«Первый полёт человека в космос. Решение нестандартных задач»
Тема: «Первый полёт человека в космос. Решение нестандартных задач».
Первый полет человека в космосPPTX / 5.51 Мб
Задачи:
учить анализировать и составлять алгоритм решения задачи, делать выводы и обобщения;
развивать внимание, память, расширять кругозор, словарный запас; развивать мышление, речь;
формировать понятие «Космос»;
воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий, умение работать в коллективе.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных:
Проявление положительного отношения к школе, к учебной деятельности; осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивных:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; в сотрудничестве с учителем, классом, находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательных:
Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме; давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативных:
Принимать участие в работе парами, группами; контролировать свои действия в ходе учебного процесса; адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции.
Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование: раздаточный материал: «Бортовой журнал», геометрические фигуры, инструкция; фотографии Ю.А.Гагарина, памятника первому космонавту в городе Оренбурге, лётного училища.
Источники:
https://www.culture.ru/materials/253310/vremya-pervykh информация о первом полете человека в Космос.
https://youtu.be/yr4dVVx4QLM?si=PmG1LhJYQHpvoFrx Старт корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Ю. А. Гагариным
https://pedsovet.su/template/50006_kosmos - шаблон презентации
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.
| Приветствие. – Здравствуйте, ребята, садитесь. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! - Вы готовы открывать что-то новое? - Тогда вперед! | Дети проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД |
II. Этап постановки темы и цель урока.
| - Для начала определим тему урока. - Нам предстоит выполнить вычисления. - Вспомним, как нужно складывать двузначные числа, когда в разряде единиц получается число 10 или больше 10?
- Как будем вычитать, если при выполнении вычитания в разряде недостаточно единиц? - Поработаем в паре. - Не забываем о правилах работы в паре. - Назовите слово, которое получилось. - Знакомо ли вам слово «космос»? - Над какой же темой мы будем работать? - Не забудьте, что мы начали урок с необычного задания. (Первый полет человека в космос. Решение нестандартных задач.) - Определим цель урока. Составьте из слов предложение. - Учиться решать «нестандартные» задачи, узнать о первом полете человека в космос. - Для достижения цели необходимо поставить ряд задач, предлагаю восстановить их в правильной последовательности: Какая первая задача? Учиться строить план решения нестандартных задач; Уточнить наши представления о первом полете человека в космос; Выполнять практические задания по теме. - Ребята, вы молодцы! | Фронтально-индивидуальная работа. - Если при сложении двузначных чисел в разряде единиц получается число 10 или больше десяти, то единицы пишем под единицами, а 1 десяток переходит в десятки. - Надо занять единицу следующего разряда и над ним поставить точку. Работа в паре: Решение занимательной задачи «Расшифруй». Запись слова – «космос». Выборочные ответы . Космос – это все пространство, где расположены планета Земля, солнце, луна, звезды и другие планеты. Космос называют Вселенной – и она не имеет границ. При этом она так же наполнена другими звездами и планетами. | 1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД). 2.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания ( регулятивные УУД) 3.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата ( регулятивные УУД) 1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом ( регулятивные УУД). 2.Прогнозировать предстоящую работу (определять основной вопрос урока) ( регулятивные УУД). 3.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (коммуникативные УУД) 4.Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания (коммуникативные УУД). 5. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении (коммуникативные УУД). |
III. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
| - Запишите число в своих бортовых журналах. - Приступим к выполнению первого задания. Решаем задачи на преобразование объектов на плоскости. - На столбе висела табличка. Верхний винт, державший табличку, выпал, и табличка перевернулась. Восстановите, как выглядела надпись на табличке до того, как выпал винт. - Что можно сказать про число 12? - Как связана дата 12 апреля с темой урока? Сообщение: 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восток-1». На его борту находился старший лейтенант Советского Союза Юрий Гагарин. Летчик-космонавт с позывным «Кедр». | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. 12 апреля. - Целое, положительное, четное, двузначное. - 12 апреля – День космонавтики. | 1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД). 2.Принимать участие в обсуждении и формулирование цели конкретного задания ( регулятивные УУД) |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
| Решаем нестандартные задания с помощью таблиц. - Выполним второе задание. - Ответьте на вопросы задачи, заполнив таблицу. - Что надо знать о единице времени? - Подчеркните данные, необходимые для решения задачи. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток», которая впервые в истории доставила в космос корабль с человеком на борту. Корабль «Восток-1» должен был совершить один виток вокруг Земли и справился со своей задачей. Полет длился 108 минут (по другим данным – 106 минут). | Фронтально-индивидуальная работа. 1ч=60 мин Выборочные ответы. Взаимопроверка. 1 ч 48 минут 1 ч 46 минут | Развиваем умения: 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания. 2.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий) ( регулятивные УУД). 3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей (познавательные УУД) |
Динамическая пауза. | - Немного отдохнём!
| Выполнение движений. | Личностные УУД
|
V. Этап реализации построенного проекта.
| Решение задач на построение. - Приступим к выполнению третьего задания. - Поработаем в группах. Не забываем о правилах работы в группе. - Вам необходимо собрать макет корабля «Восток 1» из геометрических фигур по алгоритму. - Назовите геометрические фигуры. - Приступаем к выполнению задания. - Не забываем о правилах работы в группе. - Проверим, что у вас получилось. - Для того, чтобы ракета выдержала нагрузки, необходимо провести точные расчёты. - 1 ряд найдет периметр прямоугольника, 2 ряд – треугольника, у которого все углы острые, 3 ряд – треугольника, у которого есть прямой угол. - Проверим наши вычисления. - Какие знания вы применяли? - А теперь познакомимся с моделью корабля «Восток» из лего. | Работа в группах. Называют фигуры. Складывают фигуры по алгоритму. Проверяют работу по образцу. Периметр – сумма длин всех сторон многоугольника Демонстрация «полета». | 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий) (регулятивные УУД). 2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом регулятивные УУД). 3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей (познавательные УУД) |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
| Работаем с информацией: от текста к схеме. - Недавно Паша посетил культурный комплекс «Национальная деревня» и захотел рассказать одноклассникам об одной достопримечательности. Он начал рисовать план. Пользуясь Пашиным описанием, разместите на плане эту достопримечательность. Напротив СКК «Оренбуржье», в центре сквера нарисуйте кружок. Это памятник Ю.А.Гагарину. - Проверим по образцу. - Почему в нашем городе установлен памятник Ю.А.Гагарину? Решение текстовой задачи. 12 апреля 1986 года к юбилею первого полёта человека в космос в Оренбурге был поставлен памятник Юрию Гагарину. Сколько лет прошло со дня открытия памятника? - Сколько лет прошло после открытия памятника? | Работа в паре. - Находят по описанию объект и отмечают на плане. Сверяют образец и свой план. Памятник Юрию Гагарину в Оренбурге был открыт 12 апреля 1986 года к 25-летнему юбилею первого полёта человека в космос. Памятник поставлен на проспекте имени Юрия Гагарина, который был назван в его честь в 1961 году почти сразу после полёта Гагарина в космос. Индивидуальная работа. | 1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом) (коммуникативные УУД). 2. Выполнять работу в соответствии с заданным планом (регулятивные УУД)
|
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
| Вычислительная машина работает так: *+5-15=* Какое число будет получаться на выходе из машины, если в машину ввести число 20, 18, 16, 14, 12? Запиши числа через запятую. - Назовите последнее число. - Столько лет Ю.А.Гагарин учился в нашем городе.
| Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. Запись: 10, 8, 6, 4, 2. В Оренбургском высшем военном авиационном училище летчиков с 1955 по 1957 год учился Юрий Алексеевич Гагарин, первый в мире летчик-космонавт. | 1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД) 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД). |
VIII Этап включения в систему знаний и повторения. | - Вернемся к цели и задачам урока. Удалось ли нам решить все задачи? - Достигли мы цели? - Пригодятся в жизни эти знания?
| Высказывают свое мнение.
| 1.Выполнять работу в соответствии с заданным планом регулятивные УУД). 2.Самостоятельн о «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей (познавательные УУД). |
Домашнее задание | На выбор: карточка с заданием повышенного уровня, обязательного уровня. | | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Оцените свою работу на уроке. Выберете звезду красного цвета, те, кому было интересно на уроке и всё получалось, а звезду голубого цвета, те, у кого что-то не получилось? | Высказывают свое мнение. Оценивание работы. | 1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД) 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД). |
Бортовой журналDOCX / 301.2 Кб
Раздаточный материалDOCX / 235.74 Кб