12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Радченко Лариса Владимировна144
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск
2

Педагогический проект «Предметная неделя как форма работы по выявлению одаренных детей в начальной школе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБОУ СОШ №8)












Программа

Предметная неделя в начальной школе как форма работы по выявления одаренных учащихся по русскому и математике














Радченко Л.В.

учитель начальных классов







Ноябрьск

2024

Предметная неделя в начальной школе как форма работы по выявления одаренных учащихся по русскому и математике

Аннотация.

Предметная неделя – это одна из форм развития познавательной активности обучающихся.
Участие в предметной неделе даёт возможность младшему школьнику проявить свои творческие и интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов.

В ходе мероприятий используются игровые технологии, которые повышают интерес к урокам математики, облегчают восприятие, снижают напряжение, повышают эффективность.

Цель:

Через занимательные упражнения содействовать формированию интереса детей к математике, расширению их кругозора, развития математических способностей.

Задачи:

Развивать логическое мышление, внимание учащихся.

Выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний.

Воспитывать чувство ответственности и коллективизма.

Выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний.

Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.















Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одарённых детей

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский



Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.



Цели работы с одаренными детьми:

выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;

самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

Задачи программы:

организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

организация проектной деятельности;

забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;

проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;

сформировать банк данных «Одарённые дети».

Ожидаемые результаты:

формирование системы работы с одаренными учащимися;

формирование положительной мотивации к учению у учащихся;

творческая самореализация выпускника начальной школы;

обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;

совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

развитие творческого и логического мышления учащихся;

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);

осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;

грамотное построение устной и письменной речи;

выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;

извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;

самостоятельно создавать алгоритм действий;

обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

устанавливать аналогии;

владеть общим рядом приемом решения задач;

выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;

понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;

использовать разные географические средства;

замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;

Личностные УУД:

основы гражданской идентичности личности в формесознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;

чувствосопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего

ответственность за судьбу России;

осознание ответственности человека за общееблагополучие своей этнической принадлежности;

Умения:

проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,

выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в

цели;

работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик,

оратор и др.

стремление к самосовершенствованию;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД:

замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;

оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);

адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;

составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;

прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;

самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;

понимать значение работы над устранением ошибок;

находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;

подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;

различать способ и результат действия;

Коммуникативные УУД:

эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;

с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;

анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;

выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

составлять внутренний план действий;

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

принцип развивающей и воспитывающей среды;

принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;

принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);

принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

принцип  научности;

принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);

принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;

принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;

принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;

принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и учителей;

наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;

работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;

тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

участие в конкурсном движении;

непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания; овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением;

гуманизм в межличностных отношениях;

научность образования и воспитания;

индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;

применение принципов развивающего обучения;

интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

Направления деятельности:

организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;

подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;

проведение массовых мероприятий внутри объединения;

обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

объединения дополнительного образования;

внеурочная деятельность;

конкурсы и конференции;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;

дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;

проектная деятельность;

посещение интеллектуальных и творческих кружков;

интеллектуальные игры, викторины;

ведение детских портфолио;

Методическая работа педагога:

самообразование;

повышение профессионального мастерства;

взаимопосещение занятий;

участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

проведение открытых занятий;

подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;

занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

сформировать систему работы с одарёнными детьми;

создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

сформировать банк данных «Одарённые дети».

совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

развитие творческого и логического мышления учащихся.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренность – понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные син­таксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в большой массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Выявив одаренного ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов и учителя – предметника, в котором проявляется одарённость. Учителями школы созданы индивидуальные траектории для учащихся, которые успешно реализуются в работе.

 Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей
1. Создать систему выявления одаренных детей:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное  и профильное  обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4.Общеразвивающие мероприятия— традиционные мероприятия в школе — предметные недели.

Предметные недели – достаточно традиционная часть внеучебной деятельности, привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в математической, либо в иной другой области учебной деятельности.

     Предметная неделя в нашей школе – это одна из форм работы со способными детьми, средство мотивации и развития творческих и интеллектуальных способностей школьников. Именно предметные недели дают возможность выявить детей, у которых высокий уровень интеллектуальных способностей, развить их во внеурочной и внешкольной деятельности, дать реализоваться на конференциях, конкурсах и олимпиадах школы, города, области. В этом смысле недели можно сравнить с неким марафоном с элементами спортивного В рамках планирования учебно-воспитательной работы в школе составляются годовой план проведения предметных недель и план мероприятий, проводимых в рамках каждой предметной недели.

Цель Предметной недели:

Повысить уровень математического развития учащихся, формировать и поддерживать у учеников интерес к предмету.

Задачи Предметной недели :

·        расширить кругозор по вопросам, касающимся, истории математики, занимательных математических задач, софизмов и т.п.;

·        углубить представление учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;

·        показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности; связь математики с другими науками.

·        воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом;

·        выявить учащихся с организаторскими способностями, математическими способностями;

·        способствовать развитию личностных качеств учащихся, сближению учеников и учителей.

Проведение предметной недели – это не только и не столько развлечение для обучающихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.

Можно выделить следующие задачи предметной недели:

-вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

-выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;

-развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных детей и подростков.

Проблема интересной предметной недели, как и хорошего урока – это проблема такого сочетания различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности обучающихся и педагогическому замыслу учителя. Могут проводиться конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «блиц-турниры», конференции, экскурсии и многое другое.

-предметные олимпиады;

-нетрадиционные уроки по учебному предмету;

-мастер-классы лучших учителей учебного заведения;

-внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;

-массовые социально значимые или научно-познавательные мероприятия.

Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях учебного заведения.

Предметная неделя в нашей школе – это одна из форм работы со способными детьми, средство мотивации и развития творческих и интеллектуальных способностей школьников. Именно предметные недели дают возможность выявить детей, у которых высокий уровень физических способностей, развить их во внеурочной и внешкольной деятельности, дать реализоваться на соревнованиях, конкурсах и олимпиадах школы, района. В этом смысле недели можно сравнить с неким марафоном с элементами спортивного праздника. В рамках планирования учебно-воспитательной работы в школе составляются годовой план проведения предметных недель и план мероприятий, проводимых в рамках каждой предметной недели.

Проведение предметной недели – это не только и не столько развлечение для обучающихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и  тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.

По итогам предметной недели рекомендуется определить состав команд учебного заведения для участия в районных соревнованиях и  предметных олимпиадах, провести набор в спортивное общество учащихся. Наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) могут поощряться администрацией школы, членами попечительского совета или спонсорами.

Одаренные дети – целый мир, особый мир детства, и мы, учителя, обязаны ставить своей целью, приоткрыть дверь в этот мир.



Предметная неделя по математике в начальных классах

Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Задачи:

1. Активизация познавательной деятельности обучающихся.

2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.

3. Воспитание самостоятельности, чувства ответственности, культуры коллективного общения

План

Понедельник – открытие недели, общешкольная линейка для 1-4 классов.

Вторник - Проголосуйте за любимую цифру класса. Вырежьте заготовку для будущей стенгазеты в виде этой цифры. Повесьте у двери класса.

Среда - Заполните анкету «Наш класс в числах». Прикрепите к своей стенгазете.

Четверг - Разгадайте математический ребус/задачу. Ответ выпишите, приклейте к стенгазете.

Пятница - Заполните стенгазету информацией о …

Цифре 0, Кто такой Пифагор? Что такое гексаэдр? Откуда взялся знак =? Назови фамилии великих математиков. Как считали в древности? Напиши информацию о нашей школе в числах. Напиши информацию о нашем городе в числах. Откуда к нам пришли цифры. Что такое циркуль? Какие объемные геометрические фигуры ты знаешь. Жизнь человека в числах. Самое большое число. Математические формулы. Стихотворения о цифрах. Математические загадки. Старинные меры длины.

Предметная неделя по русскому языку в начальных классах

Цель: создание условий для развития интереса учащихся к по русскому языку.

Задачи:

1. Активизация познавательной деятельности обучающихся.

2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.

3. Воспитание самостоятельности, чувства ответственности, культуры коллективного общения

План

Понедельник – открытие недели, общешкольная линейка для 1-4 классов.

Вторник - Веселая грамматика, или Пишем грамотно!

1. Словарный диктант

2. Веселые загадки

3. Назови одним словом

4. Угадай, какое слово спряталось.

5. Три буквы – три звука

Среда - Говорим правильно! (лексика)

1. Конкурс чтецов стихотворений о зиме.

2. Найди лишнее слово.

3. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

(выполни иллюстрации к фразам для стенгазеты – дай определение этому лит. приему)

4. Замените в стихотворении выделенные слова синонимами. Запиши стих в стенгазете.

5. Надо так подобрать слово с противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение. Как называются эти слова в русском языке?

Четверг - Занимательная морфемика. (1. Сочиняем сказку. 2. «Собери слова»)

Пятница - Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

1. Школьный этап олимпиады по русскому языку;

2. Представление итогового продукта коллективной работы – стенгазеты.

3. Закрытие недели русского языка.



Заключение

Организация работы с одаренными детьми способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых  знаний.

Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Нельзя отрицать, что предметные недели помогают выявить одаренных детей и в дальнейшем построить работу учителя с учетом способностей обучающихся.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.