Первый снег
Конспект занятия «Первый снег» и заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
Возрастная группа: подготовительная
Форма совместной деятельности: ООД
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): групповая, индивидуальная
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Средства: наглядные: фото иллюстраций «Зимние забавы», портрет А. Фета
литературные: стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
оборудование: мольберт, посылка со снежинкой
Цель: Создать условия для заучивания стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Задачи: Обучающие: Познакомить детей с новым стихотворением о первом снеге. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Развивающие: Развивать мышление, воображение, речевой слух и память. Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.
Воспитательные: Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь к природе. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Планируемые результаты: Выразительное чтение отрывка стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» наизусть.
Познакомить с новыми словами и определить их значение «тороватый», «салазки».
Организационный момент:
Воспитатель:
Здравствуй, друг.
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!
Мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли.
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить!
Основная часть
Ребята посмотрите, что сегодня я нашла у входа в группу. Вот такую небольшую посылку. Но без вас не стала в нее заглядывать. А хотите узнать, что же там все-таки нам прислали. Вам интересно? Ну, тогда я открываю…
Ой, а что это такое? Верно... а в какое время это бывает? Назовите слова, связанные с этим временем года. А чего же больше всего у нас зимой, с чем мы любим, играть…. Снег
Игровое упражнение «Подбери слова»
Вот у меня есть снежок, сейчас мы будем передавать его по кругу и говорить - Какой бывает снег?
А теперь давайте эти же слова будем говорить ласково, ведь смотрите какой он забавный , ну начнем…
Молодцы!!!
Ребята, а сейчас давайте, чтобы наша снежинка не растаяла, отправим ее к остальным снежинкам и они к нам, потом вернутся большим снегопадом. Чтобы родителям было из чего построить нам большую горку.
И так ставим все губы трубочкой – разминаем, потренировались. А теперь набрали воздуха как можно больше и дуем, еще сильнее. Улетела, но обещала вернуться…
Дети, а мы вот с вами поговорили о том, что зимой родители строят горку из снега. А для чего ее строят?
А какие зимние забавы вы еще знаете?
А в какие зимние игры мы можем поиграть с вами на участке?
ФИЗМИНУТКА:
Мы ладошки выставляем,
Ловить снежинки начинаем!
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много!
И растут везде сугробы.
Снег в ладошки наберём
И лепить снежки начнём!
Лепим, лепим, лепим ком
И бросаем вверх потом!
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе!
____________________________________
Мы сегодня с вами и говорили о снеге и играли со снежком. Скажите, а вам нравится зима?
Многие любят зиму, художники рисуют картины о зиме, писатели и поэты пишут сказки и стихотворения. Так вот сегодня я хотела бы вас познакомить с одним красивым стихотворением о зиме и написал это замечательное стихотворение русский поэт Афанасий Фет. А называется это стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка».
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Вопросы: О каком времени года говорится в стихотворении?
-Как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку), и первый снег? Существует примета: если кошка усердно (это как?) моет мордочку, быть гостям. А снег – чем не гость?
-Вы запомнили название стихотворения, а автора?
Все слова вам понятны?
Что означает слово салазки?
В стихотворении есть незнакомое нам слово – тороватый, (просит детей повторить слово, четко проговаривая его)
Слово “тороватый” в стихотворении Афанасия Фета «Мама! глянь-ка из окошка…» имеет следующее значение: щедрый, великодушный, не скупой.
Сейчас давайте разомнем наш язычок и губки и пропоем алфавит…
Воспитатель повторяет первые шесть строк стихотворения:
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
«Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать по-разному. Попробуем (3–4 ответа)
А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? Он увидел, что грязи нет…» (3–4 ребенка читают эти строчки)
Воспитатель повторяет отрывок и присоединяет к нему следующие шесть строк:
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Воспитатель повторяет стихотворение, дети могут читать вместе с ним, но без голоса.
Давайте сейчас с вами по очереди будем говорить строчки из стихотворения, а остальные следят внимательно.
Кто то желает полностью рассказать стихотворение…
Рефлексия:
-Ребята, а как называется стихотворение?
-Кто автор?
Какая примета связана с умыванием кошек?
Понаблюдайте дома за своей кошкой, а потом нам расскажете работает ли примета…
Еще хочу обратить ваше внимание на то, что в нашем книжном уголке появились новые книги о зиме.
- вы меня сегодня очень порадовали своей работой на занятии. Молодцы!!!