12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
валентина144
Россия, Архангельская обл., ляховская

Предметная неделя русского языка

в начальной школе

Цели:

- привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;

- повысить общую языковую культуру;

- углубить и расширить знания, получаемые на уроках.

- развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

План проведения:

День первый:

1. Объявление о начале предметной Недели русского языка

2. Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках Недели русского языка. Выступления. Открытие недели.

3. Конкурс каллиграфии «Король письма» номинация «Золотое пёрышко»(2-4классы)

4. Конкурс плакатов «Занимательный русский язык» по классам

( к концу недели).

 

День второй:

Конкурс «Грамматический бой» (2-4классы)

конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку.

домашнее задание - конкурс «нарисуй пословицу».

 

День третий:

1.Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок «Час народной мудрости».

2. творческий конкурс» «Нарисуй пословицу» ( выставка, итоги)

3. «отгадай ребус» конкурс на лучшего ученика по разгадыванию ребусов.

День четвёртый:

1.Конкурс «Весёлый наборщик»

2. Конкурс письма «Король письма» номинация «Безошибочное письмо»(2-4классы) – диктант.

 

День пятый:

1.Интеллектуальная игра «Сильное звено»

2. подведение итогов по конкурсу плакатов.

2. Объявление о завершении работы предметной недели. Выступления завершающий этап.

3. Награждения.

Открытие недели.

Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка.

Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.

I ученик.

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Пусть трудна, но без нее

Плохо было бы житье.

II ученик.

Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

III ученик.

Надо дружить с грамматикой,

Учить правила, и, если не лениться,

Можно всему-всему научиться.

Королева Грамматика. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.

Как будет проходить наша неделя? (Ведущий объясняет план работы)

I ученик.

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Все.

И соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит острей,

Наша дружба крепнет с ней!

Ведущий:

Молодцы! С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой неделе вы должны показать все свои знания в области русского языка.

Завершающий этап .

- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

Стихотворение «Выучи русский язык!».

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

3-й ученик:

Русское слово живет на страниц

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи русский язык!

5-й ученик:

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаеных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

Сильное звено

Тема: «Обогащение словарного запаса детей через игру.

Игра «Сильное звено» содержит в себе определения и описания понятий, которые должны быть известны детям. Все определения взяты из Словаря Русского Языка С. И. Ожегова.

Например: торчащий из земли остаток спиленного или срубленного дерева – пень. Детям по очереди зачитываются определения понятий, которые они должны отгадать и назвать. За время одного тура каждый ребенок должен дать как можно больше правильных ответов. Игрок, давший меньше всего правильных ответов, покидает игру. Последний игрок является победителем игры и награждается медалью.

На одном и том же информационном материале можно провести несколько игр.

Подводя итоги проведенных игр, было замечено, что у детей появился интерес к познанию нового материала. С каждой игрой дети запоминали все больше незнакомых им слов. Таким образом, с каждой последующей игрой у детей расширялся словарный запас, появлялось стремление выделиться в группе, отличиться правильными ответами, стать победителем игры. У некоторых детей после победы в игре повысилась самооценка.

Правила игры.

В первом туре игры участвуют все игроки. Они должны быстро и четко отвечать по очереди на вопросы ведущего. Время тура строго ограничено (5 минут). За это время нужно дать как можно больше правильных ответов. После окончания тура ведущий предлагает игрокам выбрать самое «слабое звено» в команде и написать его имя на листе бумаги. Это может быть игрок, который мешал, подсказывал, дал меньше всего правильных ответов и т. д. Игроки по очереди показывают свой лист, с написанным на нем именем, и объясняют свой выбор. Игрок, получивший наибольшее количество голосов, является самым «слабым звеном». Он покидает игру. Если мнения разделились поровну, то игроки, против которых проголосовали, отвечают на вопросы ведущего до первой ошибки. Тот, кто ошибся, является «слабым звеном» и покидает игру.

После этого начинается второй тур. Количество туров определяется количеством игроков. В последнем туре двое оставшихся игроков отвечают на вопросы ведущего. Зрители считают у кого больше правильных ответов. Игрок, давший наименьшее количество правильных ответов, является последним «слабым звеном» и покидает игру. Победитель награждается медалью.

Вопросы для игры.

Парк, в котором содержатся и демонстрируются посетителям животные – зоопарк.

Широкое полотно определенных цветов на древке, принадлежащее воинской части или государству – флаг, знамя, стяг.

Сушеные ягоды винограда – изюм.

Заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нитки, употребляемый для шитья – иголка.

Напиток из семян шоколадного дерева – какао, шоколад.

Отдельное пассажирское помещение на корабле – каюта.

Музыкальное произведение, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра – опера.

Липкий состав для плотного соединения, скрепления предметов – клей.

Вертикально поднимающаяся и опускающаяся кабина для перемещения людей и грузов – лифт.

Приманка для рыбы – наживка.

Число, при прибавлении которого, никакие числа не меняются – ноль.

Сладкое густое вещество, вырабатываемое пчелами из нектара – мед.

Третий месяц календарного года – март.

Часть суток между вечером и утром, от захода до восхода солнца – ночь.

Прием пищи в середине дня – обед.

Деревянное покрытие пола – паркет.

Детеныш свиньи – поросенок.

В сказках: призрак умершего человека или воображаемого существа – приведение.

Седьмой день недели – воскресенье.

Человек, насильственно задержанный террористами в обмен на выполнение требований – заложник.

Органы дыхания рыб и других водных животных – жабры.

Руководитель школы – директор.

Игрок, защищающий ворота – вратарь.

Торжественная песня, принятая как символ государства, которую принято слушать стоя – гимн.

Кусок ткани, натянутый на спицах и держащийся на ручке, защищающий от солнца и дождя – зонт.

Шестой месяц календарного года – июнь.

Перерыв в занятиях на праздничное или летнее время – каникулы.

Замерзшая и затвердевшая вода – лед.

Башня на берегу моря с сигнальными огнями – маяк.

Металлические кольца, соединенные цепочкой, надеваемые на руки преступникам – наручники.

Сооружение для прохода или проезда через реку – мост.

Решение загадки – отгадка.

Торчащий из земли остаток спиленного или срубленного дерева – пень.

След на теле от зажившей раны – рубец, шрам.

Темное густое облако, несущее дождь, снег или град – туча.

Детеныш овцы – ягненок.

Конфетная обертка – фантик.

В сказках: добрая волшебница – фея.

Гибкий длинный трос, используемый на уроках физкультуры для лазанья – канат.

Зубной врач – стоматолог.

Самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне – зима.

Прядь волос, падающая на лоб – челка.

В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия – кощей.

Диск для игры в хоккей на льду – шайба.

Ледяная площадка для катания на коньках – каток.

Повар на корабле – кок.

Седьмой месяц календарного года – июль.

Остаток от сжигания в виде серо-черной пыли – пепел, зола.

Тонкий слой льда, образующийся на траве, листьях кустов и деревьев – иней.

Ряд ступеней для подъема и спуска – лестница.

Специалист, управляющий самолетом – летчик.

Пятый месяц календарного года – май.

Пятый, самый маленький, палец на руке или ноге – мизинец.

Место на голове, где выпали и не растут волосы – лысина.

В сказках: существо, способное из человека превращаться в животное или предмет – оборотень.

Инструмент для резанья, состоящий из лезвия и ручки – нож.

Появление в пустыне изображений отдаленных предметов, которых там на самом деле нет – мираж.

Нагревающийся металлический прибор для глаженья – утюг.

Часть суток, сменяющая ночь и переходящая в день – утро.

Фигура человека в саду для отпугивания птиц – чучело, пугало.

Гибкая длинная палка с леской и крючком для ловли рыбы – удочка.

В сказках: бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища – гном.

Червеобразная личинка бабочки – гусеница.

Атмосферные осадки в виде водных капель, струй – дождь.

Детеныш лошади – жеребенок.

Бумажка или ленточка, вкладываемая в книгу, чтобы заметить нужную страницу – закладка.

Второй день недели – вторник.

Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях и документах – герб.

Время года, следующее за зимой и предшествующее лету – весна.

Специальное учреждение, где моются и парятся – баня.

Маленькая тарелочка под чашку – блюдце.

Ящерица, меняющая свою окраску при изменениях в окружающей природе – хамелеон.

Второй месяц календарного года – февраль.

Металлический стержень с лапами, опускаемый на дно, для удержания на месте корабля – якорь.

Волосы над верхней губой – усы.

Учреждение, в котором продаются или изготавливаются лекарства – аптека.

Сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея – дракон.

В русских сказках: злая старуха – колдунья – баба-яга.

Стеклянный предмет, предназначенный для отражения предметов, находящихся перед ним – зеркало.

Часть горизонта, противоположная востоку, где заходит солнце – запад.

Бурное ненастье с дождем, громом и молнией – гроза.

Проем в стене для входа и выхода, и плита на петлях – дверь.

Коллекция засушенных растений – гербарий.

Главный город государства, в котором заседает правительство – столица.

Шестой день недели – суббота.

Сосуд в виде ведра с носиком, через который льют воду для поливки – лейка.

Кусок дерева или тряпки, насильно засовываемый в рот для предупреждения крика – кляп.

Серые клубы, поднимающиеся вверх от горения предметов – дым.

Часть суток между утром и вечером – день.

Лесная птица, не вьющая своего гнезда и кладущая яйцо в чужое гнездо – кукушка.

Ремень, на котором водят собак – поводок.

Одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам в футболе – пенальти.

Материал в виде рулонов широких полос для оклейки стен – обои.

Работница, занимающаяся уходом за детьми – няня.

Рама со стеклом, закрывающая отверстие в стене для света и воздуха – окно.

Предмет для игры – шар из упругого материала, при ударе отскакивающий от твердой поверхности – мяч.

Старинный праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины – масленица.

Ручное орудие для копания – лопата.

Волосяной покров на нижней части лица у мужчин – борода.

Искусственный водоем, стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений – аквариум.

Гора с кратером на вершине, через который время от времени извергается огонь, лава, пепел – вулкан.

Подвесная сетка или ткань для лежания и качания – гамак.

Специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со

специальным снаряжением – водолаз.

Спортсмен, занимающийся восхождением на труднодоступные горные вершины – альпинист, скалолаз.

В сказках: оборотень, мертвец, выходящий ночью из могилы и сосущий кровь живых – вампир.

Четвертый месяц календарного года – апрель.

Обезораживающая жидкость на спирту зеленого цвета для лечения царапин, порезов и ссадин – зеленка.

Животное с иглами на теле – еж, дикобраз.

В русских сказках: птица необыкновенной красоты с ярко светящимися перьями – жар – птица.

Устное или письменное распоряжение на случай смерти, предсмертная воля – завещание.

Африканское животное с очень длинной шеей и длинными ногами – жираф.

Атмосферные осадки в виде круглого льда – град.

Хвостатая личинка лягушек и жаб – головастик.

Устройство самолета для взлета и посадки с колесами – шасси.

Тайный агент, занимающийся добычей секретных сведений – шпион.

Место пересечения дорог и улиц – перекресток.

Червяк – кровосос – пиявка.

Небесное тело, видимое ночью как светящаяся точка – звезда.

Плод дуба – желудь.

Вечнозеленое хвойное дерево, сужающееся к вершине – ель.

Источник, время от времени выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара – гейзер.

Специалист с высшим медицинским образованием, занимающийся лечением людей – врач, доктор.

Жвачное животное с одним или двумя горбами – верблюд.

Часть суток, сменяющая день и переходящая в ночь – вечер.

Спрятанные, зарытые ценности – клад.

Жилище животного в виде углубления под землей с ходом наружу – нора.

Третий день недели – среда.

Сиденье без спинки, на четырех ножках на одного человека – табуретка.

Атмосферные осадки в виде белых пушинок, покрывающих землю зимой – снег.

Лестница, подаваемая к самолетам и кораблям – трап.

Шкаф для хранения продуктов в холоде – холодильник.

Одна из четырех сторон света, противоположная северу – юг.

В сказках: дух воздуха – эльф.

Учреждение, собирающее и хранящее книги, произведения печати для общественного пользования – библиотека.

Единоборство – кулачный бой на ринге в специальных перчатках – бокс.

Столовый прибор с острыми зубьями на длинной ручке – вилка.

Большой продолговатый сосуд для мытья и купания – ванна.

Небольшой дом для собаки – будка, конура.

Снежная буря – вьюга.

Дикая полосатая лошадь из Африки – зебра.

Преступник, занимающийся кражами – вор.

Помещение для стоянки, заправки и ремонта автомобиля – гараж.

Сплетенные в кольцо листья, цветы – венок.

Надпись на конверте, указывающая место назначения и получателя письма – адрес.

Предприятие для хранения денег и ценных вещей – банк.

Низкий широкий ящик, заполненный песком для детской игры в песок – песочница.

Оптический прибор из двух линз для людей с плохим зрением – очки.

Длинный специальный ящик с крышкой, в котором хоронят умершего – гроб.

Поленья для топки печи – дрова.

Отколовшаяся от ледника ледяная глыба, плавающая в воде, большая часть которой находится под водой – айсберг.

Кольцо с застежкой, надеваемое на шею животного – ошейник.

Устройство, раскрывающееся в воздухе куполом для прыжка с самолета – парашют.

Восьмой месяц календарного года – август.

Металлические и бумажные знаки, являющиеся средством платежей за товары и услуги – деньги.

Накладка на голове, имитирующая настоящие волосы, прическу – парик.

В сказках: женщина с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде – русалка.

Зимняя повозка на полозьях, для катания по снегу – сани.

Девятый месяц календарного года – сентябрь.

Сиденье, укрепляемое для езды на спине животного – седло.

Впадина в середине живота – пупок.

Предмет мебели для спанья с ножками и двумя боковыми спинками, в который кладут матрас и постельное белье – кровать.

Покрывало, закрывающее голову невесты – фата.

Короткие трусики для купания и плаванья – плавки.

Автомобиль, приезжающий по вызову и оплачиваемый по счетчику, по таксе – такси.

Высоко взлетающие из ракеты декоративные огни, используемые во время праздников – фейерверк.

Отделение в бане, где парятся – парилка.

Прибор, отсчитывающий время в пределах суток – часы.

Посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном, из которой едят – тарелка.

Хищник, плетущий путину – паук.

В сказках: уродливое, устрашающее существо – чудовище.

Спальный костюм, состоящий из куртки и брюк – пижама.

Изображение, полученное путем печати с пленки, с негатива – фотография.

Все видимое пространство над землей – небо.

Летняя шляпа из ткани с мягкими полями – панама.

Перерыв между уроками – перемена.

Медленно двигающееся животное с панцирем – черепаха.

Большое не заселенное людьми пространство, лишенное растительности – пустыня.

Средство перевоза пассажиров по наземной железной дороге в черте города – трамвай.

Предмет мебели – сиденье на ножках со спинкой на одного человека – стул.

Учебный час, посвященный одному отдельному предмету – урок.

Специалист по прическам, стрижке – парикмахер.

Жидкое кушанье, отвар из мяса, рыбы с добавлением овощей, крупы и приправ – суп.

Цирковой артист: шут, комик – клоун.

Специалист по приготовлению пищи – повар.

Мелкое двукрылое насекомое, сосущее кровь – комар.

Специалист по болезням, требующим проведения операции – хирург.

Легкая постройка жилища из веток и травы – шалаш.

Машина для засасывания пыли струей воздуха – пылесос.

Приспособление, изготовленное по форме утраченной части тела – протез.

Звук речи, встречающий препятствие со стороны органов речи, образуемый при помощи шума – согласный звук.

Горящие дрова, сучья, сложенные в кучу – костер.

Водитель автомобиля – шофер.

Предмет постельного белья – чехол на подушку – наволочка.

Участок земли около дома – грядки под овощами – огород.

Спортсмен, цирковой гимнаст – акробат.

Пятый день недели – пятница.

Звуковой вещательный аппарат, передающий известия без изображения – радио.

Палочка из воска с фитилем внутри, служащая источником освещения – свеча.

Горная выработка по добыче под землей полезных ископаемых – шахта.

Рассказ с участием волшебных сил, о вымышленных героях и событиях – сказка.

Прозрачная солоноватая жидкость, текущая из глаз – слеза.

Мясной суп, сваренный с солеными огурцами – рассольник.

Прибор для определения сторон света, магнитная стрелка которого всегда показывает на север – компас.

Вращающееся устройство для катания по кругу, с сиденьями в виде животных – карусель.

Музыкант, управляющий оркестром или хором – дирижер.

Вращающаяся модель земного шара с изображением воды и суши – глобус.

Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда, третье – десерт.

Группа животных, перевозящих грузы и людей через пустыню – караван.

Связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей для подметания – веник.

Площадка около дома, в саду, в парке, засеянная травой – газон.

Специалист по лечению болезней животных – ветеринар.

Приспособление для обливания мелкими струями воды – душ.

Туалет у маленьких детей – горшок.

Отражение звука, отзвук (в лесу) – эхо.

Четвертый день недели – четверг.

Моющее средство для волос – шампунь.

Первый месяц календарного года – январь.

Шест с лопастью для гребли – весло.

Ломтик хлеба с маслом, с сыром, с колбасой – бутерброд.

Промежуток времени, равный 12 месяцам – год.

Искусственный водоем под крышей для плаванья и купания – бассейн.

Жировое отложение, выпуклость на спине у верблюдов, или деформация позвоночника у человека – горб.

Письменная работа – запись текста под диктовку учителя – диктант.

Школьная комната для учебных занятий – класс.

Злой, огненный дух, способный принимать любой облик и выполнять любые желания, чаще всего живущий в бутылке – джинн.

Небесное светило, вокруг которого обращается Земля и другие планеты – Солнце.

Легкие домашние туфли без каблуков – тапки.

Учебное заведение, в котором вы учитесь – школа.

Небольшая повозка с откидным верхом, в которой возят очень маленьких детей – коляска.

Застывшая масса какао с сахаром – шоколад.

Ощущение жжения, поднимающееся из желудка в горло – изжога.

Группа лиц, присуждающих призовые места, премии, награды – жюри.

Ряд цифр в левом нижнем углу конверта – индекс.

Огражденная канатами площадка для бокса – ринг.

Густое желтое вещество птичьего яйца, окруженное белком – желток.

Гимнастические оздоровительные упражнения, выполняемые утром перед завтраком – зарядка.

Масса из яичек рыб, обработанная в пищевой продукт – икра.

Деревянная развилка с привязанной к концам резинкой для метания и стрельбы – рогатка.

Специально обученный стрелок, поражающий цель с первого выстрела, владеющий маскировкой и наблюдением – снайпер.

Разноцветная дуга на небе, образующаяся после или во время дождя – радуга.

Постельная принадлежность – покрывало для тела – одеяло.

Предмет для зачерпывания жидкой пищи в процессе еды – ложка.

Спортсмен, занимающийся прыжками – прыгун.

Крупное головоногое животное с восемью большими щупальцами с присосками – осьминог.

Учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением предметов – памятников истории и культуры – музей.

Зажим для волос – заколка.

Краткий перерыв между действиями спектакля, отделениями концерта – антракт.

Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные животные и растения – заповедник.

Звуковой сигнал, требующий, чтобы вам открыли дверь – звонок.

Крупное морское животное с рыбообразным телом, выпускающее вверх из спины струю воды – кит.

Специалист, совершающий полет в космическое пространство – космонавт.

Работник, подающий в кафе еду и прислуживающий за столом – официант.

Расписная кукла, разнимающаяся посередине, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера – матрешка.

Плоские деревянные полозья для хождения, бега и катания по снегу – лыжи.

Книга для изучения буквенного алфавита – азбука, букварь.

Здание с приспособлениями для размола зерна в муку – мельница.

Драгоценность перламутрового цвета, образовывающаяся в раковинах некоторых моллюсков – жемчуг.

Вещество, вызывающее отравление – яд.

Аппарат для приема и показа телевизионных передач – телевизор.

Официальный документ, удостоверяющий личность владельца и его местожительство – паспорт.

Научный справочник в форме словаря по разным отраслям знаний – энциклопедия.

Чехол, набитый пухом и подкладываемый под голову во время сна – подушка.

Медленно передвигающийся моллюск, имеющий раковину – улитка.

Лесной цветок, растущий под снегом и распускающийся сразу после таяния снега – подснежник.

Толстая железная пластинка, прибиваемая по краям копыта животного, для предотвращения ударов и скольжения – подкова.

Внеклассное мероприятие "Час народной мудрости". Конкурс знатоков пословиц и поговорок (2–4-й класс)

Цель: обобщение знания детей о пословицах и поговорках;

расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры;

формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость… Этот своеобразный жанр народной поэзии. В сжатой и точной форме они подводят итог наблюдениям над многими жизненными явлениями, осуждают человеческие пороки, учат любви к Родине, трудолюбию, дружбе.

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Как точно сказал великий русский поэт А.С.Пушкин: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Поговорки тоже имеют назидательный смысл. Только это не целое предложение, а лишь его часть.

выть волком

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

1 конкурс: Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Чем дальше в лес … (тем больше дров).

Век живи(век учись).

Старый друг (лучше новых двух)

Не спеши языком торопись делом

Назвался груздем полезай в кузов

Дарёному коню в зубы не смотрят

Что написано пером не вырубишь топором

В чужом глазу сучок видим а в своём бревна не замечаем

2 конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить. Хорошая книга- лучший друг.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка. Не игла шьёт, а руки.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором. Красна птица перьем, а человек умением.)

8. Каравай. (На чужой каравай рот не зевай, а пораньше вставай да свой наживай).

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

3 конкурс: вспомнить пословицы о труде.

Кто не работает, тот не ест.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Без труда не выловить и рыбку из пруда.

Дерево сильно корнями, а человек трудом.

Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

Птица красна пером, а человек трудом.

Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.

о лени и ленивых людях.

Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Ленивый одну работу два раза делает.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Девка красива, да прясть ленива.

Голова завита, да делом не занята.

У Федорки всегда отговорки.

Один пашет, а семеро руками машут.

Лентяй сидя спит, лёжа работает.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

4 конкурс: переводчики. к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Тише едешь – дальше будешь.

7. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осет.)

в семье не без урода.

8. Лесного петуха хоть из золотого блюдца корми – всё равно в лес улетит.

( индонез.)

как волка ни корми, всё в лес смотрит.

9. Если вода спокойна, не думай, что в ней нет крокодилов (индон.)

в тихом омуте черти водятся

10. Одинокое дерево ветер легко валит. ( удмурт.)

один в поле не воин.

 

5конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

6 конкурс:"Объясни смысл".

Мы уже знаем, что пословицы многому нас учат, но надо научиться понимать скрытый смысл пословиц. Это и предлагаем сделать командам. Каждая команда получает по 2 пословицы, обсуждает и объясняет жюри, как они понимают ту или иную пословицу. Подготовка 3 минуты.

Кашу маслом не испортишь.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Первый блин - комом.

Повинную голову меч не сечет.

Кончил дело - гуляй смело.

Где труд - там и радость.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

7 конкурс:"Составь пословицу".

Составьте пословицы, в которых встречаются попарно соединенные слова.

Коса - камень. (Нашла коса на камень.)

Лес - щепки. (Лес рубят - щепки летят.)

Шило - мешок. (Шило в мешке не утаишь.)

Дело - потеха. (Делу время - потехе час.)

Труд - лень. (Труд кормит, а лень портит.)

Дело - мастер. (Дело мастера боится.)

Язык - дело. (Не спеши языком, спеши делом.)

Калач - печь. (Хочешь есть калачи - не сиди на печи.)

Подведение итогов. Выявление и награждение победителей.

КОРОЛЬ ПИСЬМА

«золотое пёрышко »

Фамилия, имя _______________________________2 КЛАСС

Зимой.

Я тихо иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около березы норка крота. Над елкой кружит клёст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОРОЛЬ ПИСЬМА

«золотое пёрышко»

Фамилия, имя ________________________________4 КЛАСС

Первый зимний день.

Всё было покрыто снегом. В воздухе кружились мягкие пушистые снежинки. Низкие облака ползли над самой землёй и цеплялись за верхушки елей. Солнышко почти не светило. Пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они тихо падали на мёрзлую землю.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОРОЛЬ ПИСЬМА

«безошибочное письмо »

Фамилия, имя ___________________________


 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРАММАТИЧЕСКИЙ БОЙ

Фамилия, имя ________________________________ класс __4_

1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:

ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.

2. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам:

Молодой - __________________________________________

Счастье - ___________________________________________

Вверх - _____________________________________________

Плохой - ___________________________________________

Дневной - __________________________________________

3. Разбери слова по составу:

ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.

4. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подчеркни букву. Подбери и запиши проверочные слова:

Шубка - __________________ Грустный - _______________

Носовой - _________________ Дождинка - ________________

Редкий - __________________

5. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении:

Утопают лесные опушки в розовой пене.

6.Подчеркни главные члены в предложении:

Мутными ручьями побежала вода к реке.

7. Определи количество букв и звуков в каждом слове:

Корабль – букв: звуков: Подъезд – букв: звуков:

Янтарь – букв: звуков: Ягода – букв: звуков:

8. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ,

ЛЕСЕНКА, СЛЕСАРЬ, ЛЕСНИЧЕСТВО.

8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов:

КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ____________________________

ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - _______________________

РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - _______________________

9. Отгадай, что это?

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ БОЙ

Фамилия, имя ________________________________ класс __2_

1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:

ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.

2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:

ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ

____________________________________________________

3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:

СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________

ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = _________________

СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________

4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:

ДАЧА - ______________, ПОРТ - ______________,

РИС - ________________, КЛАД - ______________.

5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:

ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ.

6. Подчеркни только однокоренные слова:

ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.

ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.

7.Исправь ошибки в тексте:

В лису растут диревя. Там жывут птицы. Тетереф клюёт почьки. Рябчики свестят.

8. ДОПИШИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ:

Машину водит _________________.

Под водой работает ________________.

Книги пишет ________________,

Детей учит _____________.

9. запиши одним словом:

Пропустить мимо ушей_______________

Водить за нос ____________________

Прикусить язык________________

10. поставь ударение в словах: агент, алфавит, столяр,красивее, хозяева, случай.

Игра «Весёлый наборщик»

Из этих букв дети в течение дня составляют слова. В конце учебного дня собираются и каждый по – очереди говорит слово. Повторять слова нельзя. Игра на выбывание. Кто последний назвал слово тот и выиграл во всей игре.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.