Буклет «Первые шаги в будущее. Моя будущая профессия» (Профориентация для 9,11 классов)
Первые шаги в будущее. Моя будущая профессия
Аудитория: учащиеся 9, 11 классов
Когда подросток заканчивает школу, встает проблема выбора профессии, аргументы за, против, аж голова идет кругом от обилия информации. Количество различных специальностей на данный момент – несколько тысяч, у каждой есть своя специфика, особенности. Не каждая профессия подойдет будущему студенту.
Чтобы не запутаться во всем этом многообразии и как‐то сузить поиски идеального направления, можно пройти тест на профориентацию или тест Голланда. Все профессии можно разделить на несколько категорий:
человек (врачи, органы правопорядка, психологи, юристы и т.д.)
природа (агроном, ветеринар, биолог, эколог и т.д.)
техника (механик, слесарь, токарь, водитель, плотник, электромонтер и т.д.)
знаковая система (программист, диспетчер, экономист, переводчик, математик и т.д.)
художественные образы (художник, архитектор, актер, режиссер, парикмахер, повар).
Советы родителям, или как помочь ребёнку сделать выбор
1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность (ребёнок должен выбрать профессию сам).
2. Разберитесь, какие профессии востребованы.
3. Покажите профессии изнутри.
4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах.
5. Забудьте про тесты профориентации.
6. Не путайте любимый урок в школе и профессию.
7. Не заставляйте непременно поступать в вуз.
8. Не заставляйте заканчивать обучение.
Наиболее часто встречающиеся причины, приводящие к неправильному выбору профессии
1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.
2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и доходности.
3. Выбор профессии под влиянием товарищей («за компанию», чтобы не отстать).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
6. Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии.
7. Игнорировать собственные способности и интересы.
8. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
9. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.
10. Прислушиваться к мнению людей, некомпетентных в вопросах выбора профессии.