеристику каждого овоща, фрукта: самостоятельно или с помощью учителя.

Позже, на уроке русского языка, по теме «Признаки предмета» можно вспомнить эти рассуждения и заполнить на доске и в тетрадях заранее приготовленную таблицу:

Предмет: Кто? Что?

Признак: Какой? Какая? Какое? Какие?

Цвет

Форма

Вкус

     

     

     

     

Далее, предмет «Речевая практика», тема «Мы идем в магазин» педагог предлагает в числе других заданий, «посетить» магазин «Овощи и фрукты». Первого покупателя изображает учитель и просит продавца-ученика продать ему овощ зеленый, овальный, сочный, вкусный. Ребенок должен догадаться, что это – огурец и найти картинку соответствующую картинку.

Ещё один показательный пример – это применение игровых моментов на уроках математики при изучении таблицы умножения. Практика показывает, что даже те, кто поняли, что такое умножение, затрудняются при её использовании в нужных моментах урока, не говоря о применении в жизни. Учителя коррекционных школ редко могут рассчитывать на помощь родителей в качественном выполнении домашнего задания. Ребёнок всё должен понять, запомнить, закрепить на уроке. В качестве устного счёта, или разминки предлагаю следующую игру: Я - 2×1=2, 1-й ученик: я - 2×2=4 и т.д. по цепочке. Затем – в обратном порядке, после этого деление аналогично. Кто использует это упражнение знают, как трудно оно даётся детям. Очень помогает при изучении таких тем мультимедийная презентация с недостающими компонентами умножения. Ребята, уже с начальной школы знают, что лучшие выпускники получают профессию каменщика, поэтому игру «Строим стену» любят все. Идея – проста: из «карточек-кирпичиков» и магнитов выкладываем таблицу умножения, деления на доске. Пользуюсь этой идеей не только при умножении, а и при сложении и вычитании. Интерес к ней не ослабевает до конца 4-го класса.

Хотелось бы остановиться ещё на одном примере применения игр на занятиях по внеурочной деятельности «Я – человек, ты – человек, мы – люди», тема «Посей любовь, где ненависть». На этих занятиях мы говорим о доброте, толерантности, отзывчивости, милосердии. В интернете много опубликовано игр и упражнений на эту тему. Я их использую, но хотелось бы напомнить одно из них: упражнение: «Бумеранг»

Учитель: Что такое бумеранг?

Предполагаемые ответы детей: это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Учитель: Верно. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру с таким же названием. Я буду говорить начало фраз, а ваша задача - угадать их окончания, вспомнив похожую историю из вашей жизни. Например, «Я взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную, липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…» Ответ: Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.

Фразы для обсуждения:

  • Я приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…
  • Я забыл дома ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…
  • На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…
  • Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…

Игра «Солнечный АРТ-ЗАБОР»: Более лет назад М. Твен написал книгу о приключениях Тома Сойера. Одним из самых смешных моментов стала история с наказанием Тома: ему пришлось белить забор. Благодаря своей находчивости он не только привлек к этому делу своих друзей, но ещё и заработал на этом массу полезных мелочей. Идея Тома – замечательная, и сегодня мы будем использовать. Украшать наш забор мы будем теми качествами личности, которые красят человека.

Разговор о доброте, как правило, не заканчивается с окончанием темы и выливается в проект «Твори добро!».

Таким образом, учителя коррекционной школы сама жизнь заставляет строить образовательный процесс так, чтобы игровые формы присутствовали и на уроках, и во внеурочной деятельности. Ведь, именно, в игре одни дети раскрываются с лучшей стороны, что способствует их дальнейшей социализации, а другие – показывают свои негативные стороны, которые могут корригироваться в дальнейшей деятельности.


 

Литература:

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 1991

2. Кнушевицкая Н.А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014

3. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1982

4. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития, 1997

5. Феоктистова В.Ф., Плиева Л.В. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. – Волгоград: Учитель, 2010

 6. https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/04/16/programma-vospitaniya-kultury-tolerantnosti

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ольга Владимировна, 11.04.18 в 18:58 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!!!!!!!!!!!!
Соколова Евгения Ивановна, 12.04.18 в 13:38 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку! Ваше мнение очень ценно и приятно!
Дементьева Ирина Михайловна, 01.05.18 в 03:02 1 Ответить Пожаловаться
С ПОБЕДОЙ, ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА!!!!!!!!!!!

Соколова Евгения Ивановна, 01.05.18 в 04:52 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Михайловна! За букет - отдельная благодарность! Ура!!!!
Сафонова Елена Валерьевна, 01.05.18 в 06:16 1 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с заслуженной победой!
Соколова Евгения Ивановна, 01.05.18 в 09:25 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Валерьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.