Педагогический проект «Предметная неделя как форма работы по выявлению одаренных детей в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ №8)
Программа
Предметная неделя в начальной школе как форма работы по выявления одаренных учащихся по русскому и математике
Радченко Л.В.
учитель начальных классов
Ноябрьск
2024
Предметная неделя в начальной школе как форма работы по выявления одаренных учащихся по русскому и математике
Аннотация.
Предметная неделя – это одна из форм развития познавательной активности обучающихся.
Участие в предметной неделе даёт возможность младшему школьнику проявить свои творческие и интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов.
В ходе мероприятий используются игровые технологии, которые повышают интерес к урокам математики, облегчают восприятие, снижают напряжение, повышают эффективность.
Цель:
Через занимательные упражнения содействовать формированию интереса детей к математике, расширению их кругозора, развития математических способностей.
Задачи:
Развивать логическое мышление, внимание учащихся.
Выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний.
Воспитывать чувство ответственности и коллективизма.
Выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний.
Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одарённых детей
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
Задачи программы:
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
сформировать банк данных «Одарённые дети».
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными учащимися;
формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
творческая самореализация выпускника начальной школы;
обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
грамотное построение устной и письменной речи;
выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
самостоятельно создавать алгоритм действий;
обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
устанавливать аналогии;
владеть общим рядом приемом решения задач;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
использовать разные географические средства;
замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:
основы гражданской идентичности личности в формесознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
чувствосопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего
ответственность за судьбу России;
осознание ответственности человека за общееблагополучие своей этнической принадлежности;
Умения:
проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в
цели;
работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик,
оратор и др.
стремление к самосовершенствованию;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД:
замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
понимать значение работы над устранением ошибок;
находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
составлять внутренний план действий;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип развивающей и воспитывающей среды;
принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
принцип научности;
принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и учителей;
наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
участие в конкурсном движении;
непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания; овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением;
гуманизм в межличностных отношениях;
научность образования и воспитания;
индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
применение принципов развивающего обучения;
интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
Направления деятельности:
организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объединения;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
объединения дополнительного образования;
внеурочная деятельность;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
проектная деятельность;
посещение интеллектуальных и творческих кружков;
интеллектуальные игры, викторины;
ведение детских портфолио;
Методическая работа педагога:
самообразование;
повышение профессионального мастерства;
взаимопосещение занятий;
участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проведение открытых занятий;
подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
сформировать банк данных «Одарённые дети».
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренность – понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в большой массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Выявив одаренного ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов и учителя – предметника, в котором проявляется одарённость. Учителями школы созданы индивидуальные траектории для учащихся, которые успешно реализуются в работе.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей
1. Создать систему выявления одаренных детей:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное и профильное обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4.Общеразвивающие мероприятия— традиционные мероприятия в школе — предметные недели.
Предметные недели – достаточно традиционная часть внеучебной деятельности, привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в математической, либо в иной другой области учебной деятельности.
Предметная неделя в нашей школе – это одна из форм работы со способными детьми, средство мотивации и развития творческих и интеллектуальных способностей школьников. Именно предметные недели дают возможность выявить детей, у которых высокий уровень интеллектуальных способностей, развить их во внеурочной и внешкольной деятельности, дать реализоваться на конференциях, конкурсах и олимпиадах школы, города, области. В этом смысле недели можно сравнить с неким марафоном с элементами спортивного В рамках планирования учебно-воспитательной работы в школе составляются годовой план проведения предметных недель и план мероприятий, проводимых в рамках каждой предметной недели.
Цель Предметной недели:
Повысить уровень математического развития учащихся, формировать и поддерживать у учеников интерес к предмету.
Задачи Предметной недели :
· расширить кругозор по вопросам, касающимся, истории математики, занимательных математических задач, софизмов и т.п.;
· углубить представление учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;
· показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности; связь математики с другими науками.
· воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом;
· выявить учащихся с организаторскими способностями, математическими способностями;
· способствовать развитию личностных качеств учащихся, сближению учеников и учителей.
Проведение предметной недели – это не только и не столько развлечение для обучающихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
Можно выделить следующие задачи предметной недели:
-вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
-выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
-развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных детей и подростков.
Проблема интересной предметной недели, как и хорошего урока – это проблема такого сочетания различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности обучающихся и педагогическому замыслу учителя. Могут проводиться конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «блиц-турниры», конференции, экскурсии и многое другое.
-предметные олимпиады;
-нетрадиционные уроки по учебному предмету;
-мастер-классы лучших учителей учебного заведения;
-внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
-массовые социально значимые или научно-познавательные мероприятия.
Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях учебного заведения.
Предметная неделя в нашей школе – это одна из форм работы со способными детьми, средство мотивации и развития творческих и интеллектуальных способностей школьников. Именно предметные недели дают возможность выявить детей, у которых высокий уровень физических способностей, развить их во внеурочной и внешкольной деятельности, дать реализоваться на соревнованиях, конкурсах и олимпиадах школы, района. В этом смысле недели можно сравнить с неким марафоном с элементами спортивного праздника. В рамках планирования учебно-воспитательной работы в школе составляются годовой план проведения предметных недель и план мероприятий, проводимых в рамках каждой предметной недели.
Проведение предметной недели – это не только и не столько развлечение для обучающихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
По итогам предметной недели рекомендуется определить состав команд учебного заведения для участия в районных соревнованиях и предметных олимпиадах, провести набор в спортивное общество учащихся. Наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) могут поощряться администрацией школы, членами попечительского совета или спонсорами.
Одаренные дети – целый мир, особый мир детства, и мы, учителя, обязаны ставить своей целью, приоткрыть дверь в этот мир.
Предметная неделя по математике в начальных классах
Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
1. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
3. Воспитание самостоятельности, чувства ответственности, культуры коллективного общения
План
Понедельник – открытие недели, общешкольная линейка для 1-4 классов.
Вторник - Проголосуйте за любимую цифру класса. Вырежьте заготовку для будущей стенгазеты в виде этой цифры. Повесьте у двери класса.
Среда - Заполните анкету «Наш класс в числах». Прикрепите к своей стенгазете.
Четверг - Разгадайте математический ребус/задачу. Ответ выпишите, приклейте к стенгазете.
Пятница - Заполните стенгазету информацией о …
Цифре 0, Кто такой Пифагор? Что такое гексаэдр? Откуда взялся знак =? Назови фамилии великих математиков. Как считали в древности? Напиши информацию о нашей школе в числах. Напиши информацию о нашем городе в числах. Откуда к нам пришли цифры. Что такое циркуль? Какие объемные геометрические фигуры ты знаешь. Жизнь человека в числах. Самое большое число. Математические формулы. Стихотворения о цифрах. Математические загадки. Старинные меры длины.
Предметная неделя по русскому языку в начальных классах
Цель: создание условий для развития интереса учащихся к по русскому языку.
Задачи:
1. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
3. Воспитание самостоятельности, чувства ответственности, культуры коллективного общения
План
Понедельник – открытие недели, общешкольная линейка для 1-4 классов.
Вторник - Веселая грамматика, или Пишем грамотно!
1. Словарный диктант
2. Веселые загадки
3. Назови одним словом
4. Угадай, какое слово спряталось.
5. Три буквы – три звука
Среда - Говорим правильно! (лексика)
1. Конкурс чтецов стихотворений о зиме.
2. Найди лишнее слово.
3. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
(выполни иллюстрации к фразам для стенгазеты – дай определение этому лит. приему)
4. Замените в стихотворении выделенные слова синонимами. Запиши стих в стенгазете.
5. Надо так подобрать слово с противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение. Как называются эти слова в русском языке?
Четверг - Занимательная морфемика. (1. Сочиняем сказку. 2. «Собери слова»)
Пятница - Олимпиада по русскому языку (школьный этап)
1. Школьный этап олимпиады по русскому языку;
2. Представление итогового продукта коллективной работы – стенгазеты.
3. Закрытие недели русского языка.
Заключение
Организация работы с одаренными детьми способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Нельзя отрицать, что предметные недели помогают выявить одаренных детей и в дальнейшем построить работу учителя с учетом способностей обучающихся.