ПЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ПЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Пение является самым любимым детьми видом музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступна по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия их эмоционального музыкального общения. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат нежен и хрупок, диаметр дыхательного горла мал, голосовые связки тонкие и легко перенапрягаются. Сила звука достигается не дыханием, а напряжением голосовых связок. Дыхание поверхностное, автоматическое. Очевидно, воздействие пения на физическое развитие детей способствует развитию и укреплению легких, улучшает детскую речь, влияет на общее состояние организма. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства и имеет огромное воспитательное значение. В процессе пения развивается группа специальных певческих умений.
Певческая дикция – умение правильно произносить слова и звуковые сочетания. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку.
Дыхание – благодаря ему возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения. Для дошкольников не характерно певческое диафрагмальное дыхание. Он дышит поверхностно, рефлекторно. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух.
Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающим вокальным требованиям: легкость, мягкость, напевность. Развитие данного умения0 связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона детских песен.
Чистота интонирования – умение интонационно точно воспроизвести мелодию песни. Развитие этого умения связано с развитием всех предыдущих, так как точно воспроизвести мелодию песни можно только при правильном дыхании, звукообразовании, чистой дикции. Специфика пения дошкольников исследовались в разных аспектах. Одним из первых стал изучать природу и развитие детского голоса и слуха Н.А.Метлов, а особенности развития музыкального слуха – Н.А.Ветлугина.
Разучивание песни – основной и наиболее длительный процесс. Педагог должен знать не только ее содержание и особенности, но и то, что и к какой последовательности нужно выполнять.
Например, русская народная песня «Во поле береза стояла», раскрывающая поэтический образ русской березки и веселого хоровода вокруг нее, должна звучать легко, звонко и напевно. Для этого надо следить, чтобы дети вовремя брали дыхание через каждые три такта, обратить внимание на выразительную фразировку, чтобы они подчеркивали слова по смыслу, при этом следить за правильным произношением. Есть и ритмическая сложность – выдержанная длительность. Кроме того, исполнение песни целиком требует постепенного ускорения темпа.
Музыкальный руководитель, обращая внимание детей то на один, то на другой прием, добивается качественного исполнения. Но надо помнить, что навыки тесно связаны между собой; например, если не выдерживается дыхание, то снижается качество звучания.
Одновременно разучиваются несколько песен, но одну из них дети слушают впервые, другую разучивают, а третья выразительно исполняется. Поэтому важно наметить определенную последовательность в работе над песнями.
Обучение пению – процесс сложный, требующий определенных усилий и от детей, и от педагога. Очень важна педагогическая помощь, целенаправленная работа музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения пению.
Литература:
Журнал «Музыкальный руководитель»
Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников» 1998г
Орлова С.И « Учите детей петь» 1997
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения» 1992г