Статья «Пещерные храмы Придонья»

0
0
Материал опубликован 24 March 2023

Статья: «Пещерные храмы Придонья»

 

Автор работы: Аносова Елена Юрьевна

Православию принадлежит особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. История Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

    Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.

 Есть на земле места, всегда привлекающие человека и оставляющие в душе глубокий след- это  ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ ПРИДОНЬЯ /ДИВНОГОРЬЕ, КОСТОМАРОВО, БЕЛОГОРЬЕ/ Здесь как бы раскрываются величественные картины мироздания, ушедшие эпохи, происходит переосмысление истории. Такие места есть и в центре Черноземья.

 Мне захотелось получить больше информации об этих удивительных местах   

 

 

Монастырь – Град Небесный на земле

Монастырь есть «иномирье – образ града небесного» на земле. 

 Л. Лебедев пишет, что «в наиболее чистом виде образ Града Небесного осуществлялся в русских монастырях, особенно тех, что находились в стороне, вдали от шумных городов… Такие монастыри  и были подлинно образами Града Небесного, возникшими на земле как напоминание и свидетельство о конечной цели христианского жительства – достижении вечного пребывания с Богом в Его Небесном царстве и Иерусалиме Новом...».

 Впервые понятие Небесного Града появилось в Библии, в «Откровении святого Иоанна Богослова» (XXI: 10–24; XXII: 1–2). Выражение предельной гармонии, символическое единство физического и духовного, а также объяснение с помощью земных образов абстрактных райских категорий-так описывается Небесный Град в Библии.  

 Образ Небесного Града формировался на протяжении всей истории русской литературы. Но наиболее ярко он воплотился в творчестве писателей XIX века. Особенно важна мысль о «чаемой земле» для Ф. М. Достоевского  В его представлении, земная жизнь человека – странничество, путь совершенствования души для соборного единения с другими людьми и обретения гармонии с Богом: 

«На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом». 

Достоевский писал о том, что чувство связи горнего и дольнего сокрыто в душе каждого человека – «даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным». 

В романе «Братья Карамазовы», в соответствии с выраженной в нем воскресительной идеей, воплотилась вера в воплощении Небесного Иерусалима на земле путем самосовершенствования человека и общества, окружающего мира. В словах отца Паисия связывается мирское и вечное: 

«Господь наш Иисус Христос именно приходил установить церковь на земле. Царство небесное разумеется не от мира сего, а в небе, но в него входят не иначе как чрез церковь, которая основана и установлена на земле <…>». 

В конечном итоге, архитектурная концепция православного монастыря – замкнутого пространства, компактного и стремящегося к композиционному завершению объема – выражала идею православного, религиозно-культурного и общественно-духовного центра окружающей местности, «Града небесного на земле».

 

Дивногорье

 Вблизи устья Тихой Сосны, на правом берегу Дона взору открываются меловые скалы Дивногорья, причудливые башни и столбы которых венчают собой крутые холмы правого берега. Здесь находиться самый древний монастырь в Воронежской Епархии, жемчужина Подонья- Дивногорский Успенский мужской монастырь по преданью, монастырь был основан греческими монахами Ксенофонтом и Иоасафом, прибывшими сюда из Сицилии в 11 веке.

Красивая местность Дивногорья, при впадении Тихой Сосны в Дон, с ее белыми утесами и столбами. Самым знаменательным здесь было то, что икона Божией Матери была вознесена на меловой столб, указав явное расположение Царицы Небесной к основанию монашеской обители.

Главная святыня Дивногорского монастыря- Сицилийская икона Божией матери.

В 1831 году в Воронежской губернии свирепствовала холера, от которой не было никакого спасения. В эту страшную годину Царица Небесная явилась во сне одной благочестивой женщине, в том виде, как Она изображена на Сицилийской иконе, и повелела взять Ее икону в Дивногорском монастыре и совершить перед ней молебствие. Когда повеление было исполнено, холера прекратилась.

В монастырских летописях описано множество случаев чудесной помощи Царицы Небесной по молитвам верующих у этой иконы. Как раньше, так и теперь, многие обращаются к Сицилийской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богороды.

 

Церковь в Больших Дивах 

В двух километрах от монастыря, в меловой группе столбов, высечена небольших размеров церковь и вокруг нее подземный ход. Во втором уровне над пещерной церковью находятся три кельи. 

Вход в церковь открывается наружу аркой. Церковь в полумраке. Свет слабо проникает через небольшое окно, проделанное над входной дверью. Для поддержания свода в середине церкви высечены несколько столбов. Храм освящен в честь иконы Сицилийской Божией Матери. С небольшой площадки перед храмом открывается чудесный вид на пойму реки Дон и заливные луга.

Церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи

Эта древняя церковь высечена в меловой горе. И долгое время в алтаре сохранялась надпись, свидетельствующая об освящении храма митрополитом Белгородским Авраамием в 1693 году. Сейчас церковь эта находится под угрозой разрушения, поэтому насельниками монастыря проводятся работы по укреплению свода пещеры и пещерных ходов. Церковь устроена так, что во время богослужений, которые проходят здесь несколько раз в год, монахи имели отделенные от народа специальные места для молитвы. В этом храме до времени под спудом находятся и святые мощи потрудившихся здесь монахов.

 

Белогорье

Это самые большие по протяженности рукотворные пещеры в России. К моменту официального открытия Белогорского Воскресенского монастыря (1882г) длина пещер составляла 2,2 км.

Пещеры расположены на крутой меловой горе, в скале, отвесно стоящей над берегом реки. Входы в пещеры находятся на довольно большой высоте. Отсюда в глубь горы спускаются широкие коридоры. 

Что касается истории возникновения белогорских пещер, то из-за скудости сохранившихся источников, существует много разнообразных предположений. Но с большей или меньшей достоверностью можно отнести их начало к 13 веку. Известно также о трудах подвижницы Марии Шерстюковой в конце 18 века. 

Мария Шерстюкова

В 1795 году, удручаясь крайней бедностью и терпя поношения и презрение, она, как блудный сын, описанный в Евангелии, пришла в себя и решила покаяться. Для исповедания грехов своих и наставления, как спастись , она отправилась пешая в Киев, где жила, питаясь подаянием от христолюбцев, ежедневно молясь у Лаврских святынь. Исповедалась она у иеромонаха, имя нам не известно. Он благословил Марию на богоугодные труды, постоянную молитву, пост, сухоядение, всегдашнюю трезвость и непрестанное сокрушение о своих грехах. Иеромонах бывал в Белогорье и хорошо знал о покрытых лесом меловых горах над рекой Дон. Советовал ей, избрав в этой горе уединенное место, ископать пещеру для занятия богомыслием, по примеру преподобного Антония Киево-Печерского. Наставление духовника глубоко впечатлелось в ее уме и сердце, и она тогда же решилась исполнить его на самом деле. Мария возвратилась в Белогорье и в безмолвии, строгом воздержании, избрав на правом берегу Дона, недалеко от хутора Кирпичи, высокую меловую скалу местом своего уединения, на пятьдесят шестом году жизни начала копать пещеру. Свыше 20 лет продолжался подвиг основательницы Белогорских пещер.

Костомарово

Расположенная в 180 км к югу от Воронежа, среди меловых гор, земля эта, по свидетельству знающих людей, очень напоминает Палестину: и полупустынный пейзаж, и ярко-синее небо, и особые целебные травы, которые произрастают только здесь. При входе в собор стоят большие нерукотворные столбы-дивы, напоминающие башни древних монастырей. Сейчас в них устроена колокольня.

Во время царствования Алексея Михайловича здесь образовался мужской Белогорский Воскресенский монастырь. А выше монастыря по Дону был скит. До настоящего времен сохранился большой двухпрестольный пещерный собор. Главный престол его освящен в честь Нерукотворного образа Спаса, второй престол- в честь святых мучениц Веры, Надежды и Любови. Паломники едут в святое место со всех концов России, чтобы увидеть вторую Палестину. Как и на Святой Земле, здесь есть Голгофа с большим деревянным крестом. И гора Фавор И Гефсиманский сад. В монастыре кровоточит икона Валаамской Божией Матери, по преданию подаренная монастырю императором Александром 1 и простреленная богоборцами в лихие годы. От этой святой иконы произошло несколько чудесных исцелений.

 

 

 

 

Вывод

    Без прошлого нет будущего.  Для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа.   Одной из сторон нравственной характеристики человека является уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. А ведь именно перед нами, молодым поколением, стоит задача их восстановления.

 

 

Литература и ссылки на ресурсы Интернета

 

1.Брошюра «Костомаровский Спасский епархиальный женский монастырь», г. Воронеж, 2017 год

2.https://www.vob-eparhia.ru/index.php?gr=20170

 

3.http://veravverav.blogspot.ru/2015/03/blog-post_46.html

4.http://www.stihi.ru/2015/06/01/9936

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.