Формирование культуры общения младших школьников.
Задача формирования культуры общения у школьников стала одной из главных современной школы, так как от степени ее сформированности зависит и результативность воспитанности и развития личности в целом. Начальная школа в этом плане –особенно ответственный период в жизни ребёнка, так в этом возрасте ребенок начинает активно вступать в общественные отношения.
Младший школьный возраст является сензитивным для индивидуального, личностного развития. Поведенческие регуляторы, сформированные в этот период, в дальнейшем отличаются устойчивостью и во многом предопределяют будущий облик человека, его жизненную позицию, взаимоотношения с другими людьми. Одним из условий развития детской личности является ее общение со сверстниками и другими людьми в игровой деятельности, в которой она познает окружающую действительность, овладевает общественным опытом, социальным поведением, ценностными ориентациями. Работая с детьми, учителя предоставляют большое внимание развитию их поведения на занятиях, в играх, труде и ограниченно оценивают возможности ежедневной, бытовой деятельности.
Культура общения предполагает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
На основании анализа педагогической теории и практики в контексте проблемы исследования мы выделили следующие противоречия между: потребностью общества в формировании культуры межличностного общения младших школьников и недостаточной научно-методической разработанностью этой проблемы.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования культуры межличностного общения младших школьников ?
В основе мышления младшего школьника лежат знания, приобретенные в школе. Поэтому умственные операции менее связаны с непосредственной наглядной опорой. Ребенок овладевает умением выполнить операцию в «умственном плане». Происходит обогащение содержания его понятий, ребенок узнает множество свойств и признаков. Выучивается определять существенные признаки и отделять от второстепенных. Поэтому важно здесь умение видеть связи и отношения между понятиями, овладевать принципами классифицирования. Мышление не должно развиваться насильно под давлением извне, ибо это будет лишь тормозить формирование у младшего школьника стремление к познанию, составляющего характерную черту развивающейся личности в этом возрасте [9, c.115].
В. В. Давыдов считает, что в основе общего психологического развития младших школьников лежит процесс формирования у них в ходе выполнения учебной деятельности теоретических знаний, содержательной рефлексии, способности к анализу и планированию. Этот процесс предопределяет существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Усвоение младшими школьниками теоретических знаний в процессе решения учебных задач, посредством соответствующих действий требует ориентации на существенные отношения изучаемых предметов. Осуществление такой ориентировки связано с выполнением детьми рефлексии, анализа и планирования содержательного характера. Поэтому при усвоении младшими школьниками теоретических знаний возникают условия, благоприятствующие формированию в них этих психологических новообразований. Потребность в учебной деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, а как путь усвоение теоретических знаний при решении учебных задач школьники осуществляют восхождение от абстрактного мышления к конкретному [13, c.53].
Учебная деятельность вводит детей в сферу теоретических знаний и обеспечивает развитие у них основ теоретического сознания и мышления. Структура этой деятельности включает такие компоненты, как учебно-познавательная потребность и мотивы, учебная задача, соответствующие действия и операции. Специфика учебной задачи состоит в том, что при ее решении дети овладевают общим способом решения всех частных задач определенного класса. Учебные действия и операции, посредством которых они решают эти задачи, предполагают выполнение рефлексии, анализа и планирования теоретико-содержательного типа. Систематическое выполнение младшими школьниками развернутой учебной деятельности способствует развитию у них основ теоретического мышления.
На сегодняшний день достаточно хорошо известны методика наблюдения группового взаимодействия Р. Бейлза (248, 499-502) и фландерсовская система категорий взаимодействия (221, 158). Оба метода позволяют получить объективные результаты, однако в реальном педагогическом процессе требуют особых усилий по их организации.
Подробнее остановимся на тех методах, которые использовались нами для получения объективной информации о развитии культуры общения младших школьников.
Тест Розенцвейга - методика, созданная для выявления реакции личности на фрустрацию в коммуникативной ситуации. Несомненными достоинствами методики выступают следующие:
1) принадлежность к проективным методам изучения личности. Это позволяет неоднократно ее использовать и получать надежные результаты, так как младшие школьники склонны на задания опросных методик давать ожидаемые взрослым ответы;
2) наличие возрастной модификации теста, включающей специальный пакет стимульного материала, рассчитанный на детей от 8 до 12 лет;
3) многоаспектность получаемых данных. В ходе самого диагностического исследования можно наблюдать скорость речевого реагирования, наличие творческого подхода к решению сложных коммуникативных задач. Здесь же ярко проявляется агрессивность как способ типичной реакции ребенка на нестандартные ситуации общения (доминирование экстрапунитивных реакций). Применение теста дает материал о внутренних установках ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста, с педагогами и родителями.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное – безоговорочное признание авторитета учителя. В процессе социализации личности, становления ее нравственного поведения роль начальной школы огромна. Правильный подход к познанию процесса нравственного развития личности младшего школьника связан со знанием процесса психологического развития личности, его основных закономерностей и особенностей. В условиях современной начальной школы процесс воспитания ориентирован на формирование гармонически развитого человека, его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
В ходе формирования у учащихся начальных классов культуры межличностного общения важно учитывать и особенности усвоения ими знаний. Для прочного усвоения младшими школьниками теоретических знаний в процессе решения учебных задач посредством соответствующих действий необходима ориентация на существенные отношения внутри изучаемых предметов. Такая ориентация связана с осуществлением детьми рефлексии, анализа и планирования содержательного характера. Поэтому при усвоении младшими школьниками теоретических знаний возникают условия, благоприятствующие формированию в них названных психологических новообразований.
Список литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исследования. М., 1968.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 2010. -144 с.
Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. Л.: Издательство ЛГИК, 1989.-102 с.
Марьяшина, О.С. Формирование культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности в общеобразовательных учреждениях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Марьяшина Оксана Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2011.- 173 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 240 с