12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Монгуш Алла Геннадьевна18

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Тахтоямск» Ольского муниципального района Магаданской области


 


 


 


 


 


 


 

Персонализированная программа наставничества

«Вдохновение словом»


 


 


 


 


 


 

Персонализированная программа

наставничества «Педагог – обучающийся»

Монгуш Алла Геннадьевна, учитель


 


 


 

с. Тахтоямск, 2023 год


 

Пояснительная записка

Настоящая программа наставничества «Педагог - обучающийся» «Вдохновение словом» разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» и «Успех каждого». Программа рассчитана на 1 год.

Целевая группа: обучающиеся 7-8 класса-комплекта МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Тахтоямск»

В соответствии с «Целевой моделью наставничества» была разработана Программа наставничества, целью которой является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что наставничество помогает и в решении ключевой задачи по достижению образовательных результатов в школе. Поэтому наставничество будет способствовать решению выявленных потребностей обучающихся МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Тахтоямск»:

- низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции;

- неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;

- отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;

- отсутствие индивидуальной программы работы с одаренными обучающимися; обучающими, проявляющими творческие способности.

 

Основные задачи Программы наставничества:

- улучшение показателей школы в образовательной, социокультурной и других сферах;

- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося; поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории.

- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;

- развитие гибких навыков и метакомпетенций;

- создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы;

- формирование устойчивого сообщества обучающихся.

 

Предметом персонализированной программы наставничества являются передаваемые знания и навыки, компетенции. Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри школы как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе Программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.

 

Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что очень важно в современном мире.

 

Форма наставничества «учитель – ученик»

Предполагает взаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся (ученик).

 

Нормативные основы модели наставничества

Нормативные правовые акты международного уровня.

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N1559- 1.

Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).

Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N45 от 14 мая 2010 г.).

Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29ноября 2014 г. N2403-р.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.N 996-р).

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N135-ФЗ «О благотворительной деятельностии благотворительных организациях» .

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N7 -ФЗ «О некоммерческих организациях».

Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Нормативные правовые акты

МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Тахтоямск»

Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации

Дорожная карта о реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации

Приказ «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации».

Данные нормативные правовые акты размещены на официальном сайте школы – ссылка https://tahtoyamsk.magadanschool.ru/?section_id=130

 

Принципы наставничества

добровольность;

гуманность;

соблюдение прав наставляемого;

соблюдение прав наставника;

конфиденциальность;

ответственность;

искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

взаимопонимание;

способность видеть личность обучающегося.

 

Формы организации наставничества:

 

Групповые и индивидуальные теоретические занятия;

Индивидуальные занятия с отдельными наставляемыми;

Самостоятельные занятия по заданию педагога;

Основные формы проведения занятий: учебная,исследовательская и творческая работа.

 

Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества

 

1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;

2. Количественный и качественный рост успешно реализованных и образовательных и культурных проектов учащихся;

3.Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.

4.Рост мотивации к занятиям саморазвитию учащихся.

5.Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.

6.Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.

7. Формирования активной гражданской позиции.

8. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.

9. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.

10.Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.

11.Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.

12.Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.

 

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

оценка качества процесса реализации программы наставничества;

оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.

Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. Результат реализации программы является индивидуальное портфолио достижений обучающихся.

Программа наставничества «Вдохновение словом»

Программа наставничества состоит из 3 модулей:

Я – вдумчивый читатель. Учимся работать с текстовой информацией

Я – автор идей. Учимся проектировать и воплощать свои идеи.

Я – мастер слова. Пишем, воплощаем идеи.

Название модуля

Количество часов

1

Я – вдумчивый читатель

11

2

Я – автор идей

15

3

Я – мастер слова

8

 

34 ч.


 

Первый модуль «Я – вдумчивый читатель»

Занятие

Количество часов

1

Сопоставление содержания текстов Личная ситуация в текстах.

1

2

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

3

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

4

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

5

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

1

6

Сопоставление содержания художественных текстов.

1

7

Определение авторской позиции в художественных текстах.

1

8

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

9

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

 

1

10

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

 

1

11

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

1


 

Второй модуль «Я – автор идей». Модуль составлен по методике Б. М. Неменского – художника, педагога, автора методик по художественному воспитанию обучающихся.

Основа методики – последовательность «глаз-мозг-рука». Цепочка: читатель – книга – искусство.

Целью модуля является развитие творческих способностей, повышение мотивации к изучению междисциплинарных дисциплин (литература, история, искусство, живопись).

Тема занятия

Количество часов

От вдохновения красок к словам

1

Живопись. «Слово о лесном художнике». И. Шишкин

1

2

«Слово о возвращенном времени» В. Суриков

1

3

«Слово о художнике и весенних птицах». А. Саврасов

1

4

«Слово о волне и художнике» И. Айвазовский

1

5

«Слово о сказочнике». В. Васнецов

1

6

«Слово о художнике и домовом» А. Венецианов

1

7

«Слово о мальчике, понимавшем язык земли» А. Пластов

1

8

Песня голубых гор. Николай Рерих

1

Музыка – источник вдохновения

9

«История о глухом композиторе, сумевшем услышать музыку» Л. ван Бетховен

1

10

Композитор и море. Звуки волн. Н. А. Римский-Корсаков

1

11

«Вдохновитель». П. И. Чайковский

1

12

«Картинки с выставки» М. П. Мусоргского

1

История страны на холсте

13

Судьба страны на художественных полотнах. Знакомство с картинами русских художников

1

14

Великая Отечественная война в творчестве художников, поэтов и писателей

1

15

Трагедия народа в отражении скульптурных композиций

1


 

Третий модуль «Я – мастер слова».

В данном модуле используется технология «Облако слов». Обучающимся дается набор слов – облако – с помощью которого они составляют свой текст.

Занятие

Количество часов

1

Составление плана текста. Работа со структурой. Что такое композиция?

1

2

Работа с черновиком. Знакомство с черновиками поэтов и писателей (черновики А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Шолохова).

1

3

Способы редактирования текста. Сокращение, сжатие, способы выражения авторской мысли.

1

4

Аргументация. Структура творческой работы

1

5

Проба пера. Цитатный план. Конспект

1

6

Проба пера. Рецензия. Отзыв

1

7

Проба пера. Эссе

1

8

Проба пера. Творческая работа.

1


 

Данная программа наставничества состоит из 3 модуля, что предполагает вариативность программы, изменение тематики занятий в зависимости от уровня развития компетенций и творческого потенциала обучающихся. При недостаточном уровне усвоения материала модуля имеется возможность пройти модуль заново.


 


 


 


 


 


 


 


 

Результаты реализации программы наставничества

«Вдохновение словом»

Модуль

Результат

«Я – вдумчивый читатель»

Сертификат участника Всероссийского Чемпионата среди обучающихся 8-11 классов «Своими словами» Ракитянский Вячеслав, 9 класс

«Я – вдумчивый читатель»

Всероссийский конкурс «Гимн России понятными словами»-2022 г.

Сертификаты участников

«Я – автор идей»

Рецензия «Люди, не забывайте Хатынь!» по скульптурной композиции «Хатынь», диплом призера муниципального этапа проекта «Без срока давности». Бернатавичус Петр, 7 класс

«Я – мастер слова»

Творческая работа на конкурс «Герои Отечества» Следственного комитета по Магаданской области, участник Федотова Юлия, 8 класс

«Я – мастер слова»

Творческая работа на конкурс «Герои Отечества» Следственного комитета по Магаданской области, грамота за 3 место, Бабцева Юлия, 7 класс

«Я – мастер слова»

Сочинение на конкурс «Всероссийский конкурс сочинений» призер Демитриева Владислава, 8 класс


 

 

 

 

 

 

 

Литература.:

1.Учитель -методист – наставник стажера: Кн. для учителя / Под ред. С.Г. Вершловского. М.: Просвещение, 1998. - 144 с.

Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя. Автореф.канд. пед. наук - М., 2007

Газман О.С., Вайс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: 1995.

Организация наставничества в школе/http://www.menobr.ru/article/5174-organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole

Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Под общим научным руководством Н.Ю. Синягиной, д.психол.н., профессора


 

5

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.