Конспект урока по ОБЖ в 11 классе на тему «Первая помощь при ранениях»
Урок по ОБЖ 11 класс
Михайлова Алла Олеговна, педагог-организатор ОБЖ
ТЕМА: «Первая помощь при ранениях»
КЛАСС: 11
Тип урока: Смешанный урок
Вопросы урока: 1.Понятие раны. Опасность ранения. 2.Правила наложения кровоостонавливающего жгута и повязок. 3.Отработка наложения жгута и повязок.
Цель урока: Изучить правила первой помощи при ранениях. Получить первичные навыки оказания первой помощи при ранениях.
Задачи:
Способствовать формированию навыков по оказанию первой помощи при ранениях и кровотечениях;
Изучить виды ран.
Изучить виды повязок.
Изучить правила правила наложения жгута и повязок.
Образовательные:
повышать компетентность учащихся в необходимом для жизни и безопасности минимуме медицинских знаний по действию в отношении пострадавшего в экстренных случаях;
Развивающие:
позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личностно-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса;
Воспитательные:
формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;
По окончании изучения темы учащиеся должны уметь оказывать помощь при ранениях.
Оборудование:
Мультимедиа
Аптечка медицинская,
Бинты;
жгуты;
подручные шины;
перевязочный материал;
карточки с заданиями;
динамическая таблица;
Опорные схемы,
Расходный материал.
ХОД УРОКА
Этапы | Содержание |
Организационный этап 6 -7минут | Приветствие. (слайд 1)Учитель: Здравствуйте, 11 класс! Присаживайтесь, пожалуйста. Наш урок хочу начать со слов: (слайд 2) ЧЕМУ БЫ ТЫ НЕ УЧИЛСЯ, ТЫ УЧИШЬСЯ ДЛЯ СЕБЯ (Петроний Арбитр Гай) Дорогие ребята, желаю вам плодотворной работы и отличного настроения на весь наш урок и, конечно же, на весь день! Проверка домашнего задания и постановка проблемы. (Гиперссылка - видео) Учитель: Итак, внимание на экран После просмотра. Учитель: Каковы же последствия ДТП? Ученики: переломы, раны, кровотечения, смертельный исход. Учитель: А как должен правильно поступить свидетель ДТП? Ученики: Вызвать скорую помощь и оказать первую помощь. Учитель: Верно. Каждый человек должен и обязан оказать первую помощь. Прошу выйти к доске ……(вызываются четыре ученика). Задание первой паре: Наложите иммобилизационную шину на левую верхнюю конечность. Диагноз: перелом левого предплечья. Задание второй паре: Наложите жгут и повязку на левое плечо. Диагноз: резаная рана нижней трети левого плеча с повреждением артерии. (слайд 3) Учитель: Внимание остальных на экран. Нужно подставить нижележащие определения к соответствующим терминам (переломы, вывихи, растяжения.ушибы). Ученики говорят правильные ответы, ЧИТАЮТ САМИ) (слайд 4) Учитель: Что мы сейчас вспомнили? Ученики: Прошлую тему переломы, ушибы, растяжения, вывихи. Учитель: Первая пара ребят накладывали иммобилизационную шину и справились с заданием хорошо. Обратим внимание на вторую пару. Ребята, какое задание вы должны были выполнить? Ученики: Оказать первую помощь при ранении. Учитель: В чем возникло затруднение? Ученики: Мы не можем. Учитель: Почему? Ученики: Мы не знаем и не умеем. Учитель: Спасибо ребята садитесь. Какую цель поставите перед собой на уроке? Ученики: Мы должны научится оказывать первую помощь при ранениях. Учитель: Чему будет посвящен урок? Назовите тему урока. Ученики: ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ. (слайд 5) Тема урока и цель |
Деятельностный этап | Изучение нового материала. ТЕОРИЯ Учитель: Ребята, у вас на партах есть Шкала измерения, прошу отметить на каком уровне вы находитесь в области нашей темы, насколько хорошо вы знаете эту тему. Давайте ознакомимся с видами ран и выявим причины их возникновения. Для этого у вас на партах лежат желтые карточки с новой темой и схемы, которые заполним вместе после самостоятельного изучения, у вас 3 минуты для работы с текстом. (слайд 6 – таблица) таблицы и тексты в распечатанном виде Заполняем вместе Учитель: Таблицы и тексты вам понадобятся на практической части урока. А сейчас я расскажу и покажу о правильности наложения жгута на верхнюю конечность, задание, которое было в начале урока. Жгут – это средство, которое дает возможность в первую очередь прекратить кровотечение. (слайд 7) Жгут накладывают следующим образом: немного выше раны, конечность под жгут накрывают куском ткани, растянув двумя руками делают виток, затем 2-3 витка до остановки кровотечения. Наиболее тугим должен быть первый виток. Остальные с меньшим натяжением. Затем прикрепить записку с указанием даты и точного времени наложения жгута. Максимальное время нахождения жгута на конечности не должно превышать 2 часов в теплое время года и 1 часа в холодное. Ребята, помните нашу фразу урока? ЧЕМУ БЫ ТЫ НЕ УЧИЛСЯ, ТЫ УЧИШЬСЯ ДЛЯ СЕБЯ. Итак, перед следующим этапом прошу отметить на вашей шкале, какой уровень сейчас у вас, изменился ли? При оказании первой помощи при всех видах ранений необходимо помнить, что правильная и своевременная обработка раны препятствует возникновению осложнений или уменьшает их и способствует ее быстрому заживанию. При этом необходимо выполнять мероприятия, имеющие целью недопущения попадания инфекций в рану – асептику. (слайд 8) Асептика заключается в профилактическом уничтожении микробов физическим путем. С этой целью обработка раны проводится только чистыми руками. При оказании первой помощи используются также антисептика – способы химического обеззараживания раны, соприкасающихся с раной тканей и инородных предметов, а также полостей тела от возбудителей инфекции. И перед тем как перейти к следующему этапу нашего урока, я предлагаю вам встать и подойти к столу, чтоб обработать руки, предупреждаю, если у кого-то аллергия на антисептические средства, то можете использовать салфетки. ПРАКТИКА Учитель: Итак, мы продолжаем и у нас практическая часть (слайд 9) (Разделить на группы) Каждая группа получает конверт с ситуационной задачей, бинты и макет раны с кровотечением. Для подсказки наложения повязки у вас в конвертах есть рисунки, где показано и написано как накладывать бинт, также я буду подходить к вам и помогать. Выбираете условного пострадавшего и оказываете ему ПМП. Вперед! (слайд 10) 1. Вы работали на даче и при корчевании старой яблони сильно повредили кисть руки измазанным в земле топором. Рана глубокая и длинная, открылось обильное кровотечение. Ваши действия? 2. Вы оказались на месте аварии и увидели следующую картину: у одного из пострадавших из раны на внутренней стороне голени толчками вытекает кровь. Ваши действия? 3. Вы оказались свидетелем ДТП. В салоне автомобиля травмированный водитель. Вы заметили травму головы и кровотечение в области затылка. Ваши действия? 4. Ваш друг получил рану кисти руки. При осмотре: рана размером 2, 5*1 см, слегка кровоточащая, поверхностная. При пальпации определяется развитая болезненность в области локтевого сустава. Задание: перечислите объем первой доврачебной помощи. Какую повязку и как целесообразно наложить пострадавшему (продемонстрируйте). |
Рефлексивный этап | Домашнее задание. Схема. В качестве домашнего задания я предлагаю Вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения. Подведем итоги! -Ну, что ж я думаю, что наш урок не прошел зря. Вы что-то новое узнали? - А сейчас снова оцените свой уровень на шкале знаний, повысился? А фразу помните? ЧЕМУ БЫ ТЫ НЕ УЧИЛСЯ, ТЫ УЧИШЬСЯ ДЛЯ СЕБЯ, научились ли вы новому на нашем уроке? высказывают свои мнения. Существуют общие правила, которые надо знать и помнить: «Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда» Заповеди оказания помощи знай, Четко и грамотно их выполняй! - Не паникуй! - Не навреди! - Страдания облегчи! - Непременно спаси! Будьте здоровы! Спасибо за урок! До свидания! |
Панченко Лариса Сергеевна
Панченко Лариса Сергеевна