Использование сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников
Использование сингапурской методики
для повышения качества обучения младших школьников
Для многих творческих учителей не секрет, что модель сингапурского обучения показывает интерес, потому что направлена на повышение уровня мотивации и интереса учащихся к урокам. К алгоритмам , по которым осуществляется учёба детей приучают ещё с начала учебного процесса. Школьники привыкают к работе в коллективе, делают общие задания, учатся обсуждать их выполнение, вступают в дискуссии. На каждом уроке, раннее созданные группы учащихся разбиваются учителем, а вместо них формируются новые.
В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а после - американского специалиста. Также в основу методики заложены идеи Льва Семеновича Выготского, советских педагогов Василия Васильевича Давыдова и Данила Борисовича Эльконина.
Современный урок по Сингапурской методике - это:
- командные формы работы;
- обучение в сотрудничестве;
- ответственность каждого за результат;
- 3К - коммуникативность, креативность, критическое мышление.
Класс разбивается на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочими материалами: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и выполняют его. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются, и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, время ограничивается, дети активно обмениваются информацией и навыками. По сигналу учителя «стоп!» само-, взаимообучение прекращается, учителем начинается подведение общих итогов.
Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное английское название. Всего структур около 250, из них основные:
«мэнэдж мэт» (управление классом) — распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться; для реализации этой структуры ученические столы расставлены соответствующим образом: два стола сдвинуты вместе, ученики сидят за ними лицом друг к другу, двое из них неизбежно оказываются боком к школьной доске; дети - партнёры: партнеры по лицу, партнеры по плечу;
«хай файв» (сигнал тишины и привлечения внимания, концентрация внимания на поднятой ладони учителя) — используется после звонка в начале урока: учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!», а учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя, структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы. Данный прием можно заменить на хлопки: учитель делает два медленных хлопка и следом три быстрых; ученики отвечают двумя хлопками, показывая, что они готовы слушать учителя;
«клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой конкретного задания за конкретное время, после сигнала состав команды будет меняться, применяется при проверке домашнего задания;
«тик – тэк – тоу» (крестики – нолики) — составить предложение с обязательными словами в схеме, используя три слова, расположенных в любом ряду, по вертикали, горизонтали и диагонали (слова могут заменяться числами);
«сте зе класс» («перемешай класс») — ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку, после чего проводится общий анализ, и учащиеся в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем;
«конэрс» — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам;
«сималтиниусс раунд тейбл» — все четыре участника группы выполняют письменные задания на отдельных листочках или в тетради, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку;
«куиз – куиз – трейд» — опроси – опроси – обменяйся карточками;
«таймд пэа шэа» — два участника обмениваются полными ответами по заданию, время ограничивается;
«микс пэа шэа» — произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких или в полных ответах;
«микс фриз групп» — смешивание учащихся под музыку;
«тим чир» (время разминки) — веселое упражнение для поднятия настроения и духа, поощрения или выражения благодарности, кричалка.
Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.
Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый обучающийся по очереди играет роль учителя и ученика, педагог осуществляет так называемый «включенный контроль», слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Сторонники этой методики отмечают, что сингапурская методика обучения имеет ряд положительных моментов. Так, на уроке задействован весь класс, увеличивается разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую активность обучающихся. Ученикам, хотят они этого или нет, приходится учиться думать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность, повышается мотивация к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению образовательной программы.
Обратим внимание, что дети приучаются работать по определенному алгоритму выполнения действий по команде учителя. Выполнение алгоритма доведено до автоматизма.